Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Республики Калмыкия
от 18 марта 2020 г. N 315пр
Регламент
проведения телемедицинских консультаций в системе здравоохранения Республики Калмыкия
1. Основные термины
Абонент - юридическое или физическое лицо (лечащий врач), представляющее клинический случай для процедуры телемедицинского консультирования.
Консультант - специалист или группа специалистов, рассматривающих клинический случай.
Консилиум - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения.
Телемедицина - прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных телекоммуникационных технологий. Предмет телемедицины заключается в обмене медицинской информацией между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, провайдеры медицинской помощи и другие субъекты. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения.
Телемедицинская услуга - предоставление медицинской информации и оказание медицинских услуг с применением телемедицинских технологий, а также собственно деятельность по организации телемедицинских услуг.
Телемедицинская консультация (ТМК) - телемедицинская услуга по удаленному предоставлению консультационных услуг в области медицины средствами телемедицинских технологий. Объектом телемедицинской консультации может являться клинический случай конкретного пациента, отдельные данные клинического обследования и т.п.
Телемедицинская сеть (ТМС) - система телемедицинских центров, пунктов, объединенных телекоммуникационной инфраструктурой с целью предоставления доступа к телемедицинским ресурсам поставщиков, потребителей и провайдеров телемедицинских услуг.
Телемедицинский консультационный центр (ТМКЦ) - организация здравоохранения, имеющая в штате высококвалифицированных врачей по различным направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно-диагностических процедур, а также организации обучения (проведение семинаров, лекций) врачей на удаленных станциях телемедицинской сети.
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.
2. Общие положения
2.1. Целями создания телемедицинской сети Республики Калмыкия (далее - ТМС) являются:
- повышение эффективности работы ЛПУ любого уровня за счет использования опыта медэкспертов регионального, российского и международного уровня для постановки диагноза, выбора методов и средств лечения;
- совершенствование и развитие непрерывного образования в области медицины, включая курсы и тренинги по профилю телемедицины;
- снижение и рационализация расходов населения и страховых медицинских фондов на высококвалифицированные медицинские услуги за счет исключения необходимости транспортировки пациентов в крупные медицинские центры;
- интеграция медицинских учреждений Республики Калмыкия в российскую и мировую системы учреждений телемедицины.
2.2. С помощью ТМС предполагается осуществлять следующие мероприятия:
- проведение телемедицинских консультаций и консилиумов между головными и районными телемедицинскими консультационными центрами Республики Калмыкия, так и с участием специалистов из других медицинских учреждений России и зарубежных клиник;
- расшифровка, описание и интерпретация данных электрокардиографических исследований с применением телемедицинских технологий;
- дистанционное обучение как сотрудников ЛПУ Республики Калмыкия, так и сотрудников других медицинских учреждений силами сотрудников ЛПУ;
- проведение научных мероприятий с дистанционным участием сотрудников ЛПУ Республики Калмыкия, а также сотрудников других организаций, а также дистанционное участие специалистов ЛПУ в научных мероприятиях, проводящихся другими медицинскими организациями;
- решение различных управленческих задач, в том числе проведение совещаний с дистанционным участием сотрудников ЛПУ, а также с участием специалистов из других медицинских учреждений.
2.3. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий проводятся в режиме реального и (или) отсроченного времени:
- проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме реального времени осуществляется при помощи программного комплекса "Trueconf" и предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой медицинский работник (лечащий врач, либо фельдшер, акушер, на которого возложены функции лечащего врача в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья) непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами - участниками консилиума);
- проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме отсроченного времени осуществляется по электронной почте и предусматривает консультацию, при которой консультант (врачи - участники консилиума) дистанционно изучает медицинские документы пациента и иную информацию о состоянии здоровья пациента, готовит медицинское заключение без использования непосредственного общения с лечащим врачом и (или) медицинским работником, проводящим диагностическое исследование.
2.4. Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий проводятся:
а) в экстренной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни больного;
б) в неотложной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни больного;
в) в плановой форме - при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи.
2.5. Структура ТМС Республики Калмыкия:
- головные телемедицинские консультационные центры, создаваемые на базе ЛПУ республиканского уровня;
- телемедицинские консультационные центры, создаваемые на базе районных медицинских учреждений для оказания специализированной медицинской помощи.
3. Показания для телемедицинского консультирования (ТМК)
Необходимость осуществления ТМК может возникнуть в ситуациях, когда условия и возможности конкретной медицинской организации не соответствуют тяжести состояния пациента и требуют привлечения дополнительных сил и средств для оптимального разрешения возникшей ситуации в интересах пациента.
Существуют также следующие показания для проведения удаленных клинических консультаций:
- определение (подтверждение) диагноза;
- определение (подтверждение) тактики лечения;
- необходимость диагностики и определения тактики лечения редких, тяжелых или атипично протекающих заболеваний;
- определение методов профилактики осложнений;
- необходимость выполнения нового и/или редкого вида оперативного (лечебного или диагностического) вмешательства, процедуры и т.д.;
- отсутствие специалиста в данной или смежной медицинской отрасли или недостаточный клинический опыт для диагностики или лечения заболевания;
- сомнения пациента в правильности, поставленного или не поставленного диагноза, рекомендованного или не рекомендованного лечения и его результатов, разбор жалоб;
- изыскание возможности снижения финансово-экономических затрат на диагностику и лечение пациента без ущерба для их качества и эффективности;
- поиск и определение наилучшей организации здравоохранения для неотложного и планового лечения данного пациента, согласование условий и сроков госпитализации;
- оказание медицинской помощи при значительном удалении пациента от медицинских центров (авиаперелет, мореплавание, горные районы, боевые условия и т.д.), невозможность преодоления географического расстояния между медицинским работником и пациентом;
- географическая удаленность отдельных специалистов, которых необходимо посетить пациенту в ходе обследования;
- поиск альтернативных путей решения клинической задачи;
- получение дополнительных знаний и умений по данной клинической проблеме.
4. Порядок организации и проведения телемедицинских консультаций в ТМС Республики Калмыкия
4.1. Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий осуществляются в сроки:
- в экстренной форме - от 30 минут до 2 часов с момента поступления запроса на проведение консультации (консилиума врачей) в консультирующую медицинскую организацию;
- в неотложной форме - от 3 до 24 часов с момента поступления запроса в консультирующую медицинскую организацию при проведении консультации (консилиума врачей) с применением телемедицинских технологий;
- в плановой форме - исчисление сроков при проведении консультаций (консилиумов врачей) в плановой форме осуществляется с момента поступления запроса на проведение такой консультации (консилиума врачей).
4.2. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи в режиме реального времени.
Решение о необходимости и сроках проведения ТМК специалистом (специалистами) другого профиля принимается лечащим врачом или дежурным врачом и согласовывается соответственно с заведующим отделением или старшим дежурным врачом организации здравоохранения.
Лечащий врач или дежурный врач (далее - абонент) направляет заявку на электронную почту ответственного за ТМК головного телемедицинского консультационного центра на проведение консультации в режиме реального времени с использованием программного комплекса "Trueconf". В случае необходимости осуществляется подключение других головных телемедицинских консультационных центров.
В указанную дату и время осуществляется подключение посредством программного комплекса "Trueconf" между врачом-консультантом головного телемедицинского центра и абонентом и происходит их непосредственное взаимодействие.
По завершении телемедицинской консультации врачом-консультантом заполняется, подписывается "Протокол консультации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий" установленного образца и направляется по электронной почте в инициирующую ЛПУ. Также врачом - консультантом вносятся данные по оказанной услуге в МИС "САМСОН" для оплаты случая в рамках ОМС. Абонентом и консультантом ведется "Журнал регистрации телемедицинских консультации". В случае проведения консилиума врачей протокол консилиума врачей подписывается всеми врачами-участниками консилиума.
Все решения - вид и объем лечения, продолжение наблюдения, снятие с наблюдения, необходимость медицинской эвакуации врач-консультант принимает самостоятельно с учетом динамики в состоянии пациента. Ответственность за вынесенное заключение и адекватность назначенного лечения возлагается на врача-консультанта (членов телеконсилиума). Для проведения ТМК привлекаются специалисты более высокой квалификации, чем специалисты организации здравоохранения, представляющей клинический случай для ТМК, или специалисты другого профиля. ТМК проводится в присутствии лечащего врача, а при необходимости - заведующего отделением (заместителя главного врача по медицинской части).
Решение о применении методов диагностики и лечения, содержащихся в заключение консультанта (консилиума), принимается лечащим врачом.
Ответственность за изменения в состоянии здоровья пациента, наступившие из-за выполнения/невыполнения рекомендаций консультанта, несет лечащий врач.
4.3. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи в режиме отсроченного времени.
Решение о необходимости и сроках проведения ТМК специалистом (специалистами) другого профиля принимается лечащим врачом или дежурным врачом и согласовывается соответственно с заведующим отделением или старшим дежурным врачом организации здравоохранения.
Лечащий врач или дежурный врач (далее - абонент) направляет заявку на электронную почту ответственного за ТМК головного телемедицинского консультационного центра на проведение консультации в режиме отсроченного времени с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Не позднее 3-х дней с момента получения заявки на консультацию (консилиум врачей) в режиме отсроченного времени, врачом-консультантом (консилиумом врачей) головного телемедицинского центра без использования непосредственного общения с лечащим врачом и (или) медицинским работником выносится заключение, заполняется "Протокол консультации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий" установленного образца и направляется по электронной почте в инициирующую ЛПУ. Также врачом - консультантом вносятся данные по оказанной услуге в МИС "САМСОН" для оплаты случая в рамках ОМС. Абонентом и консультантом ведется "Журнал регистрации телемедицинских консультаций".
Все решения - вид и объем лечения, продолжение наблюдения, снятие с наблюдения, необходимость медицинской эвакуации врач-консультант принимает самостоятельно с учетом динамики в состоянии пациента. В случае проведения консилиума врачей протокол консилиума врачей подписывается всеми врачами-участниками консилиума. Ответственность за вынесенное заключение и адекватность назначенного лечения возлагается на врача-консультанта (членов телеконсилиума).
Для проведения ТМК привлекаются специалисты более высокой квалификации, чем специалисты организации здравоохранения, представляющей клинический случай для ТМК, или специалисты другого профиля. ТМК проводится в присутствии лечащего врача, а при необходимости - заведующего отделением (заместителя главного врача по медицинской части).
Решение о применении методов диагностики и лечения, содержащихся в заключение консультанта (консилиума), принимается лечащим врачом.
Ответственность за изменения в состоянии здоровья пациента, наступившие из-за выполнения/невыполнения рекомендаций консультанта, несет лечащий врач.
4.4. Организация проведения консультаций при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований.
Необходимость проведения консультаций с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований устанавливает лечащий врач и (или) медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование.
Лечащий врач и (или) медицинский работник направляет данные электрокардиографических исследований в программном комплексе "Валента" для расшифровки, описания и интерпретации в головной телемедицинский консультационный центр.
Медицинский работник головного телемедицинского консультационного центра осуществляет расшифровку, описание и интерпретацию полученных электрокардиографических исследований и направляет лечащему врачу результаты диагностического исследования посредством программного комплекса "Валента".
По результатам проведения расшифровки, описания и интерпретации электрокардиографических исследований консультант заполняет журнал диагностических исследований (Приложение N 9) и вносит данные по оказанной услуге в МИС "САМСОН" для оплаты случая в рамках ОМС.
5. Рекомендации по проведению ТМК
При ТМК необходимо реализовать следующие мероприятия:
- перед сеансом ТМК врач должен дать пациенту четкие и вразумительные пояснения, касающиеся его необходимости или желательности, а также возможностей и ограничений ТМК;
- врач обязан получить письменное согласие на обработку персональных данных с целью проведения телемедицинской консультации;
- технический персонал, обрабатывающий и пересылающий информацию в ТМС, должен давать подписку о выполнении норм, требований и правил организационного и технического характера, касающихся защиты обрабатываемой информации, а также о ее неразглашении;
- при пересылке (размещении в компьютерной сети) медицинской информации необходимо заботиться о соблюдении врачебной тайны; вся информация о пациенте пересылается только в анонимном виде; со всех изображений (рентгенограмм, томограмм, МРТ-грамм и т.д.) "стирается" с помощью графического редактора персональная информация (фамилия, номер медицинской карты и т.д.);
- все персональные компьютеры должны иметь только авторизированный доступ (через пароль); папки и локальные диски, содержащие материалы ТМК, должны быть закрыты для доступа по локальной сети.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.