г. Калуга |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А14-10025/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Егорова Е.И. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ООО ТД "Воронежстальмост" (ОГРН 1023601549443; г. Воронеж, ул. Волгоградская, д.39) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Воронежской области (г. Воронеж, ул. 9 Января, д.36) |
Ковалевой О.Р. - представителя (доверен. от 04.02.2013 г. N 03-12/00467, пост.),
|
рассмотрев кассационную жалобу ООО Торговый дом "Воронежстальмост" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2013 г. (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 г. (судьи Скрынников В.А., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А14-10025/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Воронежстальмост" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области от 06.12.2011 г. N 12 об отказе в возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению за 2 квартал 2011 года в сумме 416070 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО Торговый дом "Воронежстальмост" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки представленной ООО Торговый дом "Воронежстальмост" уточненной (корректировка N 1) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года составлен акт от 01.11.2011 г. N 55 и приняты решение от 06.12.2011 г. N 56 об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которым ООО ТД "Воронежстальмост" предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерской и налоговой отчетности, а также решение N 12 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 438937 руб.
Решением Управления ФНС России по Воронежской области от 25.01.2012 г. N 15-2-18/00824 решение инспекции от 06.12.2011 г. N 12 изменено и обществу отказано в возмещении НДС в сумме 429811 руб.
В обоснование отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 г. в спорной сумме положены выводы налогового органа о необоснованном применении обществом налоговых вычетов на основании счетов-фактур, в которых выделен НДС по ставке 18%, предъявленных по услугам, связанным с поставками заявителем товаров на экспорт.
Не согласившись с решением инспекции от 06.12.2011 г. N 12 (в редакции решения управления), ООО Торговый дом "Воронежстальмост" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 171 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса (ст.172 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ установлено, что счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.
В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть указана налоговая ставка (пп.10 п.5 ст.169 Кодекса).
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 г. N 13893/08, налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять предусмотренную налоговым законодательством ставку налога.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 г. N 372-О-О налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
В соответствии с положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 г. и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 г. налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Протокола предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) - 4) пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации; работ (услуг), связанных с указанной в абзаце втором настоящего подпункта перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых товаров (вывозимых продуктов переработки).
Судами правомерно указано, что местом реализации услуг по перевозке товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, является территория Российской Федерации, и при взимании (уплате) косвенных налогов при экспорте товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь российскими поставщиками и перевозчиками подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ (действующие с поправкой на нормы соответствующих международных соглашений).
Поэтому услуги по перевозке и (или) транспортировке товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, оказываемые российскими организациями, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации, в силу чего на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ подлежат налогообложению по ставке 0%.
Отклоняя доводы налогоплательщика о правомерном применении ставки 18% по оказанным ему ОАО "РЖД" услугам по перевозке на железнодорожном транспорте экспортного товара в Республику Беларусь, мотивированные тем, что ставка 0% при оказании предусмотренных пп. 9 п.1 ст. 164 НК РФ услуг применяется только при условии, если на перевозочных документах проставлены указанные в п.5 ст. 165 Налогового кодекса РФ отметки таможенных органов о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, суды обоснованно указали, что отсутствие в перевозочных документах отметок российских таможенных органов, подтверждающих выпуск товаров с таможенной территории Российской Федерации, является прямым следствием отмены таможенного контроля на границе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в силу которого проставление таких отметок не требуется.
Кроме того, судами правильно отмечено, что Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 245-ФЗ пункт 1 ст. 164 НК РФ дополнен подпунктом 9.1, предусматривающим применение нулевой ставки в отношении налогообложения выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров.
Рассматривая спор по вопросу применения ставки 18% по оказанным заявителю услугам ОАО "Первая грузовая компания", ООО "Восход" в рамках договоров по организации железнодорожных перевозок грузов, помещенных под таможенный режим экспорта, а также по оказанию обществу услуг таможенными брокерами - ООО "Руста-Брокер" и ООО "НПП Контакт", суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2011, налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2011 г.) налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации услуг по международной перевозке товаров, под которой понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данного подпункта распространяются на оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
По условиям заключенного обществом с ОАО "Первая грузовая компания" договора об оказании экспедиционных услуг исполнитель (ОАО "Первая грузовая компания") обязуется организовать за счет заказчика оплату железнодорожного тарифа за перевозку согласованного сторонами в заявках груза и иных услуг, необходимых для выполнения договора. В протоколе согласования договорной цены к данному договору стороны согласовали оказание исполнителем следующих услуг: оплата провозных платежей за перевозку грузов (металлические конструкции) на территории Российской Федерации в размере 5% от стоимости провозных платежей.
Кроме того, обществом заключены договоры с ООО "Руста-Брокер", в соответствии с которым ООО "Руста-Брокер" осуществляет для заявителя таможенные операции и другие функции в области таможенного дела, представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами, а также оказывает информационное и консультационное обслуживание, и с ООО "НПП Контакт", в соответствии с которым брокер обязуется за счет от имени и по поручению клиента оказывать ему услуги по совершению операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, выполнению других посреднических функций
В рамках заключенного заявителем договора с ООО "Восход" на оказание услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика, а именно, услуг по предоставлению вагонов для участия в процессе грузов, обеспечению наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, полностью отвечающих требованиям, предъявляемых подвижному составу, используемому для перевозок груза, ООО "Восход" были оказаны обществу услуги по предоставлению платформ 54735923, 54736103, 54064837, 54736244 под погрузку на станции Придача Юго-Восточной железной дороги.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 06.11.2007 г. N 10249/07, от 20.11.2007 г. N 7205/07, от 19.02.2008 г. N 12371/07, от 03.11.2009 г. N 9476/09, Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.04.2009 г. N 475-О-О, операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также положениями главы 41 ГК РФ, положениями таможенного законодательства, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованные выводы, что оказанные обществу спорные услуги непосредственно связаны с реализацией заявителем товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в связи с чем применение к рассматриваемым операциям налоговой ставки 18% и предъявление налога на добавленную стоимость к вычету, является неправомерным.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с данными выводами судов, не опровергают их, не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, поэтому отклоняются.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.03.2013 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 г. по делу N А14-10025/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.