В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" администрация городского округа город Воронеж постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории городского округа город Воронеж.
2. Признать утратившим силу постановление администрации городского округа город Воронеж от 11.09.2013 N 832 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории городского округа город Воронеж".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава городского округа город Воронеж |
В.Ю. Кстенин |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории городского округа город Воронеж
(утв. постановлением администрации городского округа город Воронеж от 15 июля 2021 г. N 687)
I. Общие положения
1.1. В настоящем Положении определяется общий порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории городского округа город Воронеж (далее - ЧС).
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, употребляются в том значении, в каком они использованы в Федеральных законах от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Законе Воронежской области от 29.05.1997 N 3-II-ОЗ "О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлении администрации Воронежской области от 30.01.1997 N 90 "О порядке организации и проведении аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Воронежской области", постановлении администрации городского округа город Воронеж от 18.03.2021 N 209 "О Воронежском городском звене Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
1.3. АСДНР на территории городского округа город Воронеж (далее - территория города Воронежа) организуются и проводятся в целях спасания людей и имущества, локализации ЧС и подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия поражающих факторов источника ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ.
1.4. АСДНР включают в себя:
- прием и обработку вызовов;
- выезд и следование в зону ЧС;
- развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;
- разведку зоны ЧС;
- поиск, спасение пострадавших в зоне ЧС, оказание им первой помощи и подготовку к эвакуации в безопасные районы;
- локализацию ЧС;
- выполнение специальных работ и документальное подтверждение их завершения;
- сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.
1.5. АСДНР на территориях и в организациях, на которые разработаны в установленном порядке планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, должны осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.
1.6. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
1.7. К аварийно-спасательным работам при ликвидации ЧС на территории города Воронежа отнесены:
- поисково-спасательные работы;
- газоспасательные работы;
- работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий.
К аварийно-спасательным работам привлекаются профессиональные аварийно-спасательные службы; профессиональные, нештатные, общественные аварийно-спасательные формирования, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованные в установленном порядке.
Проведение аварийно-спасательных работ осуществляется в первую очередь силами и средствами организации, объекта экономики независимо от форм собственности под непосредственным руководством руководителя ликвидации ЧС.
1.8. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
К другим неотложным работам при ликвидации ЧС на территории города Воронежа отнесены аварийно-восстановительные работы и другие работы по ликвидации последствий ЧС, характеризующиеся отсутствием угрозы жизни и здоровью проводящих эти работы людей.
1.9. АСДНР проводятся силами и средствами Воронежского городского звена Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ВГЗЧС).
Для проведения АСДНР создается группировка сил и средств. Основу группировки составляют силы постоянной готовности: аварийно-спасательные службы (далее - АСС), аварийно-спасательные формирования (далее - АСФ), иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
1.10. Непосредственными участниками АСДНР являются личный состав органов управления и подразделений, уполномоченных на проведение таких работ (АСС Воронежской области, поисково-спасательного отряда МКУ "Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа", подразделений пожарно-спасательных частей Главного управления МЧС России по Воронежской области), АСФ организаций, добровольные спасатели и пожарные, военнослужащие, сотрудники и работники других ведомств, принимающие непосредственное участие в ликвидации ЧС (далее - привлекаемые силы и средства).
1.11. Привлечение АСС, АСФ, других формирований и организаций ВГЗЧС к ликвидации ЧС осуществляется:
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
- по решению уполномоченных на то должностных лиц администрации городского округа город Воронеж, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных АСС, АСФ, на основе запроса администрации городского округа город Воронеж и организаций, на территории которых сложились ЧС, на основе запроса руководителя ликвидации ЧС.
II. Руководство АСДНР
2.1. Руководство силами и средствами, привлеченными к АСДНР при ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации ЧС, назначенный решением главы городского округа город Воронеж, на основании решения комиссии администрации городского округа город Воронеж по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил ВГЗЧС.
2.2. Решения руководителя ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС по руководству работами при ликвидации ЧС.
2.3. Отстранение от исполнения обязанностей руководителя ликвидации ЧС и назначение на эту должность другого лица производится по письменному распоряжению главы городского округа город Воронеж.
2.4. Руководитель АСС, АСФ (подразделения АСФ), старший оперативной группы КЧС и ОПБ, руководитель организации, на территории которой произошла ЧС, прибывший в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия руководителя ликвидации ЧС, назначенного в порядке, определенном в пункте 2.1 настоящего Положения.
2.5. Порядок действий руководителя ликвидации ЧС по прибытии в район ЧС:
- заслушивает представителей управ районов городского округа город Воронеж, руководителей организаций, попавших в зону ЧС, о сложившейся обстановке в районе ЧС;
- принимает решение о проведении мероприятий по ликвидации ЧС;
- определяет участки (сектора), объемы, виды и способы ведения на них АСДНР, назначает руководителей работ по ликвидации ЧС на участках (секторах);
- ставит задачи руководителям АСС, АСФ (подразделений) и руководителям работ на участках (секторах), организует их взаимодействие, обеспечивает выполнение поставленных задач;
- развертывает пункт управления, определяет порядок связи с руководителями АСС, АСФ (подразделений) и руководителями работ на участках (секторах), взаимодействующими органами управления ВГЗЧС;
- осуществляет контроль за изменением обстановки в ходе проведения АСДНР, принимает соответствующие решения;
- привлекает при необходимости дополнительные силы и средства, организует их встречу, размещение и расстановку;
- создает резерв сил и средств, организует посменную работу, питание и отдых людей;
- назначает должностное лицо, ответственное за соблюдение мер безопасности при проведении АСДНР;
- организует пункты сбора пострадавших и оказание первой медицинской помощи;
- организует своевременное доведение информации об изменении обстановки и ходе проведения АСДНР до населения;
- заслушивает по окончании выполнения работ доклады руководителей АСС, АСФ (подразделений), при необходимости лично проверяет их завершение;
- докладывает главе городского округа город Воронеж о ходе выполнения и завершении работ по ликвидации ЧС;
- определяет порядок убытия с места проведения АСДНР сил и средств, участвовавших в ликвидации ЧС.
2.6. В случае крайней необходимости руководитель ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
- об ограничении доступа людей в зону ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зоне ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Воронежской области, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по ее ликвидации.
2.7. Ведение АСДНР осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации ЧС, которое он принимает на основе оценки обстановки.
В решении определяются:
- замысел ликвидации ЧС;
- основные задачи формирований и подразделений;
- основные вопросы взаимодействия;
- основные вопросы организации всестороннего обеспечения;
- вопросы организации управления;
- вопросы связи, мониторинга, контроля и обмена информацией.
Основу решения составляет замысел ликвидации ЧС, в котором определяются:
- решающее направление применения сил и средств, районы, участки сосредоточения основных усилий;
- способы и очередность локализации ЧС, проведения АСДНР и других необходимых специальных работ;
- состав и порядок построения группировки сил;
- сектора и участки проведения АСДНР в соответствии с видами работ и возможностями привлекаемых сил и средств;
- порядок работы, а при необходимости смены участников ликвидации ЧС;
- пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания и отдыха, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи.
2.8. Задачи для подразделений ВГЗЧС, привлеченных к АСДНР, доводятся распоряжениями. При постановке задач указываются:
- краткие выводы из оценки обстановки;
- объект, на котором произошла ЧС;
- вид ЧС, возможные поражающие факторы источника ЧС;
- замысел проведения АСДНР;
- задачи для подразделений, действующих на решающем направлении;
- задачи для подразделений, действующих на других направлениях (участках), и обеспечивающих подразделений;
- место пункта управления и руководителя ликвидации ЧС.
2.9. Руководители АСС, АСФ обязаны:
- получить задачу у руководителя ликвидации ЧС;
- произвести разведку и доложить руководителю ликвидации ЧС обстановку в месте проведения аварийно-спасательных работ;
- организовать выполнение задач, поставленных руководителем ликвидации ЧС;
- осуществлять взаимодействие и поддерживать связь между подразделениями, привлеченными для ликвидации ЧС;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и при необходимости сообщать руководителю ликвидации ЧС о необходимости привлечения дополнительных сил и средств;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых людей;
- назначить ответственного за соблюдением мер безопасности;
- организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;
- по окончании работ заслушать командиров подразделений, лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах), доложить о завершении аварийно-спасательных работ руководителю ликвидации ЧС;
- организовать при необходимости проведение санитарной обработки личного состава и специальной обработки техники;
- определить порядок убытия подразделений с места работ.
2.10. При ликвидации ЧС решением руководителя ликвидации ЧС могут создаваться нештатные структуры управления и обеспечения: оперативный штаб ликвидации ЧС (далее - ОШ ЛЧС), рабочие участки и сектора, пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.
2.11. Рабочий участок (сектор) - часть зоны ЧС, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной основной задачей и единым руководством.
Рабочие участки создаются в соответствии с решением руководителя ликвидации ЧС по месту ведения или видам АСДНР. При создании в зоне ЧС 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько рабочих участков.
Ведение АСДНР на рабочем участке возглавляет начальник участка, в секторе - начальник сектора. Начальники рабочих участков (секторов) назначаются руководителем ликвидации ЧС.
Начальник рабочего участка (сектора) непосредственно подчиняется руководителю ликвидации ЧС, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем участке (секторе) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения руководителя ликвидации ЧС.
Начальнику рабочего участка (сектора) подчинены участники ликвидации ЧС, включенные в состав сил, относящихся к указанному рабочему участку (сектору).
2.12. Начальник рабочего участка (сектора) обязан:
- проводить разведку зоны ЧС, сообщать о ее результатах руководителю ликвидации ЧС;
- обеспечивать спасание людей и имущества на рабочем участке (секторе) и выполнение иных решений руководителя ликвидации ЧС, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории рабочего участка (сектора);
- проводить расстановку сил и средств на рабочем участке (секторе);
- обеспечивать подачу средств, необходимых для ликвидации ЧС, на рабочие позиции;
- организовывать оперативную связь на рабочем участке (секторе);
- запрашивать при необходимости дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;
- обеспечивать выполнение требований безопасности и правил охраны труда, доводить до участников ликвидации ЧС информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
- докладывать руководителю ликвидации ЧС о выполнении поставленных задач, причине возникновения ЧС и лицах, причастных к ее возникновению, принимать меры к сохранению обнаруженных на рабочем участке (секторе) возможных вещественных доказательств причин возникновения ЧС.
2.13. Начальник рабочего участка (сектора) имеет право:
- определять методы и способы ведения АСДНР на участке;
- устанавливать порядок взаимодействия с начальниками других участков (секторов);
- отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения распоряжения участникам ликвидации ЧС на участке (секторе);
- отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных распоряжений при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников ликвидации ЧС;
- готовить для руководителя ликвидации ЧС предложения по организации АСДНР на основе данных, полученных в ходе разведки на участке (секторе);
- получать необходимую для организации ликвидации ЧС информацию от руководителя ликвидации ЧС, ОШ ЛЧС, администрации предприятия и служб жизнеобеспечения;
- определять порядок убытия привлеченных к ликвидации ЧС сил и средств.
2.14. ОШ ЛЧС создается в случаях:
- привлечения к ликвидации ЧС дополнительных сил и средств, не предусмотренных планами;
- организации в зоне ЧС 3 и более рабочих участков;
- возникновения необходимости детального согласования с руководством организации действий по ликвидации ЧС;
- по решению руководителя ликвидации ЧС.
Комплектование ОШ ЛЧС производится из членов КЧС и ОПБ, должностных лиц МКУ "Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа", представителей организаций, попавших в зону ЧС.
Руководитель ОШ ЛЧС одновременно является заместителем руководителя ликвидации ЧС.
2.15. Основными задачами ОШ ЛЧС являются:
- сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, передача необходимой информации руководителю ликвидации ЧС и дежурному диспетчеру;
- определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для руководителя ликвидации ЧС;
- обеспечение контроля выполнения поставленных задач;
- организация подготовки и обеспечение ведения АСДНР при ликвидации ЧС;
- учет привлекаемых сил и средств в зоне ЧС, расстановка их по рабочим участкам (секторам), ведение соответствующей документации, оформление акта о завершении ликвидации ЧС;
- создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;
- обеспечение мероприятий по охране труда личного состава при проведении АСДНР;
- реализация мер по поддержанию готовности сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
- обеспечение взаимодействия с АСС, АСФ, аварийными бригадами и службами жизнеобеспечения администрации городского округа город Воронеж и организациями ВГЗЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС.
2.16. Взаимодействие привлекаемых сил и средств осуществляется методом отдачи распоряжений руководителем ликвидации ЧС или методом получения докладов от руководителей подразделений о действиях своего подразделения по реализации поставленных задач.
2.17. Решение об окончании АСДНР принимает руководитель ликвидации ЧС на основании докладов руководителей АСС и АСФ с последующим оформлением и утверждением актов выполнения АСДНР.
III. Проведение АСДНР
3.1. АСДНР ведутся непрерывно до полного завершения.
В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации ЧС может принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоначальном порядке все возможные меры по спасению находящегося в зоне ЧС населения.
3.2. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах работ и в сложных условиях их проведения АСДНР ведутся посменно.
3.2.1. При планировании круглосуточного ведения АСДНР продолжительность рабочих циклов, включая перерывы на отдых, не должна превышать 6 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
3.2.2. Смена формирований (подразделений) производится непосредственно на рабочих местах по истечении установленного времени работы. Время и порядок смены определяются руководителем формирования (рабочего участка, сектора), осуществляющего АСДНР.
3.2.3. Техника сменяемых подразделений и формирований при необходимости передается прибывшим подразделениям непосредственно на месте работы.
3.2.4. Во время смены старшим на объекте (участке) работ является руководитель сменяемого подразделения. Он обязан передать объект (участок) работ руководителю прибывшего подразделения, сообщив ему все необходимые данные о месте, условиях ведения работ, местах нахождения пострадавших, об организации связи и т.п.
3.2.5. По завершении передачи объекта (участка) работ сменяемые силы и средства выводятся на указанный пункт сбора, приводятся в готовность к дальнейшим действиям, после чего следуют в район отдыха (дислокации).
3.3. Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
- организация общей и специальной разведки объекта (территорий), на котором планируется проведение аварийно-спасательных работ;
- выдвижение и ввод на объекты сил и средств, необходимых для выполнения спасательных работ;
- проведение поисковых и спасательных работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
- предотвращение распространения и уменьшение воздействия опасных факторов ЧС;
- проведение аварийных работ;
- вывод сил и средств после завершения аварийно-спасательных работ и возвращение их к месту постоянной дислокации;
- проведение при необходимости специальной обработки техники и санитарной обработки личного состава АСС и АСФ.
3.3.1. Организация общей и специальной разведки.
В зоне чрезвычайной ситуации организуется общая и специальная разведка силами и средствами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Воронежской области, профессиональных АСС и АСФ, входящих в Воронежскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общая разведка ведется с целью выявления общей обстановки на маршруте ввода и обстановки непосредственно на указанном участке (объекте) работ.
Специальная разведка ведется с целью уточнения и получения более полных данных об инженерной, химической, радиационной, пожарной, медицинской обстановке.
Основными задачами общей разведки при организации и ведении аварийно-спасательных работ при ЧС являются:
- уточнение общей обстановки на маршруте ввода и на участке (объекте) ведения аварийно-спасательных работ, характера и масштабов их разрушений;
- выявление объектов, отдельных их участков, где создалась наиболее сложная обстановка в части разрушений и наличия вторичных поражающих факторов;
- выявление состояния людей на участке (объекте) предстоящих действий, мест наибольшего сосредоточения пострадавших, характера их поражения, объемов спасательных работ и их характера;
- выявление состояния потенциально опасных объектов, характера вторичных поражающих факторов, типа аварийно химически опасных веществ, мест и характера возгорания, задымленных и загазованных участков, их масштабов и направлений распространения;
- выявление состояния коммунально-энергетических сетей, линий связи в районе предстоящих действий;
- определение возможного влияния сложившейся обстановки на организацию и ведение аварийно-спасательных работ;
- выявление состояния дорог, дорожных сооружений на маршруте ввода на участок (объект) работ; отыскание обходов, заваленных и разрушенных участков, мест, удобных для преодоления водных преград;
- выявление мест, удобных для размещения пунктов управления, медицинских пунктов, тыла и отдыха очередных смен.
Основными задачами специальной разведки при организации и ведении аварийно-спасательных работ при ЧС являются:
а) по инженерной обстановке:
- определение масштабов и характера разрушений дорог, дорожных сооружений и промышленных объектов; мест завалов, пожаров, затоплений и других препятствий, их параметров по маршруту ввода сил на участке (объекте) работ, возможностей и способов преодоления или обхода;
- выявление характера разрушений зданий и сооружений на участке (объекте) ведения работ; характера, масштаба и структуры завалов, подходов к ним; проходимости местности на местах проведения работ для тяжелой техники, объемов инженерных работ по оборудованию подходов к завалам и расчистке мест развертывания техники;
- уточнение состояния коммунально-энергетических сетей на участке (объекте) проведения работ, влияния их повреждения на ведение спасательных работ; характера и объема работ по ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях;
- определение объемов работ по освещению участка ведения аварийно-спасательных работ;
б) по химической и радиационной обстановке:
- определение границ зон заражения;
- установление наличия радиоактивного заражения;
- уточнение вида аварийно химически опасного вещества;
- оценка количества выброшенного (вылившегося) вещества, плотности заражения им местности в районе проведения аварийно-спасательных работ;
- определение направления распространения жидкой и парогазовой фазы аварийно химически опасного вещества, радиоактивной пыли;
в) по медицинской обстановке:
- уточнение места нахождения пострадавших, их количества, состояния, характера поражений (травм);
- выяснение наличия и характера факторов, непосредственно угрожающих жизни людей;
- определение мест, удобных для развертывания медицинских пунктов;
- определение маршрутов эвакуации пострадавших;
г) по пожарной обстановке:
- уточнение мест горения, источников возгорания, характера горящих зданий, сооружений;
- определение масштабов и характера пожаров, направления и скорости их распространения;
- выявление мест, где сложилась наиболее сложная пожарная обстановка;
- определение степени опасности пожаров для пострадавших и окружающей местности;
- определение объема и характера противопожарных мероприятий, потребности в силах и средствах;
- выяснение наличия источников водоснабжения, состояния подъездных путей к ним.
3.3.2. Выдвижение и ввод на объекты сил и средств, необходимых для выполнения спасательных работ.
По результатам разведки руководитель ликвидации ЧС принимает решение о привлечении необходимого количества сил и средств АСС и АСФ.
Перед проведением аварийно-спасательных работ доступ на участок (объект) работ для посторонних лиц ограничивается.
3.3.3. Проведение поисковых и спасательных работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших зданиях (помещениях) людей основной задачей АСС, АСФ является их поиск и спасение.
Места нахождения людей в завалах определяются с использованием:
- информации непосредственных свидетелей;
- специально подготовленных поисковых собак;
- специальных поисковых приборов и инструментов;
- простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей в завалах обозначаются на местности, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
При наличии возможности при проведении спасательных работ устанавливается постоянный контакт со спасаемыми.
Основными способами спасания людей и имущества являются:
- перемещение их в безопасное место, в том числе с использованием специальных технических средств;
- защита от воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Защита спасаемых людей от воздействия поражающих факторов источника ЧС в случае невозможности их перемещения в безопасное место осуществляется с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, а также посредством подачи специальных веществ и материалов, препятствующих распространению, снижающих воздействие поражающих факторов источника ЧС или удаляющих их из зоны ЧС.
До прибытия в зону ЧС медицинского персонала первую помощь пострадавшим в установленном порядке оказывает личный состав подразделений, проводящих АСДНР.
Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала и до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнения этого условия вся информация о ходе спасательных работ передается в процессе замены смен групп спасателей.
Инженерная техника для разборки завалов в местах нахождения пострадавших людей используется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых или перемещаемых конструкций. Для работы в завалах необходимо максимально использовать аварийно-спасательный инструмент (электрический, гидравлический, пневматический).
Поиск и спасание людей при проведении АСДНР прекращаются после принятия всех возможных мер и соответствующих докладов руководителей привлекаемых сил и средств.
3.3.4. Основные способы предотвращения распространения и уменьшения воздействия опасных факторов ЧС (локализация ЧС):
- снижение воздействия, изоляция опасных факторов ЧС посредством использования соответствующих веществ и (или) иных средств;
- механическое воздействие на предметы, обладающие признаками опасных факторов ЧС;
- химическая нейтрализация, торможение действия опасных факторов ЧС с помощью соответствующих веществ и (или) иных средств;
- прекращение технологического процесса.
Выбор способа предотвращения распространения и уменьшения воздействия опасных факторов ЧС определяется поставленной задачей, характером ЧС, используемым способом проведения ликвидации ЧС, физико-химическими свойствами веществ и другими обстоятельствами.
3.3.5. Проведение аварийных работ.
Одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, взрыва паров газовоздушных смесей, распространения аварийно химически опасных веществ на коммунально-энергетических сетях города и промышленных объектов, которые включают в себя сети водоснабжения, канализации, тепло-, газо- и энергоснабжения.
Локализация аварий на коммунально-энергетических сетях проводится с целью снижения угрозы возникновения вторичных поражающих факторов и создания минимально необходимых условий для успешного выполнения аварийных работ.
В зависимости от типа коммунально-энергетических сетей аварии на них в условиях ЧС характеризуются различными разрушениями и последствиями:
а) аварии на сетях водоснабжения, сетях канализации характеризуются разрушением трубопроводов, затоплением водой и стоками подвальных и полуподвальных помещений, заглубленных сооружений и пониженных участков территорий, что может привести к гибели укрываемых в заглубленных сооружениях, подмыву оснований и фундаментов зданий, возникновению сложной санитарной и эпидемиологической обстановки;
б) аварии на сетях теплоснабжения характеризуются разрушением паропроводов и других коммуникаций, выбросами пара и горячей воды;
в) аварии на сетях газоснабжения характеризуются разрушением трубопроводов и коммуникаций, загазованностью помещений и участков местности и образованием взрыво- и пожароопасных смесей, в результате чего могут возникнуть взрывы и пожары, приводящие к гибели людей и дополнительным разрушениям;
г) аварии на сетях электроснабжения характеризуются обрывами проводов, разрушением зданий трансформаторных станций и распределительных пунктов. Короткие замыкания в сохранившихся кабельных сетях могут привести к возгоранию легковоспламеняющихся предметов.
Локализация аварий на коммунально-энергетических сетях может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от конкретных условий проведения аварийно-спасательных работ, их нормативно-временных показателей и требований безопасности пострадавших и спасателей.
Для предотвращения возникновения вторичных поражающих факторов проводятся работы по ликвидации угрозы затопления подвальных помещений, отключению поврежденных участков трубопроводов и сетей электроснабжения, а также работы по заземлению оборванных проводов.
В целях достижения минимально необходимых условий проведения аварийных работ восстанавливаются поврежденные участки трубопроводов для работы по временной схеме и прокладываются временные воздушные и кабельные линии электропередачи.
3.3.6. Решение о завершении аварийно-спасательных работ принимает руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации на основании доклада руководителей АСС и АСФ.
Руководители АСС и АСФ осуществляют вывод сил и средств с участка (объекта) работ и обеспечивают возвращение их к месту постоянной дислокации.
3.3.7. При выходе из зон радиоактивного, химического, биологического заражения проводится санитарная обработка личного состава и специальная обработка техники АСС и АСФ.
IV. Содействие АСС и АСФ в осуществлении их деятельности
4.1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности обязаны оказывать всемерное содействие АСС и АСФ, следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС.
4.2. При следовании к месту проведения работ по ликвидации ЧС транспортные средства профессиональных АСС и АСФ, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, пользуются правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания независимо от формы собственности.
Руководитель МКУ "Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа" |
С.И. Хомук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 15 июля 2021 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории городского округа город Воронеж"
Вступает в силу с 15 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Берег"от 20 июля 2021 г. N 49