Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 20 июля 2021 г. N 651-р
"О внесении изменений в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 11.04.2012 N 439-Р "Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе г. Улан-Удэ и внесении изменений в штат управления по чрезвычайным ситуациям г. Улан-Удэ"
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 3 марта 2023 г. N 135-р настоящий документ признан утратившим силу с 3 марта 2023 г.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством:
1. Внести в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 11.04.2012 N 439-р "Об утверждении Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе г. Улан-Удэ и внесении изменений в штат Управления по чрезвычайным ситуациям г. Улан-Удэ" следующие изменения:
1.1. Утвердить Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе г. Улан-Удэ в новой редакции.
И.о. мэра г. Улан-Удэ |
О.Г. Екимовский |
Утверждено
распоряжением
Администрации г. Улан-Удэ
от 20.07.2021 N 651-р
Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе г. Улан-Удэ
1. Область применения
Настоящее Положение устанавливает состав решаемых задач, структуру, порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы г. Улан-Удэ (далее - ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), определяет требования к персоналу ЕДДС, залу оперативной дежурной смены ЕДДС, перечню оборудования и программно-технических средств ЕДДС.
2. Термины, определения и сокращения
2.1. В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1. Автоматизированная система (далее - АС) - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
2.1.2. Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город") - совокупность комплексов средств автоматизации (далее - КСА) объектовых и муниципальных автоматизированных систем, региональных и федеральных автоматизированных систем (далее - подсистемы) на местном уровне, других технических систем, предназначенных для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры на всех уровнях управления, обеспечивающей совместное согласованное функционирование этих КСА и их сопряжение с взаимодействующими муниципальными и государственными автоматизированными системами.
2.1.3. Вызов (далее - сообщение о происшествии) - информация об угрозе возникновения, возникновении ЧС (происшествии), поступившая в ЕДДС по различным каналам связи.
2.1.4. Вышестоящие органы управления ЕДДС - органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального уровня.
2.1.5. ЕДДС - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Улан-Удэ (далее - РСЧС г. Улан-Удэ), обеспечивающий деятельность Администрации г. Улан-Удэ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
2.1.6. Дежурно-диспетчерская служба (далее - ДДС) - дежурный или диспетчерский орган службы, входящий в РСЧС г. Улан-Удэ и обеспечивающий деятельность служб (организаций) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий).
2.1.7. Зал оперативной дежурной смены ЕДДС - помещение, предоставляемое Администрации г. Улан-Удэ и предназначенное для выполнения функциональных обязанностей дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, оснащенное необходимыми программно-техническими средствами, автоматизированными рабочими местами специалистов, системами связи и оповещения, видео-конференц-связи; отображения информации, мониторинга, резервного электроснабжения.
2.1.8. Комплекс средств автоматизации автоматизированной системы (далее - КСА АС) - совокупность всех компонентов АС, за исключением людей.
2.1.9. Происшествие - событие, не являющееся чрезвычайной ситуацией, возникновение которого несет в себе угрозы здоровью или жизни человека, материальные потери, нанесение вреда окружающей среде, к реагированию на которое требуется привлечение сил и средств РСЧС и других заинтересованных организаций.
2.1.10. Силы и средства РСЧС г. Улан-Удэ - силы и средства наблюдения и контроля, действующие на муниципальном уровне силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций относят подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории муниципального образования (в том числе ДДС экстренных оперативных служб), а также организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера независимо от форм собственности.
2.1.11. Узел связи ЕДДС (далее - УС ЕДДС) - организационно-техническое объединение сил и средств связи, обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны при органе местного самоуправления.
2.1.13. ЧС - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2.2. В настоящем Положении применены следующие сокращения:
АИУС РСЧС - Автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ГУ - Главное управление;
ДО - дежурный оперативный;
ЗНЕДДС - заместитель начальника (руководителя) единой дежурно-диспетчерской службы;
КСА ЕЦОР - комплекс средств автоматизации единого центра оперативного реагирования, создаваемый в рамках АПК "Безопасный город";
КЧС ОПБ - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Улан-Удэ;
НЕДДС - начальник (руководитель) единой дежурно-диспетчерской службы;
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
СДО - старший дежурный оперативный;
СТП - специалист службы технической поддержки;
ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях.
3. Основные положения
3.1. Целью создания ЕДДС является повышение готовности Администрации г. Улан-Удэ к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа "Город Улан-Удэ", защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
3.2. Основные задачи ЕДДС:
- прием от населения, организаций, технических систем сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
- сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга, действующих на территории муниципального образования, информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);
- обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
- доведение до мэра г. Улан-Удэ (лица, его замещающего), ДДС и организаций экстренных предупреждений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
- оповещение руководящего состава Администрации г. Улан-Удэ, органов управления и сил РСЧС г. Улан-Удэ, ДДС, действующих на территории г. Улан-Удэ, об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
- информирование ДДС, руководителей сил и средств РСЧС всех уровней, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- доведение задач, поставленных органами вышестоящего уровня, до ДДС, сил и средств РСЧС г. Улан-Удэ, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- осуществление информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, мерах и способах защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
- своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов вышестоящим органам управления по подчиненности;
- предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112" и относящиеся к компетенции ЕДДС;
- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" и относящиеся к компетенции ЕДДС.
Дополнительно при создании на базе ЕДДС комплекса средств автоматизации единого центра оперативного реагирования (КСА ЕЦОР) АПК "Безопасный город":
- автоматизированный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и происшествий и причинах их возникновения на муниципальном и межмуниципальном уровнях;
- прогнозирование возможного сценария развития оперативной обстановки и моделирование его (с детализацией муниципального (межмуниципального) уровня, населенного пункта, объекта) организации, проведения превентивных мероприятий силами и средствами РСЧС, направленных на минимизацию последствий возможного ущерба;
- управление рисками чрезвычайных ситуаций и оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (происшествий) и снижение негативных последствий при их возникновении;
- мониторинг оперативной обстановки с использованием имеющихся на вооружении информационных систем и ресурсов (в том числе ресурсов органов управления функциональных и территориальной подсистемы РСЧС), разработка моделей развития обстановки с учетом метеорологического прогноза и расчетных задач (программ);
- оценка уже сложившейся и возможной обстановки на основе сопоставления и анализа всей имеющейся информации, в том числе результатов прогнозирования, с реальными данными, полученными от автоматических (автоматизированных) систем мониторинга, а также от вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных организаций;
- подготовка вариантов решений по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) и планирование их реализации, представление вышестоящему органу местного самоуправления подготовленных предложений;
- доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;
- контроль исполнения принятых решений.
3.3. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории г. Улан-Удэ, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.
3.4. Прием в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) от населения, организаций и ДДС проводится по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона 8-3012-379-051 и номеру "112", а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технических систем.
3.5. ЕДДС функционирует круглосуточно и при этом должна:
- обеспечить оповещение руководящего состава и сил РСЧС г. Улан-Удэ, в том числе ДДС экстренных оперативных служб, ДДС организаций (объектов), привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
- обеспечить взаимодействие с руководителями соответствующих служб с целью немедленного направления к месту ЧС (происшествия) сил и средств РСЧС г. Улан-Удэ;
- обеспечить координацию действий сил и средств РСЧС г. Улан-Удэ, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций по предотвращению и/или ликвидации ЧС (происшествий);
- по решению мэра г. Улан-Удэ (лица, его замещающего) обеспечить своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
- самостоятельно принимать необходимые решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.
3.6. ЕДДС как орган повседневного управления РСЧС муниципального уровня функционирует в режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
3.6.1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет:
- прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
- сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, систем связи и оповещения;
- передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке мэру г. Улан-Удэ (лицу, его замещающему), руководителю органа, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС г. Улан-Удэ, в ДДС экстренных оперативных служб, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Бурятия;
- по решению мэра г. Улан-Удэ (председателя КЧС ОПБ) (лица, его замещающего) с пульта управления ЕДДС проводит информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, о порядке действий;
- получение и анализ данных от систем мониторинга, систем наблюдения и контроля за обстановкой в г. Улан-Удэ, состоянием потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, а также за состоянием окружающей среды, в том числе от аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
- внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
- разработку, корректировку и согласование с ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций регламентов и соглашений о реагировании на ЧС (происшествия) и информационном взаимодействии;
- контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения г. Улан-Удэ;
- уточнение и корректировку действий ДДС, привлеченных к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112" и относящиеся к компетенции ЕДДС;
- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" и относящиеся к компетенции ЕДДС.
3.6.1.1. Дополнительно при создании на базе ЕДДС КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город" обеспечивает эффективное и незамедлительное взаимодействие всех служб и ведомств, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
3.6.1.2. ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями, заключенными с ЕДДС соглашениями о взаимодействии и своевременно представляют в ЕДДС оперативную информацию о текущей обстановке, об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), а также о ходе и об окончании проведения работ по ликвидации ЧС (происшествия).
3.6.1.3. Сообщения, поступившие в ДДС и идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. Сообщения о чрезвычайных ситуациях (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
3.6.2. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций переводятся при угрозе возникновения ЧС. В режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и ДДС г. Улан-Удэ переводятся решением мэра г. Улан-Удэ (председателя КЧС ОПБ) (лица, его замещающего). В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
- взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств РСЧС г. Улан-Удэ, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС ОПБ, органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке мэру г. Улан-Удэ (лицу, его замещающему), руководителю органа, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС г. Улан-Удэ, в ДДС экстренных оперативных служб, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Бурятия;
- получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории муниципального образования, на потенциально опасных объектах, опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
- корректировку планов реагирования ЕДДС на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, силами и средствами РСЧС, действующими на территории муниципального образования в целях предотвращения ЧС;
- координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, сил и средств РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий;
- информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- по решению мэра г. Улан-Удэ (председателя КЧС ОПБ) (лица, его замещающего) с пульта управления ЕДДС проводит оповещение населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, информирует о принимаемых мерах и порядке действий;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов вышестоящим органам управления по подчиненности;
- представление докладов вышестоящим органам управления по подчиненности в соответствии с установленной формой.
3.6.2.1. В режиме повышенной готовности ЕДДС действуют в соответствии с Положением о подсистеме РСЧС г. Улан-Удэ, настоящим Положением и соглашениями (регламентами) об информационном взаимодействии.
3.6.3. При возникновении чрезвычайной ситуации муниципального, межмуниципального или более масштабного характера старший дежурный оперативный (дежурный оперативный) ЕДДС немедленно оповещает мэра г. Улан-Удэ (лицо, его замещающее), руководителя органа, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС г. Улан-Удэ, старшего оперативного дежурного (начальника смены) ЦУКС ГУ МЧС по Республике Бурятия, начальника ЕДДС, осуществляет вызов членов КЧС ОПБ, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по ликвидации ЧС. До прибытия мэра г. Улан-Удэ (лица, его замещающего), руководителя органа, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС г. Улан-Удэ старший дежурный оперативный (дежурный оперативный) ЕДДС осуществляет оповещение и выдвижение сил и средств муниципального звена РСЧС к месту ЧС (происшествия). По решению мэра г. Улан-Удэ (председателя КЧС ОПБ) (лица, его замещающего) на территории может быть введен режим чрезвычайной ситуации. Решение о введении на территории г. Улан-Удэ режима ЧС доводится до органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, привлекаемых к реагированию и ликвидации ЧС и других заинтересованных организаций, ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Бурятия.
3.6.4. В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
- организует немедленное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств РСЧС г. Улан-Удэ, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их усилий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
- самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
- осуществляет сбор, обработку и представление собранной информации, проводит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, действующих на территории муниципального образования, проводит оповещение старост населенных пунктов и глав сельских поселений в соответствии со схемой оповещения;
- по решению мэра г. Улан-Удэ (лица, его замещающего) с пульта управления ЕДДС проводит оповещение населения о чрезвычайной ситуации, информирует о сложившейся ситуации, принимаемых мерах и порядке действий;
- осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также оперативное управление действиями ДДС экстренных оперативных служб, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств РСЧС;
- осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, мэром г. Улан-Удэ (председателем КЧС и ОПБ) (лицом, его замещающим), оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Бурятия, оперативным штабом ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров, ДДС экстренных оперативных служб, ДДС организаций о ходе реагирования на ЧС и ходе ведения аварийно-восстановительных работ;
- осуществляет привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и иных организаций к мероприятиям по проведению аварийно-восстановительных работ в зоне ЧС, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
- осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
- готовит и представляет в вышестоящие органы управления по подчиненности доклады и донесения о ЧС в соответствии с установленной формой.
3.6.4.1. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
3.7. ЕДДС должна включать в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС и автоматизированные рабочие места специалистов ЕДДС.
3.8. ЕДДС создается на штатной основе. Категория, численность специалистов в составе оперативной дежурной смены ЕДДС, а также структура должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01-2021.
3.9. Организационная структура и штатное расписание ЕДДС должны предусматривать формирование оперативных дежурных смен из расчета несения круглосуточного дежурства (четырех-пятисменного дежурства).
3.10. При переводе ЕДДС в режим чрезвычайной ситуации состав оперативной дежурной смены усиливается штатными специалистами.
3.11. При формировании организационной структуры и штатного расписания ЕДДС следует руководствоваться постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 367 "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.09.2015 N 618н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов". В соответствии с постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 367 "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" должности "Старший оперативный дежурный" соответствует код ОКПДТР 41212_4_3_4190_06, "Дежурный оперативный" соответствует код ОКПДТР 41212_4_3_4190.
3.12. Зал оперативной дежурной смены ЕДДС должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены ЕДДС, а также мэра г. Улан-Удэ (председателя КЧС ОПБ) (лица, его замещающего), заместителей председателя КЧС ОПБ (лиц, их замещающих).
3.13. Расчет потребностей в площадях, планировке зала оперативной дежурной смены ЕДДС проводят в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм.
3.14. В зале оперативной дежурной смены ЕДДС должно быть предусмотрено место хранения документации. Минимальный перечень документации ЕДДС должен содержать: нормативные правовые акты по вопросам создания и функционирования ЕДДС на федеральном уровне; порядок создания и организации деятельности ЕДДС на региональном и муниципальном уровне; документы, определяющие повседневную деятельность (документация по организации оперативного дежурства, инструкции и др.); документацию дежурного оперативного (журналы дежурства, инструкции по обмену информацией и др.); документы по организации оповещения (схемы и списки оповещения и др.); паспорта безопасности.
Перечень основной документации, находящейся в ЕДДС, представлен в приложении N 1.
3.15. Перед заступлением на дежурство должен проводиться инструктаж дежурного персонала. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, изменения в режимах работы средств связи, оповещения, оборудования ЕДДС, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
3.16. Каждый сотрудник ЕДДС обязан носить специальную форму во время исполнения служебных обязанностей. Перечень летней и зимней формы представлен в приложении N 2 к настоящему Положению.
3.17. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством, доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая:
- комплекс средств автоматизации ЕДДС, включая: систему хранения, обработки и передачи данных; систему видео-конференц-связи; систему отображения информации (в том числе видеокамера с функцией зума и поворота, выносной микрофон); систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств, АРМ специалистов;
- систему связи и оповещения, включая: систему телефонной связи; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; систему радиосвязи; систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения и оповещения должностных лиц; систему внутренней связи;
- систему приема сигналов оповещения и боевого управления;
- систему резервного электроснабжения;
- иное специализированное программное обеспечение, позволяющее оперативной дежурной смене ЕДДС выполнять задачи по предназначению;
- автоматизированные рабочие места специалистов.
3.18. Комплекс средств автоматизации ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих функций:
- своевременного представления мэру г. Улан-Удэ (лицу, его замещающему), руководителям структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ и другим заинтересованным лицам достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории г. Улан-Удэ;
- оперативной подготовки дежурно-диспетчерскими службами и доведения до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
- накопления и обновления социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о г. Улан-Удэ, органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- мониторинга, анализа, прогнозирования, оценки и контроля сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
- подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной (цифровой) карте территории г. Улан-Удэ;
- представления требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
3.19. КСА ЕДДС должен сопрягаться с:
- автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций;
- системами оповещения и информирования;
- системой-112;
- системами мониторинга, включая системы: видеонаблюдения, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные (ГЛОНАСС/GPS), мониторинга объектов жилищно-коммунального хозяйства, экомониторинга и т.п.;
- системами лабораторного контроля;
- информационно-аналитическими системами;
- АИУС РСЧС;
- АПК "Безопасный город";
- другими существующими и перспективными системами.
3.20. КСА ЕДДС должен включать технически взаимосвязанные: систему хранения, обработки и передачи данных; систему видео-конференц-связи; систему отображения информации (в том числе видеокамера с функцией зума и поворота, выносной микрофон); систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств, АРМ специалистов; метеостанцию.
3.21. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов: оборудование локальной вычислительной сети; оборудование хранения и обработки данных; автоматизированные рабочие места, оргтехника.
3.22. Система видео-конференц-связи должна обеспечивать участие оперативных дежурных ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
Система видео-конференц-связи должна состоять из следующих основных элементов: видеокодек, видеокамера, микрофонное оборудование, оборудование звукоусиления.
3.23. Система отображения информации (видеостена) должна обеспечивать вывод информации с автоматизированных рабочих мест, а также с оборудования видео-конференц-связи.
3.24. Система мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств должна обеспечивать прием данных от объектов мониторинга, отображение объектов мониторинга, а также транспортных средств, оснащаемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, на территории г. Улан-Удэ.
3.25. Для обеспечения эффективного и незамедлительного взаимодействия всех служб и ведомств, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, на базе ЕДДС может быть создан КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город".
3.26. КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город" должен обеспечивать:
- своевременное представление мэру г. Улан-Удэ (лицу, его замещающему), руководителям структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ и другим заинтересованным лицам полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) на территории г. Улан-Удэ, оперативную подготовку и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий);
- включение Администрации г. Улан-Удэ, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) на муниципальном уровне;
- улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта;
- многократность использования первичной информации, упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;
- повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;
- организационно-методическую, информационно-лингвистическую и программно-техническую совместимость сегментов, подсистем и компонентов АПК "Безопасный город".
3.27. Система телефонной связи должна состоять из следующих элементов: мини-АТС, телефонные аппараты, система записи телефонных переговоров. Система связи должна обеспечивать:
- прием и передачу сигналов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством;
- организацию связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и силами;
- организацию связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи.
3.28. Для обеспечения приема информации одновременно от нескольких абонентов в ЕДДС АТС должна реализовать функцию многоканального телефонного номера.
3.29. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи. Система радиосвязи должна состоять из следующих основных элементов: УКВ-радиостанция.
3.30. Система оповещения должностных лиц должна обеспечивать оповещение руководящего состава Администрации г. Улан-Удэ, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, действующих на территории г. Улан-Удэ. Система оповещения персонала может быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения. Сигналы оповещения и экстренная информация дежурно-диспетчерским службам и подразделениям постоянной готовности могут передаваться по всем имеющимся средствам связи и каналам связи.
3.31. Задействование средств системы оповещения должно осуществляться дежурным оперативным (старшим дежурным оперативным) по указанию мэра г. Улан-Удэ (председателя КЧС ОПБ) (лица, его замещающего) или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом.
3.32. Система внутренней связи должна обеспечивать оповещение лиц, находящихся в ЕДДС, посредством задействования оборудования звукоусиления, установленного в помещениях ЕДДС. Система внутренней связи должна состоять из следующих основных элементов: микрофон дежурного оперативного, усилитель мощности, акустические системы.
3.33. Система резервного электроснабжения должна обеспечивать работоспособность телекоммуникационного оборудования в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания. К системе резервного электроснабжения должны быть подключены: система телефонной связи; система хранения, обработки и передачи данных; система видео-конференц-связи; система отображения информации; система оповещения персонала; система мониторинга транспортных средств; система внутренней связи.
3.34. Перечень минимального оборудования и технических средств связи, необходимых для работы ЕДДС:
- система отображения информации (видеостена) (1 ед.);
- видеокамера с функцией зума и поворота (1 ед.);
- дистанционный пульт управления системой отображения информации (1 ед.);
- акустическая система (1 ед.);
- радиостанция УКВ-диапазона стационарная (2 ед.);
- система автоматизированного оповещения руководящего состава (персональный компьютер в комплекте) (1 ед.);
- система оповещения населения (персональный компьютер в комплекте) (2 ед.);
- многофункциональное устройство (5 ед.);
- принтер (10 ед.);
- факс (2 ед.);
- телефонный аппарат (20 ед.);
- система записи (регистрации) телефонных переговоров, захватывающая все телефоны ЕДДС (1 ед.);
- баннер на стойке (с подложкой ЕДДС) (1 ед.);
- система бесперебойного электропитания (25 ед.);
- система резервного источника питания (1 ед.);
- автоматизированное рабочее место со специализированным программным обеспечением (персональный компьютер в комплекте с 2 мониторами) (20 ед.);
- карта муниципального образования (1 ед.);
- кондиционер для оперативного зала (1 ед.);
- кондиционер для серверной (1 ед.);
- сервер (почтовый, файл обменный, контроллер домена и т.д.) с программным обеспечением (геоинформационное программное обеспечение, иное специализированное программное обеспечение) (1 ед.);
- АТС (1 ед.).
Приложение N 1
к Положению о Единой дежурно-
диспетчерской службе г. Улан-Удэ
Перечень основной документации, находящейся в ЕДДС
Перечень документов | |
Опись документации | |
Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ о создании ЕДДС | |
Положение о ЕДДС | |
Рабочие карты |
Карта Республики Бурятия/эл. вид |
Карта г. Улан-Удэ/на стене + эл. вид | |
Нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях) | |
Соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и службами жизнеобеспечения г. Улан-Удэ | |
Журнал приема передачи дежурства | |
Журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов | |
Журнал оперативного дежурства (рабочая тетрадь) | |
Инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) | |
Инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации | |
Алгоритмы действий при различных ЧС | |
План-задание | |
Оперативные сводки г. Улан-Удэ | |
Схемы и списки оповещения руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории г. Улан-Удэ, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории г. Улан-Удэ, ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в случае ЧС (происшествия) | |
Паспорта безопасности г. Улан-Удэ и ПОО | |
Паспорта территории г. Улан-Удэ | |
Графики несения дежурства оперативными дежурными сменами | |
Схема системы оповещения населения | |
Телефонные справочники | |
Формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста | |
Суточный расчет сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС (строевая записка) | |
Расчет сил и средств г. Улан-Удэ, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий) | |
Распорядок дня |
Приложение N 2
к Положению о Единой дежурно-
диспетчерской службе г. Улан-Удэ
Перечень предметов одежды для ношения личным составом оперативной дежурной смены ЕДДС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 20 июля 2021 г. N 651-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 11.04.2012 N 439-Р "Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе г. Улан-Удэ и внесении изменений в штат управления по чрезвычайным ситуациям г. Улан-Удэ"
Текст распоряжения опубликован не был
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 3 марта 2023 г. N 135-р настоящий документ признан утратившим силу с 3 марта 2023 г.