Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2004 года N МФ-П16-4980, направлен на реализацию решений Государственного Совета Российской Федерации от 1 июня 2004 года и завершает процесс плановых изменений федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти.
Законопроект подготовлен в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и системообразующими законами Российской Федерации и направлен на реализацию положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, определяющей вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Представленный законопроект вносит изменения в федеральные законы по двум основным блокам полномочий и предусматривает:
- расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета);
установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" привело отраслевое законодательство в соответствие с требованиями федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
В рамках анализа полномочий предусмотренных отраслевым законодательством выявилась необходимость расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), что и предусмотрено настоящим законопроектом.
В то же время часть полномочий по предметам совместного ведения, отнесенных к полномочиям Российской Федерации, сохранив правовое регулирование и контрольные функции за органами государственной власти Российской Федерации, целесообразно осуществлять органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.
В силу этого законопроект предусматривает осуществление субъектами Российской Федерации ряда полномочий по предметам совместного ведения за счет субвенций из федерального бюджета.
В состав предусмотренных законопроектом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование осуществления которых производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, входят полномочия двух типов:
- полномочия, не требующие дополнительных финансовых расходов (участие в урегулировании коллективных трудовых споров, установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых и т.п.);
- полномочия, финансирование которых до настоящего времени осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и не учитывалось в составе расходных обязательств Российской Федерации при расчете доходных источников, закрепляемых для осуществления расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации (создание и обеспечение охраны природных парков и ботанических садов регионального значения, ведение Красной Книги субъекта Российской Федерации и т.п.).
В силу этого, расширение полномочий, предусмотренных настоящим законопроектом, не требует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Законопроект разработан с учетом требований пунктов 7 и 8 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и включает в себя расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с перечнем полномочий, утвержденных Протоколом совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2004 года N ДК-П18-3-пр.
В соответствие с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не вошедшие в пункт 2 указанной статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Федеральные законы, предусматривающие осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета вводятся в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, если в нем предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации указанных субвенций.
Данные субвенции предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета и должны находиться в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". В связи с этим, при сохранении общего объема средств на финансирование указанных полномочий потребуется лишь их постатейное перераспределение.
Структура законопроекта включает в себя 11 статей.
Статья 1 вносит изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", связанные с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по созданию и обеспечению охраны природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального и местного значения, созданию, развитию и обеспечению охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.
Статья 2 дополняет Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" новыми положениями, определяющими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, к которым относятся:
полномочия в сфере охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также по организации, регулированию и охране водных биологических ресурсов:
1) осуществление охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
2) регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением видов:
находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;
отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении, перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в том числе естественно мигрирующих по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
3) воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
4) ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и отдельных объектов животного мира;
5) выдача именных разовых и распорядительных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и отдельных объектов животного мира.
6) организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, естественно мигрирующих по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, анадромных, катадромных, трансграничных видов, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса;
7) охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также естественно мигрирующих по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, анадромных, катадромных, трансграничных видов, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
В указанный закон также вносятся положения, определяющие порядок осуществления, контроля, финансирования и отзыва указанных полномочий.
Статья 3 вносит в Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" изменения, обеспечивающие соответствие положений данного закона внесенным Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" изменениям в Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах".
Статья 4 предусматривает изменения Лесного Кодекса Российской Федерации, устанавливающие осуществление субъектами Российской Федерации следующих полномочий:
тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление прав владения пользования и распоряжение лесным фондом, а также осуществление охраны, защиты и воспроизводства лесов первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; лесов первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; лесов орехово-промысловых зон; лесоплодовых насаждений; лесов особо охраняемых природных территорий регионального значения; лесов защитных полос вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; лесов зеленых зон поселений и хозяйствующих объектов (в отношении лесов лесопарковых частей зеленых зон поселений вне территории населенных пунктов), за исключением лесов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. В том числе к этим полномочиям относятся:
принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;
организация и проведение лесных конкурсов и аукционов;
определение ставок лесных податей;
выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;
разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычу полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий;
обеспечение проведения лесоустройства;
обеспечение воспроизводства лесов;
обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса;
проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству.
Порядок финансирования осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, предусмотренный законопроектом, соответствует принципам финансового обеспечения осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.
Статья 5 предусматривает дополнение статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" положениями, обеспечивающими осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Статья 6 вносит изменения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", расширяющие перечень полномочий субъектов Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств собственных бюджетов.
К таким полномочиям законопроект относит:
1) создание и обеспечение охраны природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения;
2) ведение Красной Книги субъекта Российской Федерации;
3) перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую;
4) определение порядка и предоставление компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, в следующих случаях: при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
5) организацию тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
6) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, перечень которых утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в специальных образовательных учреждений закрытого типа;
7) установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также распоряжение данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
8) участие в урегулировании коллективных трудовых споров;
9) организацию и осуществление мероприятий межмуниципального и регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации;
10) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения;
11) осуществление международного сотрудничества в соответствии с федеральным законодательством, в том числе приграничного сотрудничества, участие в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
12) участие в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, включая меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту;
13) организация на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечения, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
14) осуществление поиска и спасания людей на водных объектах;
15) создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
16) организация и осуществление в установленном порядке государственного строительного надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов в области строительства и утвержденной проектной документации при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений;
17) создание по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мобилизационных органов в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации на работу в условиях военного времени и обеспечение условий работникам созданных ими мобилизационных органов; координация и контроль за проведением органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществление методического обеспечения этих мероприятий.
Статья 7 дополняет Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" новой статьей 68.1, которая устанавливает права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды, что необходимо для реализации полномочий органов местного самоуправления по экологическому контролю, установленных изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
Статья 8 предлагает дополнить статью 2 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" новым абзацем, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами в 2005 году самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (без субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по осуществлению государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ с 2006 года полномочия по экологическому контролю за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю переходят к органам местного самоуправления.
Соответствующие изменения в Федеральный закон 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" внесены Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ.
В связи с тем, что до 1 января 2005 года указанные полномочия осуществляются субъектами Российской Федерации, для обеспечения преемственности исполнения полномочий по экологическому контролю, а также для того, чтобы избежать необходимости создания на один год дополнительных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предложен вариант продления осуществления данного полномочия субъектами Российской Федерации, что позволит избежать организационных проблем и потребности в дополнительном финансировании.
Статья 9 вносит изменения в перечни вопросов местного значения, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что обусловлено необходимостью установления соответствия в разграничении полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К таким полномочиям предлагается отнести:
1) организацию и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
2) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасностях, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (для поселений и городских округов);
3) создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения или городского округа;
4) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района или городского округа.
Статья 10 вносит в Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" уточняющие изменения.
Исключение статей 47 и 83 указанного Федерального закона обусловлено новыми редакциями изменений Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Лесного Кодекса Российской Федерации предложенных статьями 1 и 4 законопроекта соответственно.
Статья 11 определяет дату вступления в силу Федерального закона - 1 января 2005 года, за исключением статьи 7, вступающей в силу с 1 января 2006 года. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с 1 января 2006 года, поэтому необходимость регламентирования деятельности муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды также наступает с указанной даты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований"
Законопроект вносит изменения в федеральные законы по двум основным блокам полномочий:
- установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
- расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Расчет объема финансовых средств, необходимых для передачи полномочий федерального уровня власти на исполнение субъектам Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета (делегирование полномочий) осуществлен соответствующими федеральными органами исполнительной власти (главными распорядителями средств федерального бюджета) согласно предлагаемым в тексте законопроекта дополнениям и изменениям в действующее законодательство Российской Федерации.
В таблице 1 представлен перечень и финансовая оценка делегируемых полномочий в соответствии с внесенными поправками в Лесной кодекс Российской Федерации с указанием соответствующих глав и кодов бюджетной классификации проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, с которых эти средства будут передаваться.
Таблица 1
N п/п |
Наименование закона, в который рассматриваемым законопроектом вносятся изменения по делегированию полномочий |
Содержание делегированного полномочия (отдельно по каждому делегированному полномочию) |
Расчетный объем субвенции (тыс.руб.) |
Глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, предметная статья бюджетной классификации Российской Федерации |
1. |
Лесной кодекс Российской Федерации |
лесоустройство по категориям передаваемых площадей лесного фонда |
7 424,8 |
Глава - 053 Раздел - 04 Подраздел - 07 Целевая статья - 291 Вид расхода - 327 Статья - 226 "Прочие услуги" |
мероприятия по профилактике лесных пожаров по категориям передаваемых площадей лесного фонда |
14 985,9 |
Глава - 053 Раздел - 04 Подраздел - 07 Целевая статья - 290 Вид расхода - 352 Статья - 226 "Прочие услуги" |
||
лесозащитные мероприятия по категориям передаваемых площадей лесного фонда |
1 914,0 |
Глава - 053 Раздел - 04 Подраздел - 07 Целевая статья - 291 Вид расхода - 327 Статья - 226 "Прочие услуги" |
||
мероприятия по отводу лесосек под рубки промежуточного пользования по категориям передаваемых площадей лесного фонда |
2 002,9 | |||
проведение рубок промежуточного пользования по категориям передаваемых площадей лесного фонда |
63 593,6 | |||
лесовосстановление по категориям передаваемых площадей лесного фонда |
387,35 | |||
мероприятия по тушению лесных пожаров |
500 000,0 |
Глава - 053 Раздел - 04 Подраздел - 07 Целевая статья - 290 Вид расхода - 351 Статья - 290 |
||
Итого по объему передаваемых полномочий: |
590 308,5 |
В законопроекте предусматривается также внесение поправок в Федеральный закон "О животном мире", предусматривающих делегирование органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления ряда полномочий в сфере охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также полномочий в сфере организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах.
В таблицах 2 и 3 представлены финансовая оценка делегирования этих полномочий.
Таблица 2
N п/п |
Наименование закона, в который рассматриваемым законопроектом вносятся изменения по делегированию полномочий |
Содержание делегированного полномочия (отдельно по каждому делегированному полномочию) |
Расчетный объем субвенции (тыс.руб.) |
Глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, предметная статья бюджетной классификации Российской Федерации |
1. |
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" |
ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и объектов животного мира |
1 947,2 |
Глава - 085 Раздел - 04 Подраздел - 05 Целевая статья - 264 Вид расхода - 327 Статьи - 211 (1543,0 тыс. руб.) - 213 (404,2 тыс. руб.) |
2. |
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" |
выдача именных разовых и распорядительных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и объектов животного мира |
5 246,8 |
Глава - 085 Раздел - 04 Подраздел - 05 Целевая статья - 264 Вид расхода - 327 Статьи - 211 (1171,7 тыс.руб.) - 213 (307,1 тыс.руб.) - 340 (3769,0 тыс.руб.) |
Итого: | 7 194,0 |
Таблица 3
N п/п |
Наименование закона, в который рассматриваемым законопроектом вносятся изменения по делегированию полномочий |
Содержание делегированного полномочия (отдельно по каждому делегированному полномочию) |
Расчетный объем субвенции (тыс. руб.) |
Глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, предметная статья бюджетной классификации Российской Федерации |
1. |
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" |
осуществление охраны водных биологических ресурсов во внутренних водоемах, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, естественно мигрирующих по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, а также анадромным, катадромным, трансграничных видов |
46 086,22 |
Глава - 080 Раздел - 04 Подраздел - 05 Целевая статья - 271 Вид расхода - 327 |
Итого: | 46 086,22 |
Законопроектом предусматривается делегирование органам государственной власти субъектов Российской Федерации федерального полномочия по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния.
В таблице 4 приведена финансовая оценка делегирования этого полномочия.
Таблица 4
N п/п |
Наименование закона, в который рассматриваемым законопроектом вносятся изменения по делегированию полномочий |
Содержание делегированного полномочия (отдельно по каждому делегированному полномочию) |
Расчетный объем субвенции (тыс.руб.) |
Глава, раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, предметная статья бюджетной классификации Российской Федерации |
1. |
Федеральный закон от 15 октября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" |
осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния |
2 500 000,0 |
Глава - 318 Раздел - 11 Подраздел - 02 Целевая статья - 519 Вид расхода - 518 Статья - 251 |
Итого делегирование органам государственной власти субъектов Российской Федерации вышеуказанных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета (за исключением полномочия по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния) потребует увеличения расходов - федерального бюджета по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" на сумму 643588,72 тыс.руб. с одновременным сокращением расходов на эту сумму по разделу 04 "Национальная экономика". Средства на предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния предусмотрены в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" в размере 2,5 млрд.руб.
В случае, если данный законопроект будет принят до рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" Государственной Думой в третьем чтении. Правительством Российской Федерации будут внесены соответствующие поправки, вытекающие из предлагаемого финансово-экономического обоснования.
В состав предусмотренных законопроектом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование осуществления которых производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, входят полномочия двух типов:
- полномочия, не требующие дополнительных финансовых расходов (участие в урегулировании коллективных трудовых споров, установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых и т.п.);
- полномочия, финансирование которых до настоящего времени осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и не учитывалось в составе расходных обязательств Российской Федерации при расчете доходных источников, закрепляемых для осуществления расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации (ведение Красной книги субъекта Российской Федерации, осуществление поиска и спасения людей на водных объектах и т.п.).
Таким образом, расширение собственных полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренное законопроектом, не влечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований"
С принятием федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" потребуется внести изменения и дополнения в следующие акты федерального законодательства:
1. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024);
2. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462);
3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1,ст. 18);
4. Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 610; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 50, ст. 4857);
5. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2001, N 44, ст. 4149; 2002, N 18, ст. 1724; 2003, N 17, ст. 1553; 2003, N 28, ст. 2889; 2003, N 50, ст. 4855);
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709);
7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607);
8. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2709).
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822);
10. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
11. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" (рассмотрен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 29 сентября 2004 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.