Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" разрабатывается в соответствии с Планом основных мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2004 года (пункт 3.5), а также во исполнение Предложений по системе мер по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации (пункт 7), одобренных на заседании Государственного совета 22 января 2003 года, и Перечня мероприятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации (пункт 6), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 года N 907-р.
Целью законопроекта "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" являются: регулирование правоотношений в сфере приграничного сотрудничества; создание благоприятных условий для устойчивого развития приграничных территорий; налаживание, развитие и укрепление взаимовыгодных и дружественных связей между Российской Федерацией и сопредельными государствами.
Вопросы осуществления приграничного сотрудничества в федеральном законодательстве пока не отражены. Единственным исключением является приграничная торговля, определение которой содержится в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", принятом в 2003 году.
В законопроект впервые включены такие понятия, как приграничное сотрудничество, территория приграничного сотрудничества, участники приграничного сотрудничества, регион приграничной интеграции и сотрудничества и другие. Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующими федеральными законами разграничиваются полномочия государственных органов власти и органов местного самоуправления применительно к осуществлению приграничного взаимодействия в различных сферах деятельности.
При этом в законопроекте предусматривается, что наиболее характерные и специфические особенности приграничных связей будут учитываться в международных договорах Российской Федерации, в соглашениях приграничных субъектов Российской Федерации с компетентными органами власти сопредельных государств и в актах регионального законодательства. В соответствии с Европейской рамочной конвенции# о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей органам местного самоуправления дается больше возможностей для решения вопросов приграничного сотрудничества. Предусматривается также создание регионов приграничной интеграции и сотрудничества, как формы деятельности совместных органов по приграничному сотрудничеству.
Планируемые юридические последствия принятия данного законопроекта состоят в возможности восполнения существенного пробела в федеральном законодательстве, который затрагивает интересы 49 субъектов Российской Федерации, занимающих приграничное положение. Его вступление в силу позволит установить правовые рамки осуществления приграничного сотрудничества, регламентировать деятельность всех его участников, а также унифицировать региональное законодательство и предоставить регионам равные права и возможности в реализации приграничных контактов.
В качестве политических и социально-экономических последствий прогнозируется укрепление федеративных отношений, превращение приграничных регионов в пояс мира и добрососедства, передовой рубеж интеграции между Российской Федерацией и сопредельными государствами, сокращение проявлений коррупции и криминала на стратегически важных для России территориях, улучшение экономической ситуации в приграничных регионах и повышение уровня жизни проживающего здесь населения.
Настоящий проект федеральный# закон# соответствует Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. Его принятие, также как и присоединение Российской Федерации 5 января 2003 года к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей не является препятствием для вступления России в ВТО.
Законопроект разработан рабочей группой Совета Федерации при участии МИД, Минэкономразвития, Минфина, Минюста, МВД, Минпромнауки, ГТК, ФСБ России. Свои предложения на проект закона представили органы законодательной и исполнительной власти 42 приграничных субъектов Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует расходов федерального бюджета.
В связи с принятием федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" потребуется внесение изменений в статью 41 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части определения приграничных территорий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" потребует внесения изменений в статью 41 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850) в части определения приграничной территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.