Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 27 июня 2016 г. N 238
Базовые принципы организации работы по рассмотрению обращений в Государственной инспекции труда в субъекте РФ
Настоящие Базовые принципы организации работы по рассмотрению обращений в территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда (далее - Базовые принципы; Инспекция, соответственно) разработаны в целях повышения эффективности деятельности Инспекций по своевременному и качественному рассмотрению обращений.
I. Организация эффективной работы в Инспекции по учету, систематизации и обобщению обращений
В целях обеспечения безопасности при работе с письменными обращениями, поступившими по почте, они подлежат обязательному вскрытию и предварительному просмотру. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверте работа с письменным обращением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения руководителем Инспекции либо его заместителем.
1.1. Регистрация обращения в информационной системе государственной инспекции труда.
1.1.1. Поступившие в Инспекцию обращения в письменной форме, в форме электронного документа подлежат регистрации в течение трех дней с момента поступления в Инспекцию путем создания карточки входящего документа с присвоением обращению индекса регистрации (номера) в информационной системе.
1.1.2. В случае выявления при вскрытии конверта нескольких текстов от одного, либо от разных авторов, регистрации подлежит каждый текст в отдельности.
При регистрации в карточку входящего документа вносятся:
- регистрационный номер;
- дата регистрации;
- фамилия(и), имя (имена), отчество(а) автора(ов) (последнее - при наличии);
- почтовый(ые) адрес(а) автора(ов) и (или) адрес электронной почты, наименование и адрес юридического лица (работодателя);
- сведения о корреспонденте (орган, руководитель органа, заместитель руководителя органа либо иные адресаты);
- основной объем (количество листов);
- наличие приложений, либо вложений (описание приложения, количество листов либо формат и объем электронного файла);
- краткое содержание входящего документа;
- резолюция руководителя с изложением поручения определенному исполнителю, сроками исполнения и контролем.
1.1.3. При отсутствии отдельных листов в документе или в приложении к документу, отсутствии приложения к документу составляется соответствующий акт и приобщается к обращению.
При обнаружении во вложении оригиналов документов (паспорт, военный билет, свидетельство и т.п.), денежных купюр, или других ценностей, составляется соответствующий акт в трех экземплярах, один из которых остается в Инспекции, другой приобщается к поступившему документу, а третий направляется отправителю. Документы, приложенные к обращению, хранятся в Инспекции до истребования заявителем.
1.2. Систематизация текстов обращений предполагает на этапе регистрации выявление обращений, для которых статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрен отдельный порядок рассмотрения с внесением в электронную карточку:
- обращение, в котором обжалуется судебное решение, с решением о направлении в течение семи дней со дня регистрации обращения ответа автору о возвращении ему обращения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
- обращение с вопросом, ответ на который не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, с решением о направлении автору ответа о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
- обращение, содержащее вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, с решением о направлении автору ответа о безосновательности повторного обращения содержащего те же вопросы, и прекращении с ним переписки;
- обращения, по которым была прекращена переписка, с решением списать обращение в дело с направлением уведомления автору о ранее принятом решении о прекращении переписки по поставленному в обращении вопросу с указанием регистрационного номера и даты ответа о прекращении переписки;
- обращения, не поддающиеся прочтению, если фамилия и почтовые адрес автора обращения поддаются прочтению с решением о направлении автору ответа о невозможности прочтения обращения;
- обращения, не поддающиеся прочтению, если одновременно фамилия и почтовый адрес автора обращения не поддаются прочтению, с решением списать обращение в дело без направления ответа автору;
- обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, с решением списать в дело без рассмотрения, сообщив об этом заявителю;
- обращения, в которых отсутствуют сведения, необходимые для рассмотрения обращения по существу поставленных в обращении вопросов, в 7-дневный срок направляется ответ с предложением указать сведения, необходимые для проведения надзорно-контрольных мероприятий.
1.3. Систематизация и обобщение текстов авторов обеспечивается путем уточнения данных о них, внесенных в электронную карточку на этапе регистрации в соответствии с пунктом 1.1. настоящих Базовых принципов, с учетом кратности поступления (первичное, повторное) специалистом, уполномоченным на регистрацию корреспонденции.
1.4. Территориальная подведомственность определяется на этапе приема и регистрации документов посредством идентификации хозяйствующего субъекта через заявителя, систему ЕГРЮЛ, ЕГРИП, интернет-ресурсы и т.п.
Цель реализации I-го раздела - проанализировать и классифицировать обращение; провести его правильный учет с целью применения в дальнейшем корректной резолюции, сокращающей срок его рассмотрения.
II. Принятие корректного решения по обращению
2.1. Решение по поступившему в Инспекцию обращению принимает руководитель Инспекции, либо уполномоченное на то должностное лицо в течение 1 рабочего дня с момента поступления обращения и последующей его регистрации в информационной системе Инспекции с указанием в карточке учета конкретной резолюции для исполнения своему заместителю (начальнику отдела). В случае отсутствия руководителя Инспекции решение по обращению принимает уполномоченный заместитель руководителя в тот же срок.
2.2. Принятие решения по обращению:
2.2.1. обращение не содержит вопросов, входящих в компетенцию Инспекции - (резолюция "Для направления по подведомственности"):
- в течение семи дней со дня регистрации обращение (подлинник) направляется (с регистрацией на почте) за подписью руководителя (заместителя руководителя) Инспекции на рассмотрение в орган, должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса, с одновременным уведомлением об этом автора обращения (возможно на одном бланке с указанием разных адресатов);
- копия обращения с копией сопроводительного письма и копией уведомления автору обращения о перенаправлении сдается исполнителем на хранение в архив.
2.2.2. обращение содержит не только вопросы, входящие в компетенцию Инспекции, но и ряд других вопросов, которые относятся к компетенции другого (их) органа(ов) - (резолюция "Для рассмотрения по существу в пределах полномочий"):
- в течение семи дней со дня регистрации копия обращения за подписью руководителя (заместителя руководителя) Инспекции направляется на рассмотрение в соответствующий орган(ны), или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого(ых) входит решение поставленных вопросов, с уведомлением об этом заявителя;
2.2.3. обращение содержит вопросы, входящие в компетенцию Инспекции другого субъекта РФ, поскольку на территории получившего обращение территориального органа работодатель ведет хозяйственную деятельность и имеет филиалы, в которых не осуществляется ведение соответствующей документации, позволяющей разрешить поставленные в обращении вопросы, поскольку кадровая и бухгалтерская документация оформляется по месту нахождения работодателя - (резолюция "Направить по территориальности"). Сопроводительное письмо о перенаправлении обращения в другую Инспекцию может быть подписано только руководителем Инспекции, а в его отсутствие уполномоченным заместителем;
- если на этапе регистрации и систематизации текста будет установлено уполномоченным на регистрацию корреспонденции специалистом отсутствие в тексте адреса места нахождения работодателя, либо заявитель сам указывает на факт осуществления деятельности работодателя на территории другого субъекта, то в течение 3-х дней со дня регистрации обращение посредством электронной почты (с последующей досылкой по почте подлинника обращения) за подписью руководителя (заместителя руководителя) Инспекции направляется на рассмотрение в тот территориальный орган, где зарегистрирован работодатель, или фактически осуществляется хозяйственная деятельность субъекта, ведется вся кадровая и бухгалтерская документация по территориальной подведомственности, с письменным уведомлением об этом автора;
- если на этапе проверки исполнителем будет установлено отсутствие работодателя по месту регистрации или по адресу, указанному заявителем в обращении, либо получения письменной информацией# от представителя работодателя о том что вся необходимая документация находится на территории другого субъекта РФ, то в течение 3-х дней с момента получения такой информации, обращение посредством электронной почты за подписью руководителя Инспекции (заместителя) направляется на рассмотрение в соответствующую Инспекцию по территориальной подведомственности с письменным уведомлением об этом заявителя с последующей досылкой подлинного обращения по почте. Срок рассмотрения обращения исчисляется со дня первичной регистрации в Инспекции, в которую оно поступило впервые;
- в случае, если обращение поступило в Инспекцию по информационным системам общего пользования, аналогичным образом оно направляется в другую инспекцию, при этом, последующего отправления обращения в соответствующую Инспекцию по почте не требуется;
- уведомление заявителя о направлении его обращения, поступившего по информационным системам общего пользования, осуществляется только посредством электронной почты в случае отсутствия почтового адреса. Если указывается заявителем почтовый адрес, ответ направляется заявителю по указанному им почтовому адресу.
2.2.4. обращение содержит просьбу принять меры инспекторского реагирования в соответствии с компетенцией Инспекции (резолюция "Провести проверку и дать ответ заявителю"; в случае, если в обращении содержатся иные вопросы, не входящие в компетенцию Инспекции - резолюция "Прошу провести проверку в пределах компетенции"):
- подготовка распоряжения на проведение проверки осуществляется в течение 3-х рабочих дней со дня получения обращения непосредственным исполнителем на основании резолюции, содержащейся на карточке входящего документа, при этом решение о проведении документарной или выездной проверки принимается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции;
2.2.5. в случае получения от заявителя повторного обращения о непринятии работодателем мер к устранению выявленных Инспекцией нарушений, учитывая сроки - (резолюция "Для рассмотрения") - руководитель (заместитель руководителя) Инспекции должен затребовать документы у непосредственного исполнителя, и принять все меры к разрешению проблемной ситуации;
- в случае если руководителем (заместителем руководителя) Инспекции был установлен факт ненадлежащего исполнения обязанностей должностным лицом (не все поставленные заявителем вопросы были рассмотрены в процессе проверки, не на все вопросы были даны мотивированные ответы по существу, не был осуществлен контроль за исполнением предписания в установленный срок, и т.п.), которому было поручено рассмотрение обращения, необходимо назначить служебную проверку и по ее результатам рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности.
- заявителю необходимо направить ответ на повторное обращение содержащий, в том числе, и информацию о принятых мерах к исполнителю, допустившему ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2.2.6. в случае если заявитель просит в заявлении прекратить рассмотрение обращения (отзыв ранее поданного обращения - (резолюция "Для рассмотрения и подготовки ответа заявителю):
- рекомендуется идентифицировать автора первичного обращения с автором, обратившимся с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
- в случае подачи заявителем первичного обращения по электронной почте с указанного в обращении адреса возможен отзыв этого обращения с того же адреса.
В случае подачи заявления о прекращении рассмотрения обращения до подписания распоряжения на проведение надзорных мероприятий проверка не проводится. На первоначальное заявление и на заявление о прекращении рассмотрения обращения дается 2 ответа.
2.2.7. при рассмотрении обращений, содержащих нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (резолюция "Для рассмотрения"):
- должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение обращений граждан в целях обеспечения единого порядка применения части 3 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" вправе сообщить заявителю о недопустимости злоупотребления правом, и оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов; информирует заявителя об административной ответственности за оскорбление, предусмотренной статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Руководитель (заместитель руководителя) Инспекции в случае наличия в обращении угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица либо членов его семьи направляет обращение (подлинник) в Управление Министерства внутренних дел РФ по территориальной подведомственности для организации проверки в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по факту угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, либо членов его семьи и сообщает об этом заявителю.
2.2.8. При определении повторности обращения заявителя по поставленному(ым) в обращении вопросу(ам), уполномоченное должностное лицо проверяет наличие в обращении новых доводов или обстоятельств. Если в обращении имеются новые доводы или обстоятельства, то рассмотрение обращения происходит в установленном порядке.
Если в повторном обращении отсутствуют новые доводы или обстоятельства, то уполномоченное лицо направляет заявителю ответ по существу поставленных вопросов с предупреждением о возможном прекращении переписки:
Например: "...Уведомляю, что в дальнейшем в случае поступления обращения, содержащего вопрос(ы), по которому(ым) Вам уже давались ответы по существу, в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" будет принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с Вами по данному(ым) вопросу(ам)"..."
В случае поступления очередного обращения по тем же вопросам от гражданина после уведомления его о возможном прекращении с ним переписки, руководитель Инспекции принимает в течение 3-х дней с момента регистрации данного обращения решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки.
Например: "Ваше обращение, поступившее в Инспекцию, рассмотрено. Вам неоднократно давались письменные ответы по существу вопроса(ов), содержащегося(ихся) в Ваших обращениях, поступивших ранее. Каких-либо новых доводов и обстоятельств в данном обращении Вы не приводите, в связи с чем на основании части 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" принято решение о безосновательности очередного обращения, переписка с Вами по вопросу(ам) (указывается тема(ы) вопроса(ов) прекращается. Руководствуясь пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Вы имеете право обжаловать соответствующее решение в судебном или административном порядке".
2.2.9. В случае обжалования судебного решения (резолюция "Для рассмотрения") обращение должно быть возвращено в 7-дневный срок заявителю с разъяснением порядка обжалования судебного акта.
2.2.10. Поступление повторного обращения в Инспекцию с просьбой ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (резолюция "Для рассмотрения").
Обращение должно быть рассмотрено по существу поставленного вопроса, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, а также в случае отсутствия в указанных документах и материалах сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, что не означает возникновения у заявителя права истребовать копии соответствующих документов и материалов рассматривающей обращение Инспекции.
2.2.11. В обращении отсутствует почтовый адрес гражданина (резолюция "Провести проверку и списать в дело").
При отсутствии почтового адреса гражданина, по которому должен быть направлен ответ, обращение рассматривается в установленном порядке, но ответ на него не направляется заявителю. Обращение списывается в архив на основании служебной записки в соответствии с резолюцией руководителя Инспекции. Обращение, поступившее по информационным системам подлежит рассмотрению в установленном порядке.
2.2.12. Обращение содержит информацию о несогласии пострадавшего в результате несчастного случая (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, либо содержит информацию, объективно свидетельствующую о нарушении порядка расследования несчастного случая (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава и т.п.) (резолюция "Провести дополнительное расследование").
Исполнитель обязан провести дополнительное расследование несчастного случая в установленные законодательством сроки, а заявителю направить ответ с соответствующей информацией и разъяснением о направлении ему дополнительного ответа по результатам расследования.
Цель реализации II-го раздела - определение единых подходов к срокам и порядку рассмотрения обращений в Инспекции.
III. Рассмотрение обращений граждан государственным инспектором труда в Инспекции
3.1. При получении обращения госинспектор труда в течение 3-х рабочих дней с момента поступления документа на исполнение, исполняет решение вышестоящего руководителя в точном соответствии с резолюцией:
- готовит проект ответа, содержащий разъяснения по существу поставленных в обращении вопросов без проведения надзорных мероприятий;
- готовит проект ответа заявителю о наличии индивидуального трудового спора, с соответствующими разъяснениями;
- инициирует проведение проверки по обращению в порядке, установленном действующим законодательством;
- проводит надзорно-контрольные мероприятия и применяет меры административного воздействия в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Распоряжение на проведение проверки по обращению подписывает руководитель Инспекции или его заместитель при наличии визы начальника отдела или должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за рассмотрением обращений в Инспекции.
3.3. Обращения по вопросам:
- невыплаты заработной платы работникам и иных выплат, причитающихся работнику (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.);
- ненадлежащего оформления работодателем трудовых отношений;
- неудовлетворительных условий труда;
- несчастных случаев на производстве и их последствиям;
- условий и охраны труда на рабочем месте работника;
- в иных случаях по решению руководителя (заместителя руководителя) Инспекции, госинспекторы труда, как правило, рассматривают в рамках внеплановой выездной проверки.
3.4 Внеплановая документарная проверка проводится на основании распоряжения на проведение проверки, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Инспекции. Начальнику отдела или должностному лицу, уполномоченному руководителем Инспекции на осуществление контроля за рассмотрением поступивших в Инспекцию обращений, рекомендуется проверять перечень запрашиваемых для рассмотрения документов, с целью всестороннего и полного рассмотрения обращения по существу поставленных в нем вопросов, исключив случаи истребования документов, не относящихся к предмету проверки.
Запрос на получение документов вручается или направляется работодателю любым доступным способом (электронная почта, факс и т.д.).
3.5. В случае отсутствия возможности проведения проверки по обращению гражданина, ввиду отсутствия организации, ее должностных лиц, по адресу, указанному в заявлении, данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", госинспектор труда направляет информацию в налоговый орган об отсутствии организации по месту регистрации, с целью рассмотрения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности. Госинспектор труда письменно уведомляет заявителя об отсутствии возможности проведения надзорных мероприятий и сообщает о рассмотрении обращения по существу при получении дополнительных сведений о месте нахождения работодателя либо его должностных лиц.
3.6. Ответы на первичные обращения граждан подписывают начальники структурных подразделений (их заместители), или лица, уполномоченные соответствующим приказом руководителя Инспекции.
Ответы на обращения граждан о несогласии с ранее направленными ответами подписывает руководитель (заместитель руководителя) Инспекции.
Исполнитель и должностное лицо, подписавшее ответ несут ответственность за полноту, содержание, ясность и четкость изложения сути ответа, достоверность ссылки на нормативные акты.
Если просьба, изложенная в обращении, не может быть разрешена положительно, то заявителю дается разъяснение, по каким причинам она не может быть удовлетворена.
3.7. В случае, если при рассмотрении обращения о невыплате гражданину заработной платы, госинспектору труда становятся известны факты несвоевременной выплаты заработной платы другим работникам, госинспектор труда оформляет соответствующую служебную записку на имя руководителя Инспекции с приложением соответствующих документов (при наличии таковых). Руководитель (заместитель руководителя) издает распоряжение на проведение внеплановой проверки в отношении всех работников организации (индивидуального предпринимателя).
3.8. Общий срок рассмотрения обращения, поступившего в Роструд, либо Инспекцию составляет 30 дней со дня его регистрации.
Взятые на особый контроль обращения по наиболее важным вопросам рассматриваются, как правило, в сроки, определенные по каждому конкретному обращению руководителем Инспекции или лицом, его замещающим.
3.9. Продление срока рассмотрения обращения гражданина возможно в исключительных случаях, а также в случае направления Инспекцией в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам, но не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Не допускается продление срока рассмотрения обращения гражданина о нарушении его трудовых прав по вопросам:
- невыплаты заработной платы иных выплат, причитающихся работнику (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.);
- охраны и условий труда.
Продление срока рассмотрения обращения осуществляется руководителем Инспекции на основании мотивированного ходатайства (служебной записки) исполнителя, при наличии согласования с начальником отдела, лицом, уполномоченными на осуществление контроля за рассмотрением обращений в Инспекции
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 27 июня 2016 г. N 238 "Об организации работы по рассмотрению обращений в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.