Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата"
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - Протокол) был принят в г. Киото (Япония) на третьей Конференции Сторон Рамочной конвенции 12 декабря 1997 г.
Его ключевыми элементами являются:
количественные уровни обязательств по сокращению выбросов парниковых газов (далее - ПГ) для всех промышленно развитых стран, включенных в Приложение I к Рамочной конвенции, на основании представленных ими предложений. Для Российской Федерации в Протоколе установлен уровень выбросов ПГ для первого периода действия Протокола (2008-2012 годы) такой же, как и в Рамочной конвенции, то есть стабилизация выбросов на уровне 1990 года, принятого за базовый (Приложение В к Протоколу);
перечень мер по сокращению выбросов ПГ, которые должны выполняться странами, включенными в Приложение I;
порядок выполнения обязательств, условия, процедуры и правила учета сокращений и выбросов ПГ, принципы совместного выполнения обязательств по сокращению выбросов ПГ на основе заключения специальных соглашений между Сторонами Протокола.
Протокол подписан от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 11 марта 1999 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 163.
Для вступления Протокола в силу необходима его ратификация не менее чем 55 Сторонами Рамочной конвенции при условии, что в их число входят промышленно развитые страны, на долю которых приходится в совокупности как минимум 55 процентов общих выбросов диоксида углерода, осуществлявшихся в 1990 году всеми промышленно развитыми странами, включенными в Приложение I к Рамочной конвенции.
К настоящему времени Протокол ратифицировали 124 государства. Доля совокупных выбросов промышленно развитых стран, ратифицировавших Протокол, составляет 44,2 процента общих выбросов ПГ, осуществленных странами, включенными в Приложение I к Рамочной конвенции. В марте 2001 г. США заявили о том, что не намерены ратифицировать Протокол. Ратификация Протокола Российской Федерацией (доля России - 17,4 процента) обеспечит вступление его в силу.
Обязательства государств, включенных в Приложение I, по количественным показателям сокращений выбросов ПГ согласно Протоколу ограничены периодом с 2008 по 2012 год. Обязательства в последующих периодах будут определяться в ходе переговоров, которые должны начаться в 2005 году.
Другие обязательства (осуществление национальной политики и мер по сокращению выбросов ПГ, предоставление информации по инвентаризации и национальных докладов по выбросам и поглощению ПГ, выплата взносов в бюджет Протокола, создание системы оценки выбросов и поглощения ПГ) не имеют ограничений по срокам и поэтому будут действовать для Сторон Протокола с момента его вступления в силу и далее, в том числе после 2012 года.
Участие России в Протоколе повлечет за собой дополнительные расходы из федерального бюджета. Большая часть мероприятий, направленных на снижение выбросов ПГ в отраслях экономики (за исключением сельского хозяйства), должна выполняться в рамках федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года.
Дополнительные затраты потребуются на обеспечение выполнения обязательств по разработке предупредительных мер в целях адаптации экономики к изменениям климата, по созданию системы мониторинга выбросов и поглощения ПГ, а также на осуществление других мероприятий.
Присоединение России к Протоколу потребует реализации комплекса обязательных мер, в том числе разработки ряда федеральных законов о государственном регулировании эмиссии и поглощения ПГ на территории Российской Федерации, о праве собственности на объемы сокращенной эмиссии ПГ, о создании рынка квот на выбросы ПГ, а также нормативных правовых актов о создании национальной системы мониторинга антропогенных выбросов и стоков ПГ.
Реализация в России проектов совместного осуществления (статья 6 Протокола) поможет реально сократить выбросы ПГ в различных секторах экономики за счет дополнительных инвестиций и внедрения современных технологий.
Участие России в реализации "механизма чистого развития" (статья 12 Протокола) позволит распространить отечественные технологии в развивающихся странах, ряд которых уже имеет тесные связи с Россией в области энергетики.
Присоединение к Протоколу позволит России полноправно участвовать в переговорах по определению новых обязательств на последующие периоды действия Протокола. В будущем переговорном процессе необходимо добиваться распространения на развивающиеся страны количественных обязательств по снижению выбросов ПГ; учета индивидуальных географических и экономических особенностей стран; учета роли России, как крупнейшего в мире экспортера углеводородного топлива, в том числе природного газа, а также крупнейшего поглотителя ПГ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата"
Участие России в Киотском протоколе повлечет за собой расходы из федерального бюджета. Большая часть мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов в отраслях экономики (за исключением сельского хозяйства), должна выполняться в рамках федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года.
Кроме того, по проведенной оценке, потребуются средства на обеспечение выполнения обязательств по разработке предупредительных мер в целях адаптации экономики к изменениям климата, созданию системы мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов, регистра учета и контроля перемещения единиц выбросов и сокращений парниковых газов, а также на осуществление специальных мероприятий, обеспечивающих участие в механизмах гибкости Киотского протокола, в том числе:
20 млн.рублей - единовременные затраты на первые два года с момента ратификации;
20 млн.рублей - ежегодные расходы с момента ратификации;
20 млн.рублей - дополнительные ежегодные расходы, начиная с 2008 года.
Взносы Российской Федерации в бюджет Киотского протокола на административные расходы оцениваются на уровне Рамочной конвенции и составляют в настоящее время около 150 тыс. долларов США.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.