1. Общие положения
Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания организационно-методической помощи по определению федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), органам государственной власти субъектов Российской Федерации организационных принципов построения и функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - СНЛК).
СНЛК представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (далее - РХБ) обстановкой на территории Российской Федерации.
Основные задачи и функции СНЛК определены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 "О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения" (далее - постановление Правительства от 17 октября 2019 г. N 1333).
Основные задачи СНЛК:
- наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда), продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей.
- организация и проведение РХБ разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.
Основные функции СНЛК:
- наблюдение и лабораторный контроль за состоянием РХБ обстановки на территории Российской Федерации.
- установление наличия в окружающей среде и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий.
- отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами.
- выработка предложений по повышению эффективности деятельности СНЛК в условиях опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Нормативно-правовое регулирование деятельности СНЛК
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительством Российской Федерации определен порядок функционирования СНЛК.
Статьей 15 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 26 ноября 2007 г. N 804 определено, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются создание и обеспечение готовности СНЛК - действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации
Постановлением Правительства от 17 октября 2019 г. N 1333 определено, что СНЛК состоит из федеральных и территориальных подсетей.
Порядок функционирования федеральных подсетей СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации "Росатом".
Порядок функционирования территориальных подсетей СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Функционирование СНЛК на территории Российской Федерации начинается с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
3. Структура СНЛК федеральных и территориальных подсетей
СНЛК состоит из федеральных и территориальных подсетей, взаимодействие которых организуется и координируется МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", органами государственной власти субъектов Российской Федерации через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
3.1. Федеральная подсеть СНЛК.
Федеральная подсеть СНЛК формируется федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", осуществляющими функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации на основе отраслевых научно-исследовательских организаций и учреждений центрального подчинения.
Федеральный уровень СНЛК состоит из 8 федеральных подсетей:
- подсеть Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- подсеть Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- подсеть Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
- подсеть Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- подсеть Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
- подсеть Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
- подсеть Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- подсеть Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Деятельность учреждений федеральной подсети СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и Госкорпорации "Росатом", в которых рекомендуется отразить:
должностное лицо и структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации "Росатом", осуществляющие руководство федеральной подсетью СНЛК;
положение о порядке функционирования федеральной подсети СНЛК федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации "Росатом";
перечень структурных подразделений, учреждений федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации "Росатом", а также состав сил и средств федеральной подсети СНЛК.
В соответствии с постановлением Правительства от 17 октября 2019 г. N 1333 на федеральном уровне координация деятельности и методическое руководство, а также организация взаимодействия СНЛК осуществляется МЧС России (Департамент гражданской обороны и защиты населения, отдел организации РХБ защиты и первоочередного жизнеобеспечения).
Научное и методическое сопровождение деятельности осуществляется ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Органом повседневного управления на федеральном уровне, осуществляющим оповещение руководителей федеральных подсетей СНЛК о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций РХБ характера, а также сбор, обработку, обмен информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, является Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России (управление аналитическое).
3.2. Территориальная подсеть СНЛК.
Территориальная подсеть формируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации из учреждений, организаций, профильных центров, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории субъекта Российской Федерации.
При развертывании территориальной подсети СНЛК для выполнения задач в интересах субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти на правах оперативного управления привлекаются территориальные учреждения федеральных подсетей СНЛК.
Деятельность территориальной подсети СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых рекомендуется отразить:
должностное лицо и структурное подразделение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие руководство территориальной подсетью СНЛК;
положение о порядке функционирования территориальной подсети СНЛК субъекта Российской Федерации";
перечень структурных подразделений, учреждений органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также состав сил и средств территориальной подсети СНЛК.
На региональном уровне координация деятельности и методическое руководство, а также организация взаимодействия СНЛК осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации (управление гражданской обороны и защиты населения, отдел инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты).
Органом повседневного управления на региональном уровне, осуществляющим оповещение руководителей территориальных подсетей СНЛК о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций РХБ характера, а также сбор, обработку, обмен информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, является центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (отдел мониторинга, моделирования и организации превентивных мероприятий).
Непосредственное руководство деятельностью территориальной подсети СНЛК возлагается на руководителя соответствующей подсети.
3.3. Общие задачи СНЛК
На учреждения СНЛК федеральной подсети федерального органа исполнительной власти (кроме федеральной подсети Госкорпорации "Росатом") может возлагаться:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности на подведомственной территории учреждения радиоактивных веществ, отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ (далее - РВ, ОВ, АХОВ) и проведение их индикации;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды РВ, ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.;
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ и последующей идентификации.
На учреждения федеральной подсети Госкорпорации "Росатом" может возлагаться:
измерение мощности дозы ионизирующих излучений в зонах ответственности;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в зонах опасностей;
установление радионуклидного состава исследуемых проб.
На учреждения СНЛК территориальной подсети субъекта Российской Федерации может возлагаться:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности на подведомственной территории учреждения РВ, ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды РВ, ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.;
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ и последующей идентификации.
Отчеты о состоянии федеральных и территориальных подсетей СНЛК представляются в МЧС России в составе материалов для ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации.
4. Порядок организации деятельности СНЛК в различных режимах функционирования
Время готовности учреждений СНЛК к выполнению задач по предназначению может составлять не более 24 часов с последующим докладом:
- на федеральном уровне - в группу контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне МЧС России, Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России;
- на региональном уровне - в группу контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
а) "повседневная деятельность" - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;
б) "повышенная готовность" - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;
в) "чрезвычайная ситуация" - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора.
4.1. Режим "повседневной деятельности"
В режиме повседневной деятельности (нормальная РХБ и сейсмическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль учреждениями СНЛК проводится, как правило, в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом и в соответствии с уставами, ведомственными положениями, регламентами и инструкциями.
4.2. Режим "повышенной готовности"
В режиме повышенной готовности (прогнозирование чрезвычайной ситуации, ухудшение РХБ обстановки, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации) учреждениями федеральных и территориальных подсетей СНЛК может осуществляться путем проведения следующих мероприятий:
а) перевод их на усиленный режим работы;
б) осуществление непрерывного сбора, обработки, обмена информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера;
в) уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению в зоне возможной чрезвычайной ситуации (уточнение состава группировки сил и средств, определение способов ее выдвижения в зону возможной чрезвычайной ситуации с проведением соответствующих расчетов на совершение марша);
г) возвращение в места (пункты) постоянной дислокации учреждений СНЛК, находящихся на учениях (занятиях);
д) принятие оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации РХБ характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
4.3. Режим "чрезвычайной ситуации"
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение чрезвычайной ситуации РХБ характера, применение противником современных средств поражения при военных конфликтах) при подтверждении информации о возникновении чрезвычайной ситуации РХБ характера силами учреждений СНЛК рекомендуется проводить следующие мероприятия:
а) выдвижение группировки сил и средств федеральных и территориальных подсетей СНЛК в зону чрезвычайной ситуации РХБ характера;
б) проведение работ по непрерывной разведке, оценке и анализу развития РХБ обстановки, всестороннему обеспечению действий учреждений СНЛК, а также выработке предложений по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации РХБ характера;
в) определение характера и масштабов возможного заражения, направления распространения и размеров зон заражения, возможного характера поражающего действия на население, способов обеззараживания;
г) обозначение границ зон заражения;
д) осуществление непрерывного сбора, анализа и обмена информацией о РХБ обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе работ по ее ликвидации;
е) выработка предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации РХБ характера и минимизации негативных последствий, а также экспертная поддержка работы оперативных штабов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации РХБ характера, органов повседневного управления муниципального уровня (единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований).
5. Обучение руководителей и специалистов организаций СНЛК
Обучение и повышение квалификации руководителей учреждений СНЛК может проводиться дистанционно в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации по программам дополнительного профессионального образования и реализуются в форме повышения квалификации.
Рекомендованный объем одной программы повышения квалификации может составлять не более 72 часов.
Обучение руководителей учреждений СНЛК рекомендуется проводить не реже одного раза в пять лет.
Содержание программы, правила и порядок повышения квалификации размещается на официальном сайте ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на Интернет-портале (www.vniigochs.ru).
Обучение проходит, как правило, в форме повышения квалификации по тематике порядка функционирования учреждений СНЛК в различных режимах функционирования, организации взаимодействия и информационного обмена.
Организация обучения специалистов учреждений СНЛК осуществляется в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, Госкорпорации "Росатом", органах государственной власти субъектов Российской Федерации и организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Материально-техническое обеспечение СНЛК
Материально-техническое обеспечение СНЛК осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств организаций, в рамках лимитов согласно положений, штатных расписаний и табелей оснащенности в мирное время.
7. Оценка готовности подсетей СНЛК
Готовность учреждений СНЛК к выполнению возложенных на них задач обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом" органами государственной власти субъектов Российской Федерации и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.
Готовность учреждений СНЛК к выполнению возложенных на них задач может оцениваться как:
"Готовы к выполнению задач", если:
количество обученных руководителей (специалистов) по программам подготовки СНЛК составляет не менее 90% от штатной численности;
готовность учреждений СНЛК, включающая в себя время передачи информации о чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, выезд в район чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, установление наличия опасного вещества и проведение его индикации, обеспечена;
учреждениями СНЛК при анализе контрольных проб получено не менее 90% правильных заключений.
"Ограниченно готовы к выполнению задач", если:
количество обученных руководителей (специалистов) по программам подготовки СНЛК составляет не менее 80% от штатной численности;
готовность учреждений СНЛК, включающая в себя время передачи информации о чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, выезд в район чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, установление наличия опасного вещества и проведение его индикации, обеспечена;
учреждениями СНЛК при анализе контрольных проб получено не менее 80% правильных заключений.
"Не готовы к выполнению задач".
Не выполнено одно или более условий из предыдущей оценки.
Заместитель Министра |
П.Ф. Барышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационно-методические рекомендации по организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (утв. МЧС России 2 апреля 2021 г. N 2-4-71-4-11)
Текст методических рекомендаций опубликован не был