г. Калуга |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А09-9839/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Панченко С. Ю. |
Судей |
Егорова Е. И. Шуровой Л. Ф. |
при участии в заседании: |
|
от Открытого акционерного общества "Клинцовский автокрановый завод" ОГРН 1023201339700, ИНН 3203000428 Брянская область, г. Клинцы, ул. Дзержинского, 10 |
Курочкина К. В. - представителя (дов. от 22.02.2011), |
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области ОГРН 1043216508500, ИНН 3203007889 Брянская область, г.Клинцы, ул. Гагарина, 57 |
Арсеньевой Н. В. - начальника правового отдела (дов. от 11.01.2013 N 02-01/000173), Антипенко В. М. - начальника отдела камеральных проверок N 1 (дов. от 15.07.2013 N 02-01/011577), |
от Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области ОГРН 1043244026605, ИНН 3250057478 г. Брянск, ул. Крахмалева, 53 |
Куликовой Е. В. - главного специалиста-эксперта правового отдела (дов. от 10.01.2013 N 01), |
от Общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Все краны" г. Москва, платф. Северянин, д. 7, стр. 1 |
Барашковой Л. Л. - представителя (дов. от 24.10.2013), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2012 (судья Гоманюк Н. С.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 (судьи Еремичева Н. В., Заикина Н. В., Мордасов Е. В.) по делу N А09-9839/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Клинцовский автокрановый завод" (далее - ОАО "КАЗ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области (далее - налоговый орган, инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области об оспаривании решений инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.08.2012 N 1151, 1154, 1120.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Концерн "Все краны" (далее - ООО "Концерн "Все краны").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области от 30.08.2012 N 1151, N 1154, N 1120 о признании необоснованным уменьшения суммы налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в общей сумме 9 247 500 рублей и привлечении к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в общей сумме 1 130 250 рублей. В удовлетворении требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, налоговый орган обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам деятельности за 2008 год ОАО "КАЗ" составило отчет о прибылях и убытках, в котором отразило прибыль до налогообложения в сумме 865 163 000 рублей, налог на прибыль - 175 129 000 рублей, чистая прибыль - 688 231 рубль.
Согласно бухгалтерскому балансу Общества за 2008 год уставный капитал ОАО "КАЗ" за 2008 год составил 55 889 000 рублей.
Единственным участником Общества ООО "Концерн "Все краны" 17.02.2011 принято решение N 2 о выплате дивидендов за 2008 год из чистой прибыли, направленной решением единственного акционера от 15.07.2009 в резервный фонд на выплату дивидендов, в сумме 102 750 000 рублей в срок до 01.08.2011.
Из суммы дивидендов, выплаченных ООО "Концерн "Все краны" в период с 18.02.2011 по 21.07.2011, Обществом был удержан налог в сумме 9 247 500 рублей, исходя из ставки 9%, который отражен в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2011 года (дивиденды в сумме 40 000 000 рублей, налог - 3 600 000 рублей), за 1 полугодие 2011 года (дивиденды в сумме 40 000 000 рублей, налог - 3 600 000 рублей) и за 9 месяцев 2011 года (дивиденды в сумме 22 750 000 рублей, налог - 2 047 500 рублей).
Не согласившись с удержанием налога, ООО "Концерн "Все краны" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "КАЗ" 9 247 500 рублей недоплаченных дивидендов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 28.02.2012 по делу N А09-8475/2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество по платежному поручению от 09.07.2012 N 4648 перечислило ООО "Концерн "Все краны" 9 247 500 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для представления ОАО "КАЗ" в апреле 2012 года в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в том числе: декларации за 1 квартал 2011 года, в которой отражены суммы дивидендов, подлежащие распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде за 2010 год, в размере 40 000 000 рублей, к которым применена ставка 0% и заявлена к уменьшению сумма налога на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в размере 3 600 000 рублей; декларации за 1 полугодие 2011 года, в которой также отражены суммы дивидендов, подлежащие распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде за 2010 год, в размере 40 000 000 рублей, к которым применена ставка 0% и заявлена к уменьшению сумма налога на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в размере 3 600 000 рублей; декларации за 9 месяцев 2011 года, в которой отражены суммы дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде за 2010 год двумя суммами: в сумме 22 750 000 рублей и 53 395 000 рублей, к которым применена ставка 0% и к уменьшению заявлена сумма налога на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в размере 2 047 500 рублей.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных уточненных налоговых деклараций, по результатам которых составлены акты от 24.07.2012 N 18587, N 18594, N 18596 и приняты решения от 30.08.2012 N 1151, 1154, 1120 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанными решениями признано необоснованным уменьшение суммы налога на прибыль с доходов, выплаченных в виде дивидендов от российских организаций по уточненным налоговым декларациям по налогу на прибыль за 1 квартал 2011 года по ставке 9%, в сумме 3 600 000 рублей, за полугодие 2011 года - в сумме 3 600 000 рублей, за 9 месяцев 2011 года в сумме - 2 047 500 рублей.
Кроме того, Общество привлечено к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в общей сумме 1 130 500 рублей, в том числе за 1 квартал 2011 года - 440 000 рублей, за полугодие 2011 года - 440 000 рублей, за 9 месяцев 2011 года - 250 250 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 09.10.2012 решения налогового органа оставлены без изменения.
ОАО "КАЗ", полагая, что решения инспекции не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительными решений налогового органа от 30.08.2012 N 1151, N 1154, N 1120, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дивидендом в целях налогообложения признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров в капитале компании.
В силуабзаца 2 пункта 2 статьи 275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц с учетом положений данногопункта.
Порядок применения налогоплательщиками налоговых ставок по доходам в виде дивидендов установлен пунктом 3 статьи 284 НК РФ.
В соответствии сподпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:
0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей;
9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными вподпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2011, предусмотрено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.
В соответствии спунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений вглавы 23 и25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" положения пункта 3 статьи 284 НК РФ (в редакции названного Закона ) применяются с 01.01.2011 и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.
Исходя изпункта 1 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.
Источником выплаты дивидендов является прибыль общества, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества (пункт 2 статьи 42 указанного Закона).
В рассматриваемом случае, суд обоснованно указал на то, что по своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль тождественны, что исключает различный режим налогообложения в зависимости от отчетного периода, за который принимается решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 N ВАС-13840/12).
Кроме того, суд также правомерно отметил, что внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков, поскольку по сравнению с ранее действовавшей редакцией пункта 3 статьи 284 НК РФ в рамках нового правового регулирования налогоплательщикам, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении полученных ими доходов в виде дивидендов, необходимо соблюдать не три, а два условия: о размере доли и сроке владения ею.
Содержащееся впункте 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ условие направлено на разрешение вопроса о действии во времени внесенных этимЗаконом изменений и не содержит дополнительного ограничения, отсутствующего впункте 3 статьи 284 НК РФ, в виде запрета на применение налоговой ставки 0 процентов в случае выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "КАЗ на законных основаниях представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2011 года, в которых к дивидендам, выплаченным Обществом за 2008 год, применило налоговую ставку 0 процентов, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Брянской области от 30.08.2012 N 1151, N 1154, N 1120.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на доводы, которые являлись предметом оценки суда и правомерно были им отклонены как основанные на неверном толковании норм права и фактических обстоятельствах спора. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А09-9839/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С. Ю. Панченко |
Судьи |
Е. И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.