Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Система управления реализацией стратегии
Реализация Стратегии предполагает формирование системы управления, нацеленной на достижение стратегических целей и показателей.
Достижение целей Стратегии обеспечивается через реализацию национальных проектов, разработку и реализацию плановых документов, программ, проектов, инициатив и других механизмов реализации Стратегии посредством широкого внедрения передовых цифровых и инженерных решений на основании методологии "Умный город" и принятия эффективных управленческих решений, основанных на данных.
Структуры, обеспечивающие реализацию Стратегии
Современные вызовы, ограничения и риски социально-экономического развития города требуют концентрации усилий, финансов, управленческих компетенций по направлениям Стратегии при обеспечении соответствующей межведомственной координации. Стратегически важным является консолидированное эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и образования, СМИ, некоммерческих организаций, активного населения при принятии управленческих решений, направленных на развитие города.
Контроль за реализацией Стратегии осуществляется Главой города Челябинска.
Управление реализацией Стратегии осуществляется с применением принципов проектного управления, в том числе посредством:
- деятельности координационных, экспертных советов, проектных офисов, включая успешно зарекомендовавшую себя в мировой практике технологию управления процессами цифровизации "CityLab", и иных коллегиальных форм управленческого взаимодействия, в результате функционирования которых должно быть обеспечено эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и образования, СМИ, представителей некоммерческих организаций и активного населения в целях разработки, отбора и реализации программ и проектов, направленных на достижение целей и показателей Стратегии;
- заключения меморандумов, договоров о сотрудничестве и иных соглашений, определяющих рамки взаимодействия, права и обязанности участников таких соглашений, а также меру ответственности за реализацию принятых решений.
В качестве системы управления реализацией Стратегии предлагается организационная структура, построенная на принципах проектного менеджмента.
Организационно-управленческий механизм реализации Стратегии включает в себя постоянные и временные органы управления.
В число постоянных органов управления реализацией Стратегии входят Координационный совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Проектный офис, отраслевые проектные группы, Экспертный совет по стратегическому развитию.
К временным органам управления реализацией Стратегии относятся куратор, функциональный заказчик, руководитель проекта или программы, рабочие органы и администратор.
Также предусмотрена работа обеспечивающих органов управления реализацией
Стратегии - общественно-делового совета и центра компетенций.
Проектные функции должностных лиц, органов и организаций, участвующих в управлении реализацией Стратегии:
Координационный совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам - постоянно действующий координационно-совещательный орган, организующий взаимодействие власти, бизнеса, науки и образования, СМИ, представителей некоммерческих организаций, активного населения при принятии управленческих решений, направленных на развитие города.
Проектный офис - постоянно действующий исполнительный орган, осуществляющий планирование, разработку и реализацию мероприятий Стратегии. На базе Проектного офиса в ходе реализации стратегии формируются отраслевые проектные группы по направлениям стратегии.
Экспертный совет по стратегическому развитию - консультационный орган, осуществляющий экспертизу проектов, консультационное содействие по вопросам реализации Стратегии, мониторинг лучших практик реализации стратегий муниципальных образований. В состав Экспертного совета входят представители научных и образовательных организаций, различных структур по развитию бизнеса.
Общественно-деловой совет - орган общественного контроля в целях осуществления общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству.
Центр компетенций - орган, осуществляющий развитие компетенций и культуры эффективности: обучение участников управления реализацией Стратегии, оценку уровня их квалификации, отбор кандидатов в кадровый резерв для последующего назначения на проектные роли.
Основные исполнители Стратегии - хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории города Челябинска, территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления города Челябинска, научные и образовательные организации, общественные объединения и другие организации.
Полномочия органов управления реализацией Стратегией могут быть возложены на органы управления по реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства города.
Условиями успешной реализации Стратегии являются:
1) понимание значимости и поддержка Стратегии всеми заинтересованными сторонами (население, власть, бизнес, наука, СМИ и другими);
2) комплексное использование экономических, социальных, цифровых, культурных, научно-технических, территориальных, политических и других факторов, а также имеющихся ресурсов и потенциалов развития;
3) применение актуальных технологий, полноформатное внедрение проектного, бережливого и инициативного управления, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения реализации Стратегии, мониторинг и актуализация документов стратегического планирования;
4) формирование и развитие социально ответственной, инициативной, созидательной предпринимательской, экспертной и гражданской позиции;
5) формирование устремленности и включенности заинтересованных сторон к постепенным позитивным изменениям.
Во исполнение Стратегии принимаются и реализуются:
1) органами местного самоуправления - муниципальные программы, План мероприятий по реализации Стратегии и План действий Администрации города Челябинска по социально-экономическому развитию города Челябинска, Генеральный план, документы транспортного планирования и другие;
2) другими заинтересованными сторонами - проекты, инициативы и другие.
При взаимодействии заинтересованные стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, Челябинской области, муниципальными правовыми актами города Челябинска, соглашениями, контрактами и иными документами, а также лучшим мировым опытом в соответствующей сфере.
Мониторинг реализации Стратегии
Мониторинг реализации Стратегии организован на основе сравнения значений показателей с целевыми значениями, что позволяет оценить правильность выбранных мероприятий, способов достижения целевых ориентиров, а также степень достижения поставленных целей.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется для контроля текущей ситуации и корректировки деятельности по достижению стратегических целей и показателей.
Мониторинг осуществляется как за выполнением Стратегии в целом (ответственный орган - Управление по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска), так и за реализацией отдельных направлений и мероприятий (ответственные - структурные подразделения Администрации города Челябинска и отраслевые (функциональные) органы).
Для повышения эффективности функционирования системы стратегического планирования и обеспечения достижения запланированных показателей развития осуществляется использование и усовершенствование сложившейся практики мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется регулярно, в том числе в режиме реального времени посредством использования аппаратно-программного комплекса, разработанного на основе технологий цифрового двойника города и интегрированного в систему прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений Главы города Челябинска с момента начала эксплуатации такого аппаратно-программного комплекса.
Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации Стратегии, являются:
1) ежегодный отчет Главы города Челябинска о результатах его деятельности и деятельности Администрации города Челябинска;
2) комплексный доклад об итогах социально-экономического развития города Челябинска;
3) информация о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ;
4) ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по реализации Стратегии и иные.
Реализация Стратегии осуществляется на принципах открытости. Стратегия и документы стратегического планирования, разрабатываемые на основе Стратегии, подлежат официальному опубликованию, а их проекты - общественному обсуждению в установленном порядке.
Публичность мониторинга результатов реализации Стратегии обеспечивается путем размещения в открытом доступе (в том числе с использованием цифровых технологий) информации о ходе ее реализации.
Формирование банка технологий, обеспечивающих реализацию Стратегии, программ и проектов
В целях использования наилучших доступных технологий, ускорения процесса цифровой трансформации городского хозяйства города и принятия на базе имеющегося опыта цифровизации эффективных управленческих решений обеспечивается создание и использование банка технологий либо обращение к имеющимся банкам технологий.
Используемые технологии должны быть привязаны к конкретным проектам, программам, инициативам, позволяющим достичь те или иные показатели по целям, задачам, направлениям, обозначенным в Стратегии.
Банк технологий формируется органами управления по реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства.
Создание банка технологий требует определения критериев к включаемым в него технологиям, включая эффективность, экономическую целесообразность, успешное тестирование, возможность масштабирования, однократность ввода данных и другие.
Организация аналитики мирового опыта, обеспечивающей реализацию Стратегии
В целях внедрения лучших мировых практик при реализации Стратегии органами управления по реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства осуществляется аналитика мирового опыта. Такая аналитика обеспечивает каждое решение, программу, проект, инициативу необходимыми качественными данными и информацией, а также служит источником возможной корректировки или уточнения Стратегии, ее целевых показателей.
Создание и использование цифрового двойника города как инструмента Системы управления городом
В своей жизнедеятельности Челябинск использует современные цифровые технологии и сервисы.
Цифровой двойник - это цифровая информационная параметрическая модель, соответствующая реальному (физическому) состоянию города или его отдельных сфер в каждый отдельно взятый момент времени.
Цифровой двойник создается как вспомогательный элемент для принятия управленческих решений по развитию города.
Цифровой двойник города предполагает:
1) накопление и обработку аналитических данных, необходимых и достаточных для принятия управленческих решений, реализации проектов и инициатив;
2) комплексное моделирование решений Системы управления городом с целью оценки и прогнозирования их последствий до их внедрения, а также формирования предложений по альтернативным решениям;
3) оценку влияния решений, проектов, инициатив как на оцениваемое стратегическое направление, так и на смежные направления;
4) мониторинг реализации принятых решений;
5) визуализацию (симуляцию) на динамическом интерфейсе процесса реализации Стратегии и достижения целевых показателей по стратегическим приоритетам и направлениям и другие.
Особое внимание должно уделяться мнению жителей и обратной связи с жителями города.
Потенциал развития цифрового двойника обусловлен существующими в мире технологиями сбора, хранения и использования данных.
Механизм реализации включает в себя реализацию ключевых проектов по созданию инфраструктуры сбора данных и их интеграции с уже существующими ИТ-системами по каждому направлению развития города с постоянным контролем целевых показателей.
Цифровое развитие города
Переход к четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0) характеризуется повсеместным применением информационно-коммуникационных технологий, цифровизацией всех процессов и технологий. Обеспечение опережающего развития информационного пространства можно рассматривать как средство обеспечения конкурентоспособности Челябинска.
Внедрение цифровых технологий в систему управления городом подразумевает:
1) создание единой архитектуры цифровой платформы, основанной на едином массиве информационных данных органов власти и учреждений всех уровней;
2) максимальный перевод оказываемых населению государственных, муниципальных и городских услуг в электронный формат с обеспечением достаточной безопасности, для решения гражданами и бизнесом насущных проблем, повышения качества оказываемых услуг;
3) использование технологии "больших данных" для планирования, мониторинга, принятия решений, оценки результатов;
4) обеспечение прозрачности и открытости действий органов власти;
5) создание и развитие цифровых платформ для удаленного участия граждан в процессе управления городом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.