Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации"
В статье 124 Лесного кодекса говорится: "На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей законодательством Российской Федерации устанавливается порядок пользования участками лесного фонда, обеспечивающий традиционный образ жизни этих народов и этнических общностей".
Законодательство Российской Федерации о коренных малочисленных народах и их правах основывается на следующих положениях Конституции Российской Федерации: "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (ст. 9); "Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации" (ст. 69).
Основными законодательными актами в этой сфере являются федеральные законы "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" и "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации" установлено право коренных малочисленных народов безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий. Такое же право установлено для общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Федеральным законом от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
В Федеральном законе от 19 июня 1996 года "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" коренные малочисленные народы Севера определяются как народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и осознающие себя самостоятельными этническими обществами.
Исходя из указанных нормативных правовых актов природопользование, включая лесопользование, является общепризнанной составной частью образа жизни малочисленных народов, для которых оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и лесные угодья необходимы как средство для выживания и сохранения самобытного уклада жизни.
На этом основании считаем, что в Лесной кодекс Российской Федерации следует внести предлагаемые изменение и дополнения, которые, во-первых, уточняют и конкретизируют круг субъектов - участников лесных правоотношений, а именно "представители коренных малочисленных народов", так как в этом смысле коренные малочисленные народы - это народы, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту, рыболовство и выпас оленей в условиях проживания в местах традиционной хозяйственной деятельности.
Во-вторых, Лесным кодексом Российской Федерации (статья 107) представители коренных малочисленных народов освобождены от уплаты любых платежей за пользование лесным фондом. В связи с этим вполне обоснованно было бы включение в Лесной кодекс Российской Федерации нормы о том, что конкретные виды лесопользования, связанные с традиционными отраслями и промыслами: побочное лесопользование и пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, что подразумевает использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий, - предоставляются на праве безвозмездного пользования указанной категории лиц, а также и их объединениям.
|
С.Н. Харючи |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принитию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительного признания актов федерального законодательства утратившими силу, а также их приостановления, изменения, дополнения или принятия.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов различных уровней, так как нормы, предлагаемые к принятию, носят уточняющий характер уже установленных законодательством Российской Федерации норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.