Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 июля 2021 г. N 655
"Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан"
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", законами Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 13 марта 2020 года N 10-ЗРТ "О гражданской обороне в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан.
2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2017 N 610дсп "Об утверждении Положения о системе оповещения населения Республики Татарстан".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 26 июля 2021 г. N 655)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан (далее - региональная система оповещения населения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", от 13 марта 2020 года N 10-ЗРТ "О гражданской обороне в Республике Татарстан" и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных в соответствии с Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.4. Региональная система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и территориальной подсистемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан (далее - ТСЧС), являющейся составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и ТСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и ТСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по региональной системе оповещения населения.
1.6. Границами зон действия региональной системы оповещения являются административные границы Республики Татарстан. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Татарстан.
1.7. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.8. Региональная система оповещения населения должна соответствовать требованиям, изложенным в приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
2. Назначение и основные задачи региональной системы оповещения населения
2.1. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и руководящего состава ТСЧС;
органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации (далее - территориальный орган МЧС России);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
сил гражданской обороны и сил ТСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;
людей, находящихся на территории Республики Татарстан.
2.2. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТСЧС соответствующего уровня.
3. Порядок задействования региональной системы оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТСЧС регионального уровня, получив в системе управления гражданской обороной и ТСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят ее до Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов управления и сил гражданской обороны и ТСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решение на задействование региональной системы оповещения населения принимается Президентом Республики Татарстан.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Президента Республики Татарстан.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования региональной системы оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования региональной системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) региональной системы оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы оповещения в автоматизированном режиме.
Основным и приоритетным режимом функционирования региональной системы оповещения является автоматизированный.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТСЧС совместно с органами повседневного управления ТСЧС.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения в рамках региональной системы оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.
3.8. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
3.9. Органы государственной власти Республики Татарстан, в ведении которых находятся элементы региональной системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления ТСЧС, органы повседневного управления ТСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности региональной системы оповещения населения
4.1. Поддержание региональной системы оповещения и КСЭОН в готовности организуется и осуществляется Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
4.2. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная система оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления ТСЧС и органов повседневного управления ТСЧС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности региональной системы оповещения населения, определяемая в соответствии с требованиями приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и перехвата сигналов телеканалов (радиоканалов) дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТСЧС путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки. При этом передача пользователям услуг связи, а также выпуск в эфир редакциями средств массовой информации проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти Республики Татарстан.
4.5. Требования к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, определенные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", должны быть выполнены в ходе планирования и строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершении ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
Региональная система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и территориальной подсистемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республики.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по ГО и защите населения от ЧС. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по региональной системе оповещения населения.
Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации ЧС.
Поддержание региональной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 июля 2021 г. N 655 "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Татарстан"
Вступает в силу с 27 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 27 июля 2021 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 58, 6 августа 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 июля 2023 г. N 810
Изменения вступают в силу с 12 июля 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 марта 2023 г. N 308
Изменения вступают в силу с 23 марта 2023 г.