Рабочая группа:
д.м.н., проф. О.Н. Ткачева; д.м.н., проф. Ю.В. Котовская; к.м.н. А.В. Розанов; к.м.н. И.В. Бабенко; к.м.н. С.П. Свищева; О.В. Аброськина
Коллектив авторов
Аброськина О.В. - заместитель руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" Минздрава России;
Анфимова Д.С. - методист Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" Минздрава России;
Бабенко И.В. - заместитель руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" Минздрава России, научный сотрудник лаборатории общей гериатрии и нейрогериатрии ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кандидат медицинских наук;
Белая Ж.Е. - заведующая отделением нейроэндокринологии и остеопатий ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России, профессор кафедры эндокринологии института высшего и дополнительного профессионального образования, доктор медицинских наук;
Белова К.Ю. - заведующая областным лечебно-диагностическим центром остеопороза ГАУЗ ЯО "Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева, доцент кафедры терапии имени профессора Е.Н. Дормидонтова ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук;
Белов М.В. - заведующий 7 травматологическим отделением ГАУЗ ЯО "Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева, доцент кафедры травматологии и ортопедии ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, кандидат медицинских наук;
Вергазова Э.К. - заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук;
Грачева А.С. - начальник отдела специализированной медицинской помощи Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Драпкина О.М. - главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России, директор ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук;
Дроздова Л.Ю. - главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России, руководитель лаборатории поликлинической терапии ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, кандидат медицинских наук;
Дудинская Е.Н. - заведующий лабораторией возрастных метаболических эндокринных нарушений ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кандидат медицинских наук;
Евстигнеева Л.П. - главный внештатный специалист-ревматолог Министерства здравоохранения Свердловской области, заведующая ревматологическим отделением ГАУЗ СО "Свердловская областная больница N 1", доцент кафедры терапии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук;
Загородний Н.В. - заведующий отделением эндопротезирования N 2 ФГБУ "НМИЦ травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова" Минздрава России, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии ФГАОУ ВО РУДН, профессор кафедры хирургии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук;
Иванова Г.Е. - главный внештатный специалист по медицинской реабилитации Минздрава России, заведующая кафедрой медицинской реабилитации ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, профессор, доктор медицинских наук;
Каракулина Е.В. - директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук;
Котовская Ю.В. - заместитель директора по научной работе ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, профессор, доктор медицинских наук;
Лесняк О.М. - президент Российской ассоциации по остеопорозу, профессор кафедры семейной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, доктор медицинских наук;
Мильто А.С. - главный врач ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, доктор медицинских наук;
Мхитарян Э.А. - старший научный сотрудник лаборатории общей гериатрии и нейрогериатрии ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, доцент кафедры болезней старения ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кандидат медицинских наук;
Наумов А.В. - заведующий лабораторией заболеваний костно-мышечной системы ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, профессор кафедры болезней старения ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, доцент, доктор медицинских наук;
Розанов А.В. - руководитель Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" Минздрава России, кандидат медицинских наук;
Ротштейн В.Г. - руководитель отделения ФГБНУ НЦПЗ Рособрнауки России, профессор доктор медицинских наук;
Рунихина Н.К. - заместитель директора по гериатрической работе ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, профессор кафедры болезней старения ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, доктор медицинских наук;
Свищева С.П. - заместитель руководителя Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" Минздрава России, кандидат медицинских наук;
Ткачева О.Н. - главный внештатный специалист-гериатр Минздрава России, директор ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, заведующий кафедрой болезней старения ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, профессор, доктор медицинских наук;
Фарба Л.Я. - врач - травматолог-ортопед ГБУЗ "Городская клиническая больница N 13 Департамента здравоохранения города Москвы";
Ховасова Н.О. - старший научный сотрудник лаборатории заболеваний костно-мышечной системы ОСП - Российский геронтологический научно-клинический центр ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, доцент кафедры болезней старения ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кандидат медицинских наук.
Термины и сокращения
Автономность - независимость от посторонней помощи и способность самостоятельно принимать решения.
Гериатрический синдром - многофакторное возраст-ассоциированное клиническое состояние, ухудшающее качество жизни, повышающее риск неблагоприятных исходов (смерти, зависимости от посторонней помощи) и функциональных нарушений. В отличие от традиционного клинического синдрома, гериатрический синдром не является проявлением одного конкретного заболевания, а отражает комплекс изменений в нескольких системах организма. Возникновение одного гериатрического синдрома повышает риск развития других гериатрических синдромов.
Долговременный уход (ДУ) - комплексное оказание гражданам, имеющим стойкие ограничения жизнедеятельности, приводящие к зависимости от посторонней помощи, социальных, медицинских, образовательных услуг, услуг в сфере культуры, спорта и помощи в трудоустройстве, направленное на компенсацию ограничений жизнедеятельности, связанных с возрастными изменениями или проявлением заболеваний, при условии сохранения самостоятельности и уменьшения зависимости от посторонней помощи таких граждан.
Комплекс мер - Комплекс мер, направленный на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста.
Комплексная гериатрическая оценка (КГО) - многомерный междисциплинарный диагностический процесс, включающий оценку физического и психоэмоционального статуса, функциональных возможностей, выявление социальных проблем граждан пожилого и старческого возрастов, с целью разработки плана лечения и наблюдения, направленного на восстановление или поддержание уровня его функциональной активности.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями по видам медицинской помощи, в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи статья 32 Федерального закона N 323-ФЗ.
Пожилой возраст - 60-74 года.
Система долговременного ухода (СДУ) - основанная на межведомственном взаимодействии комплексная система организации и предоставления гражданам, имеющим стойкие ограничения жизнедеятельности, приводящие к зависимости от посторонней помощи, долговременного ухода.
Старческий возраст - 75 лет и старше (для удобства изложения включен возраст долгожителей).
Старческая астения - гериатрический синдром, характеризующийся возраст-ассоциированным снижением физиологического резерва и функций многих систем организма, приводящий к повышенной уязвимости с высоким риском развития неблагоприятных исходов для здоровья, потери автономности и смерти. Синдром старческой астении тесно связан с другими гериатрическими синдромами и с полиморбидностью.
Федеральный проект - Федеральный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Общие положения
Федеральный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого и старческого возраста "Старшее поколение" (далее - Федеральный проект) направлен на достижение цели национального проекта "Демография" по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, а также на достижение национальной цели по росту ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году.
Падения и переломы являются ключевыми гериатрическими синдромами, значительно ухудшающими качество жизни и прогноз автономности людей пожилого и старческого возраста. Профилактика падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста является стратегической задачей для обеспечения здорового старения, сохранения качества жизни пожилого человека и его независимости от посторонней помощи, а также сокращения экономических затрат на здравоохранение и социальную поддержку. Для решения этой задачи разработан комплекс мер, направленных на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста (далее - комплекс мер). Поэтапное внедрение комплекса мер во всех субъектах Российской Федерации является ключевым этапом реализации Федерального проекта.
Данные методические рекомендации систематизируют информацию по вопросам организации оказания медицинской помощи с целью реализации комплекса мер в соответствии с действующим Федеральным законодательством в сфере охраны здоровья.
Общие положения:
1. Внедрение комплекса мер является мероприятием Федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография". Характеристики результата, сроки реализации и контрольные точки мероприятий по внедрению комплекса мер определены паспортом Федерального проекта.
2. Ответственными исполнителями по реализации комплекса мер являются Министерство здравоохранения Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. В целях обеспечения реализации комплекса мер, органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья необходимо утвердить Положение, основанное на основных пунктах данных методических рекомендаций. В Положении должно быть предусмотрено внедрение регламентов по профилактике падений и переломов в деятельность всех медицинских организаций, оказывающих помощь взрослому населению.
4. Ответственными за результат реализации комплекса мер являются:
- на федеральном уровне - Заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Е.Г. Камкин, Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела, Федеральный центр координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия";
- в субъекте Российской Федерации - органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, главный внештатный специалист гериатр и главный внештатный специалист травматолог-ортопед. Гериатрический центр, в зависимости от структуры и формы организации, может являться клиническим центром по профильным нозологиям или организовывать маршрутизацию пациентов в медицинские организации, имеющие соответствующие возможности для диагностики и лечения. Главный внештатный специалист-гериатр представляет отчетность о реализации комплекса мер в установленном порядке.
5. С целью разработки нормативно-правовой документации реализации комплекса мер в каждом субъекте Российской Федерации рекомендуется создать межведомственную и междисциплинарную рабочую группу, включающую представителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и в сфере социальной защиты населения, главных специалистов по гериатрии, травматологии-ортопедии, анестезиологии-реаниматологии, терапии и общей врачебной практике, медицинской профилактике, ревматологии, эндокринологии, медицинской реабилитации, скорой медицинской помощи.
6. Комплекс мер во всех субъектах Российской Федерации внедряется в соответствии с планом реализации мероприятий Федерального проекта в 3 этапа:
- Первый этап (2019-2021 гг.) - внедрение комплекса мер в 7 пилотных регионах: Пермский край, Республика Башкортостан, Самарская область, Белгородская область, Воронежская область, Калужская область, Волгоградская область;
- Второй этап (2022 г.) - внедрение комплекса мер в 17 пилотных регионах, отобранных в 2021 году;
- Третий этап (2023 г.) - внедрение комплекса мер в 27 пилотных регионах, отобранных в 2022 году;
- Четвертый этап (2024-2030 гг.) - внедрение комплекса мер во всех медицинских организациях 85 субъектов Российской Федерации.
7. Медицинская помощь, предусмотренная в комплексе мер, должна оказываться в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а порядок, условия предоставления и объем медицинской помощи должны быть учтены при ее формировании.
8. Органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению пациентов пожилого и старческого возраста лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, предусмотренными соответствующими клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи.
По решению врачебной комиссии допускается назначение и применение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, а также по торговым наименованиям в случае наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).
9. Оказание долговременной медицинской и социальной помощи и ухода при реализации комплекса мер должно осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и в сфере социальной защиты населения. Контроль и оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляются уполномоченным органом в сфере охраны здоровья граждан субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом социальной защиты субъекта Российской Федерации.
10. Основными индикаторами эффективности при реализации Комплекса мер служат критерии оценки качества организации медицинской помощи в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по внедрению системы контроля качества медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и критериев оценки качества медицинской помощи в краевых, республиканских, областных, окружных медицинских организациях субъектов Российской Федерации (разработаны ФГБУ "ЦЭККМП" Минздрава России").
Приложения
Приложение 1
Дополнительная анкета диспансеризации граждан 65 лет и старше
Приложение 2
Правила вынесения заключения по результатам дополнительного анкетирования граждан в возрасте 65 лет и старше
Правила
| ||
| ||
Вопросы |
Ответ и заключение |
Врачебная тактика, показания для направления на 2 этап диспансеризации или дополнительное обследование вне рамок диспансеризации |
Риск остеопоротических переломов (оценивается 10-летний риск переломов по алгоритму FRAX)
| ||
Возраст |
Модель FRAX работает с возрастом от 40 до 90 лет. Если вводятся меньшие или большие значения, программа рассчитает вероятность для 40 или 90 лет соответственно. |
Оценивается 10-летний риск переломов по алгоритму FRAX с целью стратификации по риску переломов и определения показаний для назначения антиостеопоротической терапии (для российской популяции (https://www.sheffield.ac.uk/FRAX/tool.aspx?lang=rs). Пациенту с низким риском перелома необходимо при профилактическом консультировании учесть риск падений и другие факторы риска остеопоротических переломов. Пациенту со средним риском перелома по FRAX должна быть выполнена денситометрия и перерасчет риска с учетом минеральной плотности кости. Если у пациента с высоким риском переломов нет других показаний для наблюдения врачом-специалистом (например, старческой астении, являющейся показанием для диспансерного наблюдения врачом-гериатром), дальнейшее диспансерное наблюдение пациента проводит врач общей практики/врач терапевт участковый, который проводит и мониторирует эффективность и безопасность антиостеопоротической терапии. Если риск остеопоротического перелома высокий или средний и есть показания для наблюдения врачом-специалистом, пациент направляется к врачу-гериатру или врачу-эндокринологу, или врачу-ревматологу для дальнейшего обследования, включая денситометрию, и назначения антиостеопоротической терапии. |
Пол |
Мужской или женский. Отметьте соответствующий. |
|
Вес |
Должен быть введен в кг. |
|
Рост |
Должен быть введен в см. |
|
Вопрос 1 |
Ответ "Да" на любой из вопросов - вероятность вторичного остеопороза |
|
Вопросы 2-8 |
Ответ "Да" на любой из вопросов - имеется фактор риска остеопоротических переломов |
|
Риск падений
| ||
Вопросы 9-10 |
Ответ "Да" на любой из вопросов - имеется риск падений Ответ учитывается при подсчете суммы баллов (ответ "Да" = 2 баллам) |
Сумма баллов 4 и более ответов "Да" на вопросы 9-18 указывает на высокий риск падений Пациенту с низким риском падений проводится профилактическое консультирование по профилактике падений - по физической активности, питанию, организации безопасного быта. При выявлении снижения зрения, слуха, недержания мочи по данным основного анкетирования пациент направляется к соответствующим специалистам для коррекции указанных факторов риска падений. Пациент с низким риском падений наблюдается врачом общей практики/врачом терапевтом участковым, который оценивает риск падений при каждом визите пациента путем получения ответа на вопросы: - Были ли у Вас в течение последнего года травмы, связанные с падением, или падения без травм? - Чувствуете ли Вы неустойчивость, когда встаете или идете? - Боитесь ли Вы упасть? При появлении положительного ответа хотя бы на 1 из 3 вопросов, врач общей практики/врач терапевт участковый проводит диагностическое обследование согласно клиническим рекомендациям "Падения у пациентов пожилого и старческого возраста". Пациент с высоким риском падений направляется на консультацию к врачу-гериатру или врачу-неврологу для проведения многофакторной оценки риска падений и разработки индивидуального плана профилактики падений согласно действующим клиническим рекомендациям "Падения у пациентов пожилого и старческого возраста". При сочетании высокого риска падений с синдромом старческой астении, диспансерное наблюдение пациента осуществляет врач-гериатр. |
Вопросы 11-18 |
Ответ "Да" на любой из вопросов - имеется риск падений Ответ учитывается при подсчете суммы баллов (ответ "Да" = 1 баллу) |
Приложение 3
Оценка риска перелома по шкале FRAX
Название на русском языке: ФРАКС - Инструмент оценки риска перелома
Оригинальное название (если есть): FRAX
Источник (официальный сайт разработчиков, публикация с валидацией):
https://www.sheffield.ac.uk/FRAX/tool.aspx?lang=rs
Lesnyak O, Ershova O, Belova K et al. Epidemiology of fracture in the Russian Federation and the development of a FRAX model. ArchOsteoporos. 2012; 7(1-2): 67-73.
Тип: шкала оценки
Назначение: оценка риска перелома
Содержание:
Для подсчета 10-летней вероятности перелома с использованием минеральной
плотности кости ответьте на следующие вопросы.
Анкета:
Ключ (интерпретация):
Результат оценки риска перелома в оранжевой зоне: рекомендовано проведение двухабсорбционной рентгеновской денситометрии поясничного отдела позвоночника и проксимального отдела бедренной кости. При выявлении остеопороза (Т-критерий -2,5) показано назначение антиостеопоротической терапии без повторной оценки риска перелома.
Результат оценка риска перелома в красной зоне: не показано проведение двухабсорбционной рентгеновской денситометрии поясничного отдела позвоночника и проксимального отдела бедренной кости, пациент однозначно нуждается в назначении антиостеопоротической терапии.
Результат оценки риска в зеленой зоне: не показано проведение двухабсорбционной рентгеновской денситометрии поясничного отдела позвоночника и проксимального отдела бедренной кости, пациент не нуждается в назначении антиостеопоротической терапии.
10-летняя вероятность основных низкотравматических переломов
Пояснения:
Для клинических факторов риска необходимо ответить "да" или "нет". Если поле осталось незаполненным, подразумевается ответ "нет".
Возраст |
Модель работает для возраста от 40 до 90 лет. Если вводятся меньшие или большие значения, программа рассчитает вероятность для 40 или 90 лет соответственно. |
Пол |
Мужской или женский. Отметьте соответствующий. |
Вес |
Должен быть введен в кг. |
Рост |
Должен быть введен в см. |
Предшествующий перелом |
Предшествующий перелом означает ранее имевший место перелом у взрослого, произошедший самопроизвольно или в результате такой травмы, от которой у здорового человека перелома бы не возникло. Ответьте "да" или "нет" (см. также примечания о факторах риска). |
Перелом бедра у родителей |
Запрос анамнеза переломов бедра у отца или матери. Ответьте "да" или "нет". |
Курение в настоящее время |
Ответьте "да" или "нет" в зависимости от того, является ли сейчас пациент курильщиком (см. также примечания о факторах риска). |
Глюкокортикостероиды |
Введите "да", если пациент принимает глюкокортикостероиды per os в настоящее время либо принимал глюкокортикостероиды per os более 3 месяцев в дозе 5 мг по преднизолону и больше (или эквивалентные дозы других глюкокортикостероидов) (см. также описание факторов риска). |
Ревматоидный артрит |
Ответьте "да", если у пациента есть подтвержденный диагноз "ревматоидный артрит". В противном случае ответьте "нет" (см. также примечания о факторах риска). |
Вторичный остеопороз |
Введите "да", если пациент имеет заболевание с доказанной ассоциацией с остеопорозом. Это могут быть сахарный диабет I типа (инсулин-зависимый сахарный диабет), несовершенный остеогенез у взрослого, длительно нелеченный гипертиреоз, гипогонадизм или ранняя менопауза (<45 лет), хроническое недоедание или мальабсорбция и хроническое заболевание печени |
Алкоголь от 3 единиц и более в день |
Ответьте "да", если пациент употребляет в день 3 или более единицы алкоголя. Единица алкоголя незначительно варьируется в разных странах от 8 до 10 г алкоголя. Это соответствует стандартному бокалу пива (285 мл), одной стандартной порции крепкого спиртного (30 мл), бокалу вина средних размеров (120 мл) или одной порции аперитива (60 мл) (см. также примечания о факторах риска). |
Минеральная плотность кости (МПК) |
Выберите марку DXA денситометра, после чего введите МПК шейки бедра в |
Примечания о факторах риска
Предшествующий перелом. Особая ситуация в случае предшествующего перелома позвоночника. Если перелом был выявлен только при рентгенологическом исследовании (морфометрический перелом позвонка), то он принимается за предшествующий перелом. Вместе с тем, особо сильным фактором риска является предшествующий клинически манифестный перелом позвоночника, наряду с переломом шейки бедра. Поэтому в данном случае рассчитанная вероятность перелома может быть искусственно заниженной. Кроме того, искусственно заниженной будет рассчитанная вероятность перелома при перенесенных ранее множественных переломах.
Курение, алкоголь, глюкокортикоиды. Эти факторы риска возможно являются дозо-зависимыми. В данной модели это не учитывается, и при расчете предполагаются средние значения. При малых и больших дозах следует прибегнуть к клинической оценке.
Ревматоидный артрит. Учитывается документированный диагноз ревматоидного артрита.
Минеральная плотность кости. Используются данные DXA денситометрии в шейке бедра.
Приложение 4
Нормативно-правовые и другие документы, регулирующие оказание медицинской помощи при реализации комплекса мер, направленного на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста
Общие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
4. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
5. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года";
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи";
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг";
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";
10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 984н "О внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н";
11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 124н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения";
12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 173н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми";
13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 2016 г. N 38н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия";
14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 190н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при старческой астении";
15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи";
16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения";
17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации";
18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 886н "О внесении изменений в Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н и в Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 N 1175н";
19. Методические рекомендации "Организация проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения", утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации 22 октября 2019 г.;
20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия";
21. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 августа 1997 г. N 239 "Об организации центров профилактики остеопороза";
22. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1384н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при травме конечностей и (или) таза";
23. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1117н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при плохом срастании и несрастании перелома шейки бедренной кости";
24. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1465н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи после перенесенных операций на костях и суставах".
Федеральные клинические рекомендации:
3. "Остеопороз";
5. "Переломы проксимального отдела бедренной кости".
Заместитель |
Е.Г. Камкин |
Согласовано
Главный внештатный |
О.Н. Ткачева |
15 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации "Комплекс мер, направленный на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста" (утв. Министерством здравоохранения РФ 15 декабря 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был