г. Калуга |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А48-1086/2013 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Ермакова М.Н. |
|
|
При участии в заседании: |
|
|
|
от ООО "Альфа-Кар" (ОГРН 1095742000287; г. Орел, ул. Ливенская, д.70) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Инспекции ФНС России по г. Орлу (г. Орел, Московское шоссе, 119)
|
Картелевой Н.И. - представителя (доверен. от 13.01.2014 г. N 07-22/000269, пост.), |
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Орлу на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.06.2013 г. (судья Капишникова Т.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 г. (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Осипова М.Б.) по делу N А48-1086/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Кар" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Орлу от 27.12.2012 г. N 17-10/88 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 915649 руб., пени в сумме 105473 руб. 81 коп., применения штрафа в размере 183130 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.06.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Орлу проведена выездная налоговая проверка ООО "Альфа-Кар" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, по результатам которой составлен акт от 30.11.2012 г. N 17-10/81 и принято решение от 27.12.2012 г. N 17-10/88 о доначислении налогов, пени, применении налоговых санкций.
Решением Управления ФНС России по Орловской области от 21.02.2013 г. решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ООО "Альфа-Кар" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судами установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что ООО "Альфа-Кар" осуществляет розничную реализацию продукции марки Шкода Авто (автомобили, запасные части и аксессуары) и обеспечивает ее техническое обслуживание на основании Дилерского соглашения с ООО "Фольксваген Груп Рус" (подразделение шкода) от 15.09.2009 г. N ДА-281/2009.
Условиями дилерского соглашения установлено, что поставщик (ООО "Фольксваген Груп Рус") продает дилеру (ООО "Альфа-Кар") договорную продукцию по ценам для официальных дилеров поставщика, действующим на день выставления счета на соответствующую договорную продукцию, если иное не предусмотрено условиями продажи и поставки автомобилей и запчастей.
Дилерским соглашением предусмотрено право ООО "Фольксваген Груп Рус" предоставления бонусов (премий) и/или скидок в отношении договорной продукции.
Бонусом (премией) в контексте настоящего Соглашения считается сумма, которая может быть выплачена дилеру на условиях и в порядке, определенных в приложении N 9 к настоящему Соглашению, в частности приложением 9А определены условия и порядок предоставления бонусов (премий) и скидок на автомобили, приложением 9Б определены условия и порядок предоставления бонусов (премий) по оригинальным деталям и аксессуарам Шкода.
За период 2009-2011 годы ООО "Фольксваген Груп Рус" выплатило ООО "Альфа-Кар" бонусы на общую сумму 6028337 руб. 62 коп.
По мнению инспекции, полученные обществом бонусы являются скидкой, в результате которой происходит уменьшение стоимости поставленных товаров. В этой связи, ссылаясь на Постановления Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 г. N 11175/09, от 07.02.2012 г. N 11637/11, на пп. 4 п. 3 ст. 170, п.10 ст.172, п.13 ст.171 НК РФ налоговый орган указывает на необходимость корректировки налоговой базы по НДС у поставщика товаров и уменьшение размера налоговых вычетов у покупателя.
Признавая в рассматриваемом случае несостоятельной позицию налогового органа, суды правомерно исходили из следующего.
В силу п. 2 ст. 153 и п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации поставщики определяют налоговую базу по операциям реализации товаров как стоимость этих товаров, исчисляемую из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3, исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров.
Согласно пунктам 1, 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.02.2012 г. N 11637/11, премии, выплачиваемые продавцами товаров и непосредственно связанные с поставками товаров, наряду со скидками, напрямую предусмотренными договорами поставки в качестве таковых, также являются формой торговых скидок. В результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров и размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" глава 21 Налогового кодекса РФ дополнена положениями, в том числе, касающимися порядка исчисления налога на добавленную стоимость как покупателем, так и продавцом товаров в случае изменения стоимости поставленных товаров.
В соответствии с пп.4 п.3 ст.170 Налогового кодекса РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения. Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
В силу п.13 ст.171 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.
Согласно п.10 ст.172 НК РФ вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
Таким образом, в случае выплаты поставщиком товаров их покупателю премии (вознаграждения), которая непосредственно связана с поставкой этих товаров и, соответственно, изменяет цену товара (является формой торговой скидки) и налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, восстановление сумм налога, ранее принятых к вычету покупателем, производится после получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры в порядке, предусмотренном пп.4 п.3 ст.170 НК РФ.
Проанализировав условия дилерского соглашения и приложений 9А и 9Б, пояснения заявителя, сведения ООО "Фольксваген Груп Рус" от 13.06.2013 г., представленные по запросу арбитражного суда, а также сведения, представленные по запросу налогового органа в ходе проверки, оценив условия хозяйственных взаимоотношений поставщика товаров и заявителя, суды пришли к выводу, что изменение цены поставленных товаров (автомобилей и запасных частей) на основании соглашения сторон не происходило.
Все виды установленных бонусов, в том числе, бонус за выполнение плана продаж, за продажу автомобилей определенной модели, за удовлетворенность потребителя, зависят от действий дилера по продаже автомобилей и от работы дилера с покупателем.
При этом, оценив порядок определения бонусов и методики их расчетов, суды указали об отсутствии непосредственной связи спорных бонусов с увеличением объемов реализации приобретаемого товара.
Кроме того, инспекцией не опровергается то обстоятельство, что первичные документы применительно к изменению стоимости поставленных товаров сторонами не оформлялись (изменения в товарные накладные, содержащие сведения о цене товара, не вносились); корректировочные счета-фактуры поставщиком не выставлялись.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии обязанности у заявителя восстановить ранее принятый к вычету налог в части полученных от поставщика премий.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств и повторяют заявленные в ходе рассмотрения спора доводы инспекции, которые оценены судами первой и апелляционной инстанций на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования представленных в материалы дела доказательств.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.06.2013 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 г. по делу N А48-1086/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.