г. Калуга |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А35-3968/2014 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 20 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Егоровой С.Г. Шильненковой М.В. |
судей | |
| |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
не явились, извещены надлежаще; |
от ответчика:
от третьих лиц: |
Масленникова П.В. - представителя (доверенность от 21.05.2014); не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курские электрические сети", г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской области от 05 сентября 2014 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года по делу А35-3968/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" (далее - ОАО "Курские электрические сети", истец), ИНН 4632064246, ОГРН 1064632038987, обратилось в Арбитражный суд Курской области с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" (далее - ОАО МРСК Центра", ответчик), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в размере 47 275 руб. 26 коп. за ноябрь 2013 года и в размере 72 391 руб. 06 коп. за декабрь 2013 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05 сентября 2014 года (судья Побережная Н.В.) с ОАО "МРСК Центра" в пользу ОАО "Курские электрические сети" взыскано 3 384 руб. 65 коп. основного долга, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года (судьи Алферова Е.Е., Афонина Н.П., Колянчикова Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, открытое акционерное общество "Курские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что суды необоснованно не приняли в качестве доказательств объема отпущенной электрической энергии акты снятия показаний общедомовых приборов учета, поскольку не извещение гарантирующего поставщика о времени и месте проведения процедуры допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета не привело к возникновению неблагоприятных последствий. Заявитель жалобы считает, что судами неверно определен период взыскания объема безучетного потребления (с даты проверки до даты замены прибора учета) без учета абз. 3 п. 195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения). Расчет объема электрической энергии с 13.05.2013 не нарушает прав и законных интересов ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы, считает вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей истца и третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 21.12.2012 между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" (заказчик) и ОАО "Курские электрические сети" (исполнитель) был заключен договор N 4600/10901/12 оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Указанный договор подписан сторонами с учетом протоколов урегулирования разногласий от 02.04.2013 и от 30.04.2013.
В соответствии с пунктом 6.2 договора сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему договору определены сторонами в приложении N 1 к договору, согласно которому окончательный расчет производится заказчиком в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании фактических объемов оказанных услуг за расчетный месяц и принятых платежей в счет услуг, оказанных в расчетном месяце.
В приложении N 7 к договору сторонами определен порядок расчета объемов оказанных услуг по передаче электроэнергии и потерь электроэнергии. Пунктом 2.1 приложения N 7 к договору определено, что фактический объем услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя определяется путем сложения фактического объема электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей и покупателей, присоединенными к сети исполнителя, и фактического объема электрической энергии, переданного в сети других сетевых организаций.
30.11.2013 ОАО "Курские электрические сети" составлен акт оказания услуг по передаче электроэнергии N 2328, в соответствии с которым количество переданной исполнителем электрической энергии в ноябре 2013 года по Курской области составило 86 147 191 кВт/ч.
Указанный акт подписан заказчиком с протоколом разногласий.
Из протокола разногласий следует, что по данным открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" количество переданной в указанный период электроэнергии составило 86 032 922 кВт/ч, что на 114 269 кВт/ч меньше, чем указано в акте исполнителя.
Согласно сводной ведомости по полезному отпуску электроэнергии через сети открытого акционерного общества "Курские электрические сети" за ноябрь 2013 года и протоколу разногласий к данной ведомости, представленному открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", разногласия по объему отпущенной потребителям через сети исполнителя электроэнергии в спорный период связаны с разными сведениями о количестве отпущенной электроэнергии на территории города Суджи Курской области (разница 11 727 кВт/ч) и на территории города Курска (разница 102 542 кВт/ч).
По пояснениям истца, 25.07.2013 им проведена процедура допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии по адресу в городе Судже: пер. Заводской, д. 1А, ул. Заводская, 25А, ул. Энгельса 19А, 06 сентября 2013 года осуществлена процедура допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии по адресу: г. Суджа, ул. Заводская, 27А, 25 сентября 2013 года - по адресу: г. Суджа, ул. Октябрьская, 1, ул. Сов. Площадь, 3, 25 октября 2013 года - по адресу: г. Суджа, ул. Энгельса, 15, 1А, 19В, 19Б, ул. Пионерская, 1а, ул. Комсомольская, 15Б, о чем составлены акты допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Согласно актам снятия показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии жилых домов N 1Б по ул. Энгельса, N 1А по ул. Энгельса, N 15Б по ул. Комсомольской, N 27А по ул. Заводской, N 25А по ул. Заводской, N 1А по ул. Заводской, N 1 по ул. Октябрьской, N 1а по ул. Пионерской, N 19Б по ул. Энгельса, N 19В по ул. Энгельса, N 19А по ул. Энгельса, N 3 по ул. Сов. площадь в г. Судже от 30 ноября 2013 года по указанным точкам было поставлено электроэнергии 4 050 кВт/ч, 3 810 кВт/ч, 2 693 кВт/ч, 4 200 кВт/ч, 4 120 кВт/ч, 4 700 кВт/ч, 4 965 кВт/ч, 4 896 кВт/ч, 8 160 кВт/ч, 3 720 кВт/ч, 4 935 кВт/ч, 471 кВт/ч соответственно, в общей сумме 50 720 кВт/ч.
В тоже время из реестров выставленных счетов за ноябрь 2013 года объем потребленной электроэнергии, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных у непосредственных потребителей, составил 38 993 кВт/ч.
Таким образом, объем потребленной электроэнергии, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета, на 11 727 кВт/ч меньше объема, определенного на основании показаний общедомовых приборов учета.
Кроме того, истцом составлен акт от 12.11.2013 N 000679 о безучетном потреблении электроэнергии открытым акционерным обществом "Актив", согласно которому количество потребленной ОАО "Актив" электроэнергии, не учтенной прибором учета, составило 102 542 кВт/ч.
ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" услуги по передаче электрической энергии, оказанные открытым акционерным обществом "Курские электрические сети" в ноябре, декабре 2013 года, оплачены, исходя из объемов потребленной электроэнергии, указанных в реестрах выставленных счетов.
Ссылаясь на то, что ответчиком услуги по передаче электрической энергии в ноябре, декабре 2013 года оплачены не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу статей 539 - 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения Покупатель обязан оплатить поставленную электрическую энергию в сроки и в порядке, которые указаны сторонами в договоре.
Согласно ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В качестве доказательств оказания истцом в ноябре 2013 года услуг по передаче электрической энергии на территории города Суджи Курской области в общем объеме 50 720 кВт/ч истцом представлены акты снятия показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии.
Пунктом 136 Основных положений, установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (пункт 137 Основных положений).
Как следует из пункта 152 Основных положений, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств уведомления представителя энергоснабжающей организации для участия в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, пока прибор учета не допущен в эксплуатацию, он не может применяться для коммерческих расчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии.
Представленные в суд апелляционной инстанции акты осмотра системы учета электроустановки составлены истцом в одностороннем порядке и подписаны физическими лицами. Сведения о том, что лица, подписавшие названные выше акты осмотра системы учета электроустановки, являются собственниками спорных жилых помещений или же были уполномочены на совершение соответствующих действий собственниками спорных жилых помещений, истцом в материалы дела не представлены. Кроме того, в материалах дела отсутствуют технические паспорта на установленные истцом приборы учета, данные о поверке приборов учета.
Таким образом, апелляционный суд правильно указал, что не представляется возможным установить, что приборы учета, установленные истцом, технически пригодны для коммерческого учета.
Таким образом, учитывая отсутствие документов, подтверждающих соблюдение истцом определенного указанными выше нормами права допуска прибора учета в эксплуатацию, доказательств их технической пригодности, судами обоснованно не были приняты во внимание акты снятия показаний с общедомовых приборов коммерческого учета в качестве доказательств объема отпущенной электроэнергии по городу Судже.
Как установлено пунктом 162 Основных положений, гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что в спорных многоквартирных жилых домах избран непосредственный способ управления.
В силу пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
Из расчета ответчика усматривается, что при подсчете размера платы за электрическую энергию он исходил из показаний индивидуальных приборов учета. Расходы на общедомовые нужды при этом не учитывались.
Определением от 27.11.2014 суд предлагал ОАО "Курские электрические сети" и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" представить расчет потребленной электрической энергии в спорных многоквартирных домах за ноябрь 2013 года, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N 354 от 06.05.2011.
По пояснениям ответчика расходы на ОДН им не учитывались, поскольку в спорный период сведения о количестве лиц, проживавших в многоквартирных жилых домах, у него отсутствовали.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания в настоящем случае суд правомерно отнес на истца.
Истцом не представлены сведения необходимые для расчета расходов на ОДН.
Услуги по передаче электрической энергии, оказанные ОАО "Курские электрические сети" в ноябре, декабре 2013 года, в объемах, определенных на основании сведений о потребленной электроэнергии, содержащихся в реестрах выставленных счетов в ноябре, декабре 2013 года согласно показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных у непосредственных потребителей, ответчиком оплачены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом по оплате услуг по передаче электроэнергии в ноябре 2013 года потребителям, находящимся в городе Судже Курской области.
Довод жалобы о том, что имеет место безучетное потребление электрической энергии и необходимо при расчете энергии применять п. 195 Основных положений, судом не принимается, поскольку имела место неисправность прибора учета, а не безучетное потребление электрической энергии, и расчет должен выполняться согласно п. 166 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 с момента выявления по аналогичному периоду прошлого года или по предыдущему периоду, при работе потребителя менее года.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05 сентября 2014 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2014 года по делу А35-3968/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.