Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 2 июля 2004 г. N вн2.2-1/2406
по проекту федерального закона N 63574-4 "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (I чтение)
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы (протокол N 34 от 24.06.04 г.) проект федерального закона N 63574-4 "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Статья 1 проекта предполагает внесение дополнения в статью 38 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", согласно которому споры, связанные с осуществлением государственного регулирования рынка ценных бумаг, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В названной статье Федерального закона перечислены способы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Вопросы, перечисленные в статье 38 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", находятся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (статья 42 названного Федерального закона). Вместе с тем, в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 29.06.04 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", опубликованного 1 июля 2004 года, из Федерального закона "О рынке ценных бумаг" исключены положения о возможности обжалования актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В соответствии с положениями статей 27 (часть 1, пункт 2) и 246 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти с участием граждан рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам искового производства. Поэтому в статье 1 проекта следует определить с учетом названных статей Кодекса подсудность споров по указанным основаниям, одной из сторон в которых выступают граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью (например, в случае обжалования гражданином решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о выпуске облигаций государственного займа, в отношении которых у него возникло право собственности в порядке наследования, либо полученные им в порядке дарения).
Статья 2 проекта предполагает дополнение статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации положением, согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Упомянутая статья Налогового кодекса Российской Федерации посвящена нормативным правовым актам органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах, в связи с чем при внесении указанного дополнения необходимо также дополнить название данной статьи Кодекса указанием на возможность обжалования перечисленных в ней актов.
По законопроекту имеются следующие замечания кодификационного характера.
1. В соответствии со статьей 104 Регламента Государственной Думы, а также пунктами 49 и 55 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов или предложений, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законопроекта всегда должно содержать только слово "изменение" в соответствующем числе.
Поэтому в наименовании данного законопроекта слово "дополнений" необходимо исключить и изложить наименование следующим образом:
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления
2. Статью 1 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 1
Статью 38 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2002, N 52, ст. 5141) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Споры, связанные ... арбитражном суде.".
3. Статью 2 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 2
Статью 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Нормативные правовые акты ... (далее по тексту) ... процессуальным законодательством.".
Обращаем внимание, что статья 4 Налогового кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, который еще не опубликован, поэтому источники официального опубликования до принятия настоящего законопроекта в третьем чтении необходимо будет дополнить публикацией указанного Федерального закона.
4. Статья 3 законопроекта устанавливает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона, в связи с чем данная статья является излишней.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.