Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 сентября 2004 г. N 3/7
по проекту федерального закона N 86865-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 86865-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект федерального закона внесен в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" и статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и уточняет состав и структуру бюджетной классификации Российской Федерации.
Внесение изменений в указанный Федеральный закон обусловлено принятием Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Предлагаемые изменения вносятся для приведения структуры классификации доходов бюджетов Российской Федерации и функциональной классификации расходов в соответствие с целями и задачами проводимых реформ, а также международными стандартами финансовой отчетности и создания предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией Единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку финансового результата деятельности сектора государственного управления.
В рассматриваемом законопроекте изложены в новой редакции следующие приложения: "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации", "Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации", перечни целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации", классификации источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Из текста законопроекта исключены приложения "Ведомственная классификация расходов федерального бюджета" и "Структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Вносимые в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации изменения связаны с изменениями структуры кода, который формируется из трех составных частей: кодификации администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (соответствует перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета), классификации доходных источников (виды доходов), экономической классификации доходов бюджетов Российской Федерации (определяется трехзначным кодом операций сектора государственного управления).
Комитет отмечает, что в структуре классификации доходов бюджетов Российской Федерации в рассматриваемом законопроекте не предусмотрена группировка доходов бюджета по налоговым и неналоговым доходам. Такая группировка доходов не позволяет проводить анализ структуры бюджетных доходов, соотношение распределения налоговых и неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы.
Исключение показателя возмещения налога на добавленную стоимость из бюджетной классификации Российской Федерации и федерального бюджета приведет к ослаблению контроля за возмещением сумм этого налога.
Существенные изменения внесены в функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации. Значительно сокращено количество разделов (11) и соответственно количество подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Следует отметить новации в формировании разделов расходов федерального бюджета:
расходы на реализацию функций общегосударственного характера (финансирование главы государства, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судебной системы, международные отношения, обслуживание государственного и муниципального долга, проведение выборов и референдумов и др.), представлены в разделе "Общегосударственные вопросы";
функциональные расходы федеральных органов исполнительной власти распределены по соответствующим этим функциям разделам и подразделам расходов федерального бюджета;
расходы в сфере науки разделены на фундаментальные исследования, которые отражаются только в разделе "Общегосударственные вопросы", и прикладные научные исследования, которые представлены в соответствующих разделах функциональной классификации расходов в конкретной сфере деятельности;
введен новый раздел "Национальная экономика", в котором нашли отражение расходы на обеспечение деятельности различных отраслей экономики.
Изменения в перечень целевых статей и видов расходов внесены в соответствии с новой структурой расходов (раздел, подраздел).
Комитет отмечает, что объединение в один раздел многофункциональных расходов, в частности, раздел "Общегосударственные вопросы", повлекло сокращение и перегруппировку соответствующих подразделов, целевых статей и видов расходов, что значительно затруднит их сопоставимость.
Следует отметить, что предлагаемые изменения и унификация структуры бюджетной классификации могут вызвать затруднения в адаптации ее к особенностям бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, в законопроекте не в полной мере отражены позиции, связанные с реформированием социальных льгот.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственный Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. При рассмотрении законопроекта во втором чтении предлагаем учесть замечания, изложенные в заключении Комитета.
Комитет считает целесообразным предложить субъектам права законодательной инициативы, внесшим законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", внести их в качестве поправок к внесенному Правительством Российской Федерации проекту федерального закона N 86865-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.