г.Калуга |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А64-3464/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "22" января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
О.В. Киселёвой |
судей |
Л.В. Солодовой |
|
М.М. Нарусова |
при участии в заседании: |
|
от истца: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области |
Представители не явились, истец о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
от ответчика: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области |
Представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
от 3-его лица: ТОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом" |
Представители не явились, 3-е лицо о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по делу N А64-3464/2013,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области, ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок кадастровый (или условный номер) объекта 68:20:2901004:8, назначение: земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - для размещения детского дома, площадь объекта: 11 871 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Татаново, ул. Ленина, д. 342.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ТОГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Татановский детский дом" (третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 (судья Белоусов И.И.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Каструба М.В.), исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ответчик обратился с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по делу N А64-3464/2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.10.2009 по делу N А64-3764/2009 признано право государственной собственности субъекта Российской Федерации Тамбовской области на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, село Татаново, ул. Ленина, 342:
1. учебный корпус, литера Б, б, б1, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 303,2 кв. м, инвентарный номер: 1474/Б/28;
2. спальный корпус со столовой, литера А, А1, а, назначение: нежилое, этажность: 1-2, общей площадью 1 303,9 кв. м, инвентарный номер: 1474/А/28;
3. гараж, литера В, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 90,2 кв. м, инвентарный номер: 1474/В/28;
4. хозяйственный корпус с дымовой трубой, литера Г, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 4 125 кв. м, инвентарный номер: 1474/Г/28;
5. сарай-гараж с гаражом, литера Д, Д1, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 223,4 кв. м, инвентарный номер: 1474/Д/28;
6. уборная, литера Ж, назначение: нежилое, этажность: 1, общей площадью 6,0 кв. м, инвентарный номер: 1474/Ж/28;
7. трансформаторная подстанция, литера Е, назначение: иное, площадью застройки: 5,1 кв. м, метал., инвентарный номер: 1474/Е/28;
8. водонапорная башня, литера 1, назначение: иное, площадью застройки 1,0 кв. м, метал., объем 25 куб. м, высота 16 м, инвентарный номер: 1474/1/28.
В установленном законом порядке была осуществлена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2010, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке кадастровый (или условный номер) объекта 68:20:2901004:8, назначение: земли населенных пунктов - вид разрешенного использования - для размещения детского дома, площадь объекта: 11 871 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Татаново, ул. Ленина, д. 342, находящегося в собственности Российской Федерации согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 68 АА 198241 от 23.04.2003.
Ссылаясь на то, что приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на спорный земельный участок, на котором расположено данное имущество, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (в ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ)
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку субъектом Российской Федерации - Тамбовской областью приобретено право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, и которые используются для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", заявленные исковые требования правомерно удовлетворены.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по делу N А64-3464/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Киселёва |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.