В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", во исполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению в Республике Татарстан целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.02.2017 N 121, в целях профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по профилактике нарушений обязательных требований в области надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на период 2021-2023 годов (далее - Программа).
2. Отделу создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечить:
размещение Программы на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение профилактики нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в соответствии с Программой;
выполнение Программы в установленные сроки.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан К.А. Тазетдинову.
Министр |
Э.А. Зарипова |
Программа
профилактики нарушений обязательных требований в области надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на период 2021-2023 годов
(утв. приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 21 декабря 2020 г. N 880)
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики нарушений обязательных требований в области надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на период 2021-2023 годов |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"; Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (утвержден протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2) |
Разработчик программы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) |
Цели программы |
Повышение прозрачности деятельности Министерства при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; - предупреждение нарушений работодателями обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; - снижение числа нарушений обязательных требований; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности; - создание мотивации к социально ответственному и добросовестному поведению подконтрольных субъектов; - предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - иные цели |
Задачи программы |
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; - создание условий для изменения ценностного отношения работодателей к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; - повышение квалификации кадрового состава Министерства; - консультирование работодателей по исполнению обязательных требований; - формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности; - повышение уровня правовой грамотности у работодателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; - определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты; - другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы |
Сроки и этапы реализации программы |
2021-2023 годы Этапы реализации Программы профилактики не выделяются |
Источники финансирования |
Бюджет Республики Татарстан |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов - развитие системы профилактических мероприятий контрольно-надзорных органов; - внедрение различных способов профилактики; - разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри контрольно-надзорного органа; - разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов; - повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольно-надзорного органа; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; - формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности; - формирование позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; - выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов, которая должна быть не менее чем 90,0% от количества установленной квоты для приема на работу инвалидов |
Структура программы |
Программа состоит из 6 разделов: 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы. 2. Цели и задачи профилактической работы. 3. Программные мероприятия. 4. Ресурсное обеспечение программы. 5. Механизм реализации Программы профилактики. 6. Оценка эффективности Программы профилактики |
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Квотирование рабочих мест для инвалидов - один из видов социальной поддержки государством незащищенных слоев населения. Установив обязанность по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, государство обеспечило равный доступ к труду для инвалидов. Обязанность работодателей по представлению необходимой информации позволяет обеспечить непрерывный контроль за исполнением квоты.
В рамках осуществления полномочий Республики Татарстан в области содействия занятости населения, Министерством осуществляется надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях.
Данная работа осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2007 N 170 "Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан", Административным регламентом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 25.07.2012 N 592.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2017 N 924 утвержден Порядок организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан.
Объектами надзора и контроля являются работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Татарстан, среднесписочная численность работников которых составляет не менее 35 человек и которым установлена квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Предметом надзора и контроля является соблюдение работодателями требований, установленных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан по исполнению обязанности по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также выполнение предписаний должностного лица уполномоченного органа, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В порядок организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2017 N 924, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2020 N 856 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан", внесены изменения об осуществлении надзора и контроля с применением риск-ориентированного подхода.
В целях применения при осуществлении надзора и контроля риск-ориентированного подхода деятельность работодателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Отнесение деятельности работодателей к определенным категориям риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателем обязательных требований в области трудоустройства и занятости инвалидов и оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
К категории умеренного риска относится деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в случаях, если:
на дату составления плана проведения плановых проверок на очередной календарный год имеется неисполненное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, частично исполненное, исполненное с нарушением установленных сроков предписание об устранении нарушений обязательных требований в области трудоустройства и занятости инвалидов;
в течение года, предшествующего дате составления плана проведения плановых проверок на очередной календарный год, имеется не исполненная в срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязанность по представлению в уполномоченный орган, выдавший предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области трудоустройства и занятости инвалидов и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в области трудоустройства и занятости инвалидов, уведомления об исполнении такого предостережения либо возражений на такое предостережение.
К категории среднего риска относится деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в случае, если в течение года, предшествующего дате составления плана проведения плановых проверок на очередной календарный год, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности за:
неисполнение предписания об устранении нарушений обязательных требований в области трудоустройства и занятости инвалидов;
неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
При отсутствии обстоятельств, позволяющих отнести деятельность работодателей к категориям среднего и умеренного рисков, деятельность работодателей относится к категории низкого риска.
Проведение плановых проверок работодателей в рамках надзора и контроля в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;
для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет.
В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установления причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Министерство осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утверждаемой программой профилактики нарушений.
По итогам проведенных проверок проводится мониторинг наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Перечень типовых и массовых нарушений (выявленных при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в 2017-2020 гг.):
N п/п |
Наименование статьи |
Количество выявленных нарушений, ед. |
Привлечено к административной ответственности |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
КоАП РФ | ||||||
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
|
|
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
В ходе проведения проверок в 2017-2020 годах к административной ответственности за совершение нарушений обязательных требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели не привлекались.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (mtsz@tatarstan.ru) в разделе "Направления деятельности" "Государственный контроль (надзор)" "Осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" отдельно приведена информация об осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, где отражены:
ежегодный план проведения плановых проверок;
информация о проведенных проверках;
информация по профилактике нарушений обязательных требований;
информация по типовым нарушениям и разъяснения к ним;
информация с обобщением правоприменительной практики осуществления государственного контроля;
перечень предписаний документарных проверок по осуществлению контроля (надзора);
доклад об осуществлении государственного контроля;
перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется данный вид контроля (надзора).
На 2020 год квота для трудоустройства инвалидов установлена 433 работодателям на 1029 рабочих мест. Министерство проводит методическую работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленную на предотвращение нарушений с их стороны. По запросу работодателей Министерством даются письменные и устные разъяснения о порядке исполнения работодателями квоты для трудоустройства инвалидов. В целях информирования работодателей о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов Министерством разработаны информационные материалы (лифлет). Государственными учреждениями службы занятости населения Республики Татарстан (далее - центр занятости населения) проводится работа по распространению среди работодателей данного лифлета.
Министерством, центрами занятости населения проводится работа по освещению в средствах массовой информации обязанностей работодателей о предоставлении в центр занятости населения информации по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов службой занятости населения проводятся совещания, круглые столы, информационно-разъяснительная работа.
Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ежегодно разрабатывается план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План).
Ежегодно План согласовывается с Прокуратурой Республики Татарстан, Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
План на соответствующий год размещается на официальном сайте Прокуратуры Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В рамках осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также внесенными изменениями в Порядок организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2017 N 924, в части проведения плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска в план проверок на 2021 год не вошли организации, которым установлена квота для трудоустройства инвалидов на 2021 год в соответствии с постановлением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 07.09.2020 N 2 "Об установлении работодателям, расположенным на территории Республики Татарстан, квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на 2021 год" (в 2017 году было предусмотрено 97 проверок, в 2018 - 200 проверок, в 2019 - 169 проверок, в 2020 - 24 проверки).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в рамках осуществления контроля в 2020 году было проведено 7 проверок.
Информация о результатах проведенных проверок ежемесячно вносится в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок".
В случае выявления в результате проверки нарушений требований выдаются обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, являющиеся приложением к акту проверки. Исполнение указанных предписаний контролируется в установленные сроки в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, в 2020 году предписания не выдавались (в 2017 году - 1, в 2018 - 3, в 2019 - 1).
Обращения, заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, средств массовой информации о фактах нарушений в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в контрольный орган не поступали.
Случаи проведения проверок с нарушением требований законодательства Российской Федерации не выявлены.
В 2020 году случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан не установлено.
Фактов оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты не имелось.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области трудоустройства инвалидов в рамках квоты, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан органами службы занятости проводятся совещания, круглые столы, публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. В феврале и августе 2020 года на базе государственных учреждений службы занятости в муниципальных образованиях Республики Татарстан были проведены публичных мероприятия с участием работодателей, представителей Министерства, центров занятости населения республики, представителей прокуратуры и других заинтересованных лиц о предупреждении нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В ходе совещаний (круглых столов) с работодателями были рассмотрены основные обязательные требования: принятие работодателями локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов; создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов; предоставление работодателями в центры занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, предоставление информации о выполнении квоты и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов, сроках предоставления информации, утвержденных формах для предоставления информации и другие вопросы по соблюдению обязательных требований законодательства.
Основными проблемами в подконтрольной сфере являются:
создание работодателями неподходящих для инвалидов по условиям труда рабочих мест в рамках установленной квоты;
создание работодателями рабочих мест в рамках установленной квоты с высокими профессионально-квалификационными требованиями, низким уровнем заработной платы;
нарушения работодателями порядка и сроков предоставления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в органы службы занятости.
Административная ответственность работодателей
Состав административного правонарушения |
В отношении кого применяется |
Наказание |
Норма |
Неисполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест |
Должностное лицо |
Штраф от 5000 до 10000 руб. |
Часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ |
Отказ инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты |
Должностное лицо |
Штраф от 5000 до 10000 руб. |
Часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства |
Должностное лицо |
Штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет |
Статья 19.5 КоАП РФ |
Юридическое лицо |
Штраф от 10000 до 20000 руб. |
||
Непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости |
Должностное лицо |
Штраф от 300 до 500 руб. |
Статья 19.7 КоАП РФ |
Юридическое лицо |
Штраф от 3000 до 5000 руб. |
На состояние подконтрольной сферы может оказать воздействие:
совершенствование нормативной правовой базы по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований у работодателей;
усиление меры административной ответственности за совершение нарушений обязательных требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
признание административным правонарушением противоправного, виновного действия (бездействия) как должностного лица, так и юридического лица, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Снижению количества нарушений в подконтрольной сфере может способствовать повышение квалификации, степени информированности руководителей и работников подконтрольных субъектов, оказание методической помощи работодателям по организации создания наиболее подходящих для инвалидов квотированных рабочих мест, выделение (создание) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, принятие локальных нормативных актов, предоставление информации о наличии вакантных рабочих мест, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований.
Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение прозрачности деятельности Министерства при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
- предупреждение нарушений работодателями обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- снижение числа нарушений обязательных требований;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;
- создание мотивации к социально ответственному и добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
- содействие работодателям в выполнении установленных квот без нарушений обязательных требований для трудоустройства инвалидов.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда жизни, здоровью людей и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда жизни, здоровью людей и нарушению обязательных требований;
создание условий для изменения ценностного отношения работодателей к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
повышение квалификации кадрового состава Министерства;
консультирование работодателей по исполнению обязательных требований;
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
повышение уровня правовой грамотности у работодателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Раздел 3. Программные мероприятия
В целях предотвращения и сокращения числа нарушений законодательства в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов на 2021-2023 годы запланировано проведение следующих мероприятий:
1. Формирование общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований законодательства в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий.
2. Освоение действующих каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами и разработка необходимых дополнительных каналов связи (электронные формы "обратной связи") для непосредственного получения, накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля.
3. Подготовка кадрового и технического обеспечения проведения аналитической работы по мониторингу и определению состояния подконтрольной сферы, выявлению текущих и потенциальных факторов риска нарушений обязательных требований.
4. Адресная профилактическая работа по отношению к подконтрольным субъектам в зависимости от категорий риска (классам опасности), видам и характеристикам осуществляемой ими деятельности, влияющим на риск угрозы причинения, либо причинение вреда жизни, здоровью граждан.
5. Оценка профилактической деятельности в повышение уровня контрольно-надзорной деятельности, изучение направлений совершенствования профилактического инструментария и внедрению новых технологий (инструментов).
6. Разработка интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе для самостоятельного определения и добровольного подтверждения подконтрольными субъектами соблюдения обязательных требований.
7. Организационно-правовые меры по обеспечению единства правоприменительной практики, в том числе:
- формирование и ведение Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора);
- использование проверочных листов (списков контрольных вопросов), в том числе для целей самопроверки подконтрольных субъектов;
- информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований;
- размещение информации о типовых нарушениях на информационных ресурсах.
8. Проведение с подконтрольными субъектами общей и индивидуальной разъяснительной работы относительно процедур контроля на постоянной основе.
9. Мониторинг федерального и регионального опыта в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их в собственную практику.
10. Совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и разнообразия подходов к осуществлению профилактической деятельности.
Организация и проведение профилактических мероприятий Министерства, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего плана-графика, разрабатываемого Министерством (приложение к настоящей Программе профилактики).
План-график может подлежать корректировке с учетом изменений требований законодательства в сфере квотирования рабочих мест.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы профилактики
Непосредственными исполнителями надзора и контроля являются отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства, территориальные органы социальной защиты - управления (отделы) социальной защиты Министерства, государственные гражданские служащие Министерства, уполномоченные приказом (распоряжением) министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, заместителем министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, курирующим вопросы в сфере занятости населения, на проведение проверки (далее - должностные лица).
Ресурсное обеспечение Программы профилактики включает кадровое и финансовое обеспечение выполнения программных мероприятий. Плановый период для определения ресурсного обеспечения Программы профилактики составляет 1 год.
Кадровое обеспечение Программы профилактики определяется общими трудозатратами должностных лиц на проведение профилактических мероприятий Программы профилактики.
Общая штатная численность гражданских служащих составляет 140 ед., фактическая численность - 140 ед.
Реализация Программы профилактики осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Отдельное финансирование на проведение контрольных мероприятий и реализацию настоящей Программы профилактики не предусмотрено.
Специалисты, выполняющие контрольно-надзорные функции, имеют необходимый уровень квалификации.
Повышение квалификации специалистов проводится в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.
Раздел 5. Механизм реализации Программы профилактики
Перечень должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий Программы:
N п/п |
Ф.И.О. и должность |
Телефон |
Содержание и степень ответственности за реализацию |
1. |
К.А. Тазетдинова - заместитель министра труда, занятости и социальной защиты |
557-20-04 |
Ответственный за реализацию программы профилактики и координацию деятельности участников программы |
2. |
Е.М. Кибардина - начальник отдела создания рабочих мест для социально незащищенных категорий |
557-20-73 |
Ответственный за состояние профилактической работы, мониторинг и контроль проведения профилактических мероприятий (в отсутствие начальника отдела - ведущий советник отдела) |
3. |
А.И. Бикмиева - ведущий советник отдела создания рабочих мест для социально незащищенных категорий |
557-20-30 |
Ответственный за планирование, подготовку, проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований |
Ответственный за реализацию Программы профилактики осуществляет стратегическое планирование профилактической работы, утверждает решения (предложения) по изменению регулирования в подконтрольной сфере, контрольно-надзорной деятельности, документы о профилактической деятельности.
Ответственный исполнитель Программы профилактики готовит: решения (предложения) по изменению регулирования в подконтрольной сфере, контрольно-надзорной деятельности, доклад о ходе реализации Программы Профилактики, отчеты по реализации Программы профилактики, предложения по формированию (корректировке) перечня программных мероприятий, перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, документы о профилактической деятельности в соответствии с установленными Программой профилактики сроками.
Цели и задачи настоящей Программы профилактики могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации.
Мониторинг реализации Программы профилактики осуществляется на регулярной основе. Ежеквартально осуществляются сбор и обобщение информации о ходе реализации Программы профилактики мероприятий, анализ ситуации с соблюдением обязательных требований и возникающих у подконтрольных субъектов в связи с этим проблем, выработка актуальных предложений о необходимости управленческих мер по обеспечению выполнения Программы профилактики.
Обобщенный анализ и оценка влияния профилактической работы на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям проводится ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Результаты профилактической работы размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (http://mtsz.tatarstan.ru).
Для успешной реализации настоящей Программы профилактики осуществляется взаимодействие с общественными объединениями работников, работодателями, органами прокуратуры, иными заинтересованными экспертными, научными и общественными организациями. К основным задачам такого взаимодействия отнесены вопросы оперативного обмена аналитической информацией, предоставления справочных и статистических материалов, рассмотрения проектов нормативных правовых актов и подготовки заключений на них, проектов методических рекомендаций, изучения накопленного опыта по предупреждению нарушений законодательства в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Раздел 6. Оценка эффективности Программы профилактики
Программа призвана обеспечить к 2023 году создание условий для снижения случаев нарушений законодательства в сфере обеспечения занятости инвалидов, повышения эффективности осуществления контроля (надзора) за приемом инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления;
снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
увеличение числа подконтрольных субъектов, включенных в категорию низкого риска и освобожденных от проверок;
увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с органами службы занятости;
повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к контрольно-надзорному органу;
улучшение показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, проводимых контрольно-надзорным органом.
Реализация настоящей программы будет способствовать достижению следующих конечных результатов:
повышению эффективности обеспечения соблюдения обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Республике Татарстан;
повышению доли выполненной квоты, установленной для приема на работу инвалидов.
Методика оценки показателей эффективности программы профилактики разработана для достижения оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов и минимизации неоправданного вмешательства контрольных (надзорных) органов в деятельность подконтрольных субъектов.
Министерство ежегодно осуществляет расчет и оценку фактических (достигнутых) значений показателей эффективности программы профилактики.
Расчет и оценка фактических (достигнутых) значений показателей осуществляется по каждому показателю.
Отчетным периодом для определения значений показателей является календарный год. Оценка фактических (достигнутых) значений показателей проводится путем сравнения с целевыми (индикативными) значениями показателей. Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей включаются в ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и направляются контрольным (надзорным) органом в Министерство экономики Республики Татарстан в установленном порядке.
Информация о результатах итоговой оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности направляется в Министерство экономики Республики Татарстан ежегодно, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, размещается в сети "Интернет" в государственной автоматизированной информационной системе "Управление".
Целевые показатели реализации программы
Целевые показатели реализации программы |
Формула расчета показателей |
Базовое значение |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Эффективность надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, процентов |
V = А/В х 100,
где: А - причиненный ущерб в текущем периоде, рублей; В - причиненный ущерб в предшествующем периоде, рублей |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, процентов |
V = А/В х 100,
где: А - количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, ед.; В - общее количество проведенных проверок, ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля выполненной квоты, установленной для приема на работу инвалидов, процентов |
V = А/В х 100,
где: А - количество трудоустроенных инвалидов за счет установленной квоты и количество созданных свободных рабочих мест для приема инвалидов за счет установленной квоты, единиц; В - установленная квота для приема на работу инвалидов, единиц |
93,7 |
>=90 |
>=90 |
>=90 |
Доля проинформированных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, об установлении им квоты для трудоустройства инвалидов от общего числа работодателей, которым в соответствии с действующим законодательством установлена квота, процентов |
V = А/В х 100,
где: А - количество проинформированных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, об установлении им квоты для трудоустройства инвалидов, единиц; В - количество работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, которым в соответствии с действующим законодательством установлена квота для трудоустройства инвалидов, единиц. |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, охваченных мероприятиями по профилактике правонарушений обязательных требований, от общего числа работодателей, которым в соответствии с действующим законодательством установлена квота для трудоустройства инвалидов, процентов |
V = А/В х 100,
где: А - количество работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, охваченных мероприятиями по профилактике правонарушений обязательных требований, единиц; В - количество работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, которым в соответствии с действующим законодательством установлена квота для трудоустройства инвалидов, единиц |
>=100 |
>=100 |
>=100 |
>=100 |
Доля работодателей, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении за неисполнение предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля, от общего числа работодателей, которыми своевременно не устранены выявленные нарушения, процентов |
V = А/В х 100,
где: А - количество работодателей, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении за неисполнение предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля, единиц; В - количество работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, которыми своевременно не устранены выявленные при осуществлении государственного контроля правонарушения (количество работодателей, которым при осуществлении государственного контроля выданы предписания об устранении выявленных правонарушений за исключением количества работодателей, которыми своевременно представлена информация об устранении выявленных при осуществлении государственного контроля правонарушений), единиц |
50 |
50 |
50 |
60 |
План-график
профилактических мероприятий
N п/п |
Перечень мероприятий |
Структура мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
1 |
Размещение информации на сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты PT в сети "Интернет" |
Размещение актуализированного перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов |
По мере необходимости (обновления) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
Актуализация нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, информирование о сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований |
По мере необходимости (обновления) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства, ЦЗН |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
||
организация "обратной связи" с работодателями по вопросам, связанными с содержанием, ведением и применением перечня обязательных требований |
1 раз в год (в случае введения новых обязательных требований - в течение 1 месяца, после вступления их в силу) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Получение сведений об информированности работодателей |
||
размещение ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
декабрь года, предшествующего отчетному |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях и контрольно-надзорных мероприятиях |
||
размещение утвержденного плана-графика проведения публичных мероприятий (обсуждений) |
декабрь года, предшествующего отчетному |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
||
размещение результатов контрольных мероприятий |
ежеквартально |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
||
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов |
раз в полгода |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
||
размещение и поддержание в актуальном состоянии руководств по соблюдению обязательных требований |
ежегодно |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
||
2 |
Информирование работодателей по вопросам соблюдения обязательных требований |
оказание методической, консультативной помощи, проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года (по мере обращения) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства, ЦЗН |
Получение работодателями консультации по соблюдению обязательных требований |
проведение совещаний, встреч, семинаров с работодателями по актуальным вопросам надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты |
2, 4 квартал |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства, ЦЗН |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
||
проведение консультаций по вопросам соблюдения требований законодательства при личном обращении работодателей |
в течение года (по мере обращения) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства, ЦЗН |
Получение работодателями индивидуальных консультаций по соблюдению обязательных требований |
||
размещение на информационном портале "Проверенный бизнес" (provbiz.ru) материалов по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов |
в течение года (по мере обновления) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства, ЦЗН |
Получение работодателями индивидуальных консультаций по соблюдению обязательных требований |
||
3 |
Обобщение практики при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, размещение на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в сети "Интернет" |
- обобщение и анализ информации по контрольной деятельности, подготовка доклада об осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, а также его размещение в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" и на официальном сайте в сети "Интернет |
ежегодно (февраль, июль) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
- размещение практики осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, в том числе с указанием часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами, для устранения нарушений и предупреждения их возникновения |
декабрь |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
||
4 |
Обеспечение информационной открытости и электронной доступности досудебного (внесудебного) обжалования |
размещение на официальном сайте Министерства порядка и механизма досудебного (внесудебного) обжалования |
по мере необходимости (обновления) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
размещение сведений о количестве поступивших жалоб, предметах жалоб, позициях сторон спора, а также о принятых по каждой жалобе решений |
ежемесячно (при наличии жалоб) |
Отдел создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Министерства |
Информированность работодателей об обязательных требованиях |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 21 декабря 2020 г. N 880 "Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований в области надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на период 2021-2023 годов"
Текст приказа опубликован не был