Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 23 июля 2021 г. N 84
"Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области"
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06 мая 2019 г. N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся", письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 мая 2021 г. N 08-99 "О проведении мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области.
2. Ректору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" С.В. Куликовой, директору государственного казенного учреждения "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области" Д.Е. Орехову обеспечить реализацию Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области.
3. Руководителям государственных образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечить организацию образовательного процесса с учетом Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области.
4. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, обеспечить реализацию Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области на территории муниципального района (городского округа) Волгоградской области.
5. Признать утратившими силу:
приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 09 декабря 2016 г. N 122 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 12 ноября 2018 г. N 153 "О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 09 декабря 2016 г. N 122 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Волгоградской области".
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета |
Л.М. Савина |
Утверждена
приказом комитета
образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 23 июля 2021 г. N 84
Концепция
региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области (далее именуется - Концепция) определяет нормативные, целевые, структурные, организационно-технологические основы региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области.
1.2. Область применения.
Концепция распространяется на систему образования в Волгоградской области, системы образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, образовательные организации Волгоградской области, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Концепция применяется при проведении независимой оценки качества образования в части установления качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
1.3. Нормативной правовой и методологической основой Концепции являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06 мая 2019 г. N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 678 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников";
постановление Администрации Волгоградской области от 30 октября 2017 г. N 574-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 24 июля 2020 г. N 553 "Об организации работы по проведению оценки региональных механизмов управления качеством образования в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 11 апреля 2019 г. N 279 "Об утверждении Положения о проведении всероссийских проверочных работ в Волгоградской области".
1.4. В Концепции используются следующие основные понятия:
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
независимая оценки качества образования - деятельность, направленная на установление качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
РСОКПО - система процедур оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Общая характеристика системы образования Волгоградской области, актуальность реализации РСОКПО
2.1. Система образования Волгоградской области включает 1438 организаций, предоставляющих образовательные услуги различного уровня и направленности, в которых получают образование более 485 тысяч обучающихся и воспитанников. Общая численность педагогических работников составляет более 25 тысяч человек.
Сложившаяся в Волгоградской области практика проведения процедур оценки качества позволяет осуществлять комплексную и разноплановую оценку качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и устанавливать его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам общего образования.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в рамках международных, федеральных и региональных оценочных процедур:
всероссийские проверочные работы (далее именуются - ВПР);
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования, включающая единый государственный экзамен, основной государственный экзамен (далее именуются соответственно - ГИА, ЕГЭ, ОГЭ), государственный выпускной экзамен;
международные сопоставительные исследования (TIMSS, PIRLS, PISA);
национальные исследования качества образования (далее именуются - НИКО);
общероссийские и региональные оценки по модели PISA (далее именуются - оценки по модели PISA);
региональные проверочные работы (далее именуется - РПР).
Ежегодно в Волгоградской области проводятся школьный, муниципальный и региональный этапы всероссийской олимпиады школьников (далее именуется - ВсОШ). В 2020/2021 учебном году по 24 общеобразовательным предметам в школьном этапе ВсОШ приняли участие 118676 обучающихся (180067 участника), победителями и призерами признаны 48622 участников; в муниципальном этапе ВсОШ приняли участие 23001 обучающийся (30418 участников), победителями и призерами признаны 7852 участника; в региональном этапе ВсОШ приняли участие 1845 обучающихся (2322 участника), победителями и призерами признаны 720 участников. В 2021 году в заключительном этапе ВсОШ приняли участие 35 обучающихся общеобразовательных организаций Волгоградской области, победителем стал 1 обучающийся, призерами - 5 человек (в 2020 году - 6 призеров).
При проведении всех оценочных процедур, а также школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ особое внимание уделяется обеспечению их объективности.
ВПР - наиболее массовая из всех реализуемых оценочных процедур. Ежегодно в них участвуют порядка 130 тысяч обучающихся общеобразовательных организаций Волгоградской области. ВПР проводятся по всем предметам по графику, устанавливаемому Федеральной службой по надзору в сфере образования. Результаты школьников Волгоградской области по итогам ВПР в целом сопоставимы со среднероссийскими значениями. Итоги ВПР используются при корректировке рабочих программ учителей, основных образовательных программ общеобразовательных организаций, являются инструментом для выявления проблем в подготовке школьников по всем учебным предметам. При этом в первую очередь внимание уделяется повышению уровня предметных результатов обучающихся.
В перечень школ, в которых выявлены признаки необъективности результатов ВПР, в 2020 году включена 51 школа Волгоградской области (в 2019 году - 35, в 2018 году - 43, в 2017 году - 60). Общее количество школ Волгоградской области, в которых выявлены признаки необъективности результатов ВПР, в 2020 году увеличилось. В то же время, второй год подряд - и в 2020, и 2019 годах - признаки необъективности выявлены в 2 школах (в 2020 году таких школ было 5). В Волгоградской области отсутствуют школы, в которых признаки необъективности выявлены три года подряд (в 2019 году была одна такая школа).
В 2021 году ВПР в Волгоградской области проводились с федеральным контролем объективности (5 школ, проверка региональной предметной комиссией) и региональным контролем объективности (51 школа с необъективными результатами ВПР 2020 года, перепроверка региональной предметной комиссией).
ГИА является инструментом оценки качества школьного образования на этапе завершения основного общего образования и среднего общего образования.
Ежегодно в ОГЭ в Волгоградской области принимают участие около 22 тысяч девятиклассников. Результаты ОГЭ по итогам проведения в основной период 2021 года в Волгоградской области имеют существенную динамику по сравнению с 2019 годом (при этом до 2019 года значения указанных показателей ежегодно отличались несущественно):
по учебному предмету "русский язык" доля получивших "5" уменьшилась на 11% и составила 17,1%, доля получивших неудовлетворительный результат увеличилась на 4,3% и составила 5,1%;
по учебному предмету "математика" доля получивших "5" уменьшилась на 13,8% и составила 6,8%, доля получивших неудовлетворительный результат увеличилась на 5,9% и составила 6,6%.
В ЕГЭ в Волгоградской области ежегодно принимают участие около 10 тысяч выпускников 11(12) классов. В целом результаты ЕГЭ 2021 года свидетельствуют об улучшении всех показателей и повышении качества подготовки школьников по русскому языку, литературе, истории и математике профильного уровня. Ухудшились все показатели по химии. По доле участников, не набравших минимального балла, улучшились результаты по 5 предметам. Доля выпускников, получивших 80 баллов и выше, увеличилась по 8 предметам, средний балл повысился по 9 предметам. В 2021 году 59 участников ЕГЭ получили 61 стобалльный результат, при этом два выпускника получили по 2 стобалльных результата. В прошлом году наивысших результатов было 78 (74 чел.), в 2019 года - 63 (61 чел.). В 2016 году 38 стобалльных результатов было у 36 участников, в 2017 году в регионе был 41 стобалльник, в 2018 году 36 результатов было у 35 участников.
Несмотря на улучшение результатов по сравнению с 2020 годом, результаты ЕГЭ в Волгоградской области в целом уступают среднероссийским значениям. Так, средний балл российского участника ЕГЭ составил 60,2, а регионального участника - 58,2, при этом средний балл в регионе выше среднего по стране по географии, истории и немецкому языку. Доля "высокобалльников" превышает российские значения по математике профильного уровня и истории, доля не набравших минимальные баллы в регионе ниже российских значений по истории, английскому и немецкому языкам. Таким образом, предметная подготовка школьников региона по учебному предмету "история" осуществляется на более высоком, чем в среднем по стране, уровне по всем позициям.
Волгоградская область традиционно ежегодно включается в выборки всех проводимых в Российской Федерации международных сопоставительных исследований и НИКО. Также регион в 2020 году в числе 43 субъектов Российской Федерации принял участие в общероссийской оценке по модели PISA (4 школы, 99 участников) и в числе 14 субъектов Российской Федерации - в региональной оценке по модели PISA (128 школ, 3301 участник).
Второй год в Волгоградской области в целях оценки способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений проводится РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций". В основе концепции РПР - идеология международного сравнительного исследования PISA.
Выборка для проведения РПР составляется из расчета участия каждого муниципального образования региона: 45 пунктов проведения РПР, организованных на базе муниципальных общеобразовательных организаций, и по 10-15 обучающихся в возрасте 15 лет, показывающих высокие результаты освоения образовательных программ основного общего образования. РПР проводится по трем направлениям: читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность. Контрольные измерительные материалы для проведения РПР формируются на основе открытых вариантов заданий международного исследования PISA. Результаты РПР доводятся до всех общеобразовательных организаций региона и используются в работе по повышению уровня функциональной грамотности школьников.
Таким образом, используемые в Волгоградской области процедуры оценки качества образования в целом соответствуют приоритетам современной государственной образовательной политики и позволяют установить качество подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В то же время, проведенный анализ позволил выявить ряд проблем:
недостаточный уровень объективности проводимых оценочных процедур, а также школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ, что не позволяет осуществлять эффективное управление качеством общего образования и принимать действенные меры по его повышению;
усиленная ориентация на выявление уровня достижения обучающимися предметных образовательных результатов, что не позволяет обеспечить целостность вывода о соответствии уровня подготовки требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в части метапредметных результатов;
недостаточное использование результатов международных сопоставительных исследований, оценок по модели PISA, НИКО и РПР при организации образовательного процесса и принятии управленческих решений, что делает малоэффективными меры, направленные на повышение качества общего образования;
незначительное влияние результатов РПР на развитие региональной системы образования, что не позволяет в полной мере использовать потенциал РПР в работе по повышению уровня функциональной грамотности школьников.
3. Цели и задачи РСОКПО
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1. Целью РСОКПО является получение объективной информации о состоянии качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, тенденциях его изменения и факторах, способствующих повышению его уровня.
2.2. Основными задачами РСОКПО являются:
повышение объективности оценочных процедур, а также школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ;
организация целенаправленной работы на региональном, муниципальном и институциональном уровнях по выявлению уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов;
использование результатов международных, федеральных и региональных оценочных процедур в работе по повышению качества подготовки обучающихся и при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования;
развитие РПР как механизма выявления динамики уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Волгоградской области.
4. Показатели РСОКПО
4.1. Показатели, свидетельствующие о достижении цели РСОКПО, выделены отдельно по каждой задаче.
4.1.1. Показатели по задаче "Повышение объективности оценочных процедур, а также школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ":
доля образовательных организаций с признаками необъективности ВПР;
доля участников оценочных процедур, работы которых перепроверены на региональном и/или муниципальном уровнях;
доля образовательных организаций, охваченных общественным наблюдением, при проведении школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ;
доля обучающихся по программам среднего профессионального образования, по программам бакалавриата и специалитета, привлекаемых к общественному наблюдению за ходом ОГЭ, от общего числа общественных наблюдателей, осуществляющих наблюдение за ходом ОГЭ;
доля обучающихся по программам среднего профессионального образования, по программам бакалавриата и специалитета, привлекаемых к общественному наблюдению за ходом ЕГЭ, от общего числа общественных наблюдателей, осуществляющих наблюдение за ходом ЕГЭ.
4.1.2. Показатели по задаче "Организация целенаправленной работы на региональном, муниципальном и институциональном уровнях по выявлению уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов":
доля обучающихся по образовательным программам начального общего образования, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от числа обучающихся, принимавших участие в диагностической работе "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов";
доля обучающихся по образовательным программам начального общего образования, достигших высокого уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального общего образования;
доля обучавшихся по образовательным программам начального общего образования, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивавших программы начального общего образования;
доля обучающихся по образовательным программам основного общего образования, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от числа обучающихся, принимавших участие в диагностической работе "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов";
доля обучающихся по образовательным программам основного общего образования, достигших высокого уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы основного общего образования;
доля выпускников 9 классов, участвовавших в ОГЭ в основной период и по итогам ОГЭ получили результаты не ниже удовлетворительных, от общего числа выпускников 9 классов, участвовавших в ОГЭ в основной период;
доля обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от числа обучающихся, принимавших участие в диагностической работе "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов";
доля обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, достигших высокого уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования;
доля выпускников 11(12) классов, получивших аттестат о среднем общем образовании.
4.1.3. Показатели по задаче "Использование результатов международных, федеральных и региональных оценочных процедур в работе по повышению качества подготовки обучающихся и при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования":
доля общеобразовательных организаций, основные образовательные программы основного общего образования которых скорректированы с учетом результатов международных сопоставительных исследований, оценок по модели PISA, НИКО и РПР;
доля образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" для учителей, работающих в 5-10 классах, разработанных с учетом результатов международных сопоставительных исследований, оценок по модели PISA, НИКО и РПР.
4.1.4. Показатели по задаче "Развитие РПР как механизма выявления динамики уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Волгоградской области":
доля обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций", от общего количества обучающихся;
доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями по читательской грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций";
доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями по математической грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций";
доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями по естественнонаучной грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций".
5. Методы сбора и обработки информации, сроки и периодичность мониторинга показателей РСОКПО
5.1. Для определения значений показателей РСОКПО определены методы сбора и обработки информации, сроки и периодичность проведения мониторинга.
5.2. Для сбора информации используются:
Федеральная информационная система оценки качества образования (далее именуется - ФИС ОКО);
региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее именуется - РИС ГИА Волгоградской области);
подсистема "Сетевой Город. Образование" государственной информационной системы Волгоградской области "Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области" (далее именуется - ГИС Волгоградской области "Образование");
данные статистической отчетности;
данные ведомственной отчетности.
Данные ведомственной отчетности формируются на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.
Полученные сведения обрабатываются отделом государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, Центром оценки качества государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования", отделом сопровождения дошкольного и общего образования государственного казенного учреждения "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области".
5.3. Сроки и периодичность мониторинга показателей РСОКПО определены в разрезе задач РСОКПО.
5.3.1. Задача "Повышение объективности оценочных процедур, а также школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ".
5.3.1.1. По показателю "доля образовательных организаций с признаками необъективности ВПР" - сведения, направленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и/или подведомственными ей организациями; сроки и периодичность определяются на федеральном уровне.
5.3.1.2. По показателю "доля участников оценочных процедур, работы которых перепроверены на региональном и/или муниципальном уровнях" - сведения о доле участников ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, работы которых по отдельным предметам перепроверены региональными и/или муниципальными комиссиями, от общего числа участников соответствующей оценочной процедуры по данному классу и данному предмету; формируются из ФИС ОКО, а также предоставляются органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится в течение 30 календарных дней после завершения соответствующей оценочной процедуры.
5.3.1.3. По показателю "доля образовательных организаций, охваченных общественным наблюдением, при проведении школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ" - сведения о доле общественных наблюдателей, фактически осуществлявших наблюдение при проведении школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ, от числа запланированных общественных наблюдателей; предоставляются органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится в течение 30 календарных дней после завершения соответствующего этапа ВсОШ.
5.3.1.4. По показателю "доля обучающихся по программам среднего профессионального образования, по программам бакалавриата и специалитета, привлекаемых к общественному наблюдению за ходом ОГЭ, от общего числа общественных наблюдателей, осуществляющих наблюдение за ходом ОГЭ" - сведения о доле общественных наблюдателей - обучающихся по программам среднего профессионального образования, по программам бакалавриата и специалитета; формируются из РИС ГИА Волгоградской области; мониторинг показателя проводится один раз в год в течение 30 календарных дней после завершения основного периода ОГЭ.
5.3.1.5. По показателю "доля обучающихся по программам среднего профессионального образования, по программам бакалавриата и специалитета, привлекаемых к общественному наблюдению за ходом ЕГЭ, от общего числа общественных наблюдателей, осуществляющих наблюдение за ходом ЕГЭ" - сведения о количестве общественных наблюдателей - обучающихся по программам среднего профессионального образования, по программам бакалавриата и специалитета; формируются из РИС ГИА Волгоградской области; мониторинг показателя проводится один раз в год в течение 30 календарных дней после завершения основного периода ЕГЭ.
5.3.2. Задача "Организация целенаправленной работы на региональном, муниципальном и институциональном уровнях по выявлению уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов".
5.3.2.1. По показателю "доля обучающихся по образовательным программам начального общего образования, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от числа обучающихся, принимавших участие в диагностической работе" - сведения об участниках диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов", достигших высокого уровня метапредметной подготовки; предоставляются органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится в один раз в год в течение 30 календарных дней после проведения диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов".
5.3.2.2. По показателю "доля обучающихся по образовательным программам начального общего образования, достигших высокого уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального общего образования" - сведения об обучающихся по образовательным программам начального общего образования, имеющих отметки "5" по всем предметам по итогам промежуточной аттестации; формируются из подсистемы "Сетевой Город. Образование" государственной информационной системы Волгоградской области "Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области" (далее именуется - ГИС Волгоградской области "Образование"); мониторинг показателя проводится ежегодно по состоянию на конец учебного года в срок до 30 июня.
5.3.2.3. По показателю "доля обучавшихся по образовательным программам начального общего образования, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивавших программы начального общего образования" - сведения об обучающихся 5 классов общеобразовательных организаций, имеющих отметки "5" по всем предметам по итогам промежуточной аттестации, проведенной в декабре текущего года; формируются из подсистемы "Сетевой Город. Образование" государственной информационной системы Волгоградской области "Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области" (далее именуется - ГИС Волгоградской области "Образование"); мониторинг показателя проводится ежегодно в срок до 31 января;
5.3.2.4. По показателю "доля обучающихся по образовательным программам основного общего образования, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от числа обучающихся, принимавших участие в диагностической работе "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов" - сведения об участниках диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов", достигших высокого уровня метапредметной подготовки; предоставляются органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится в один раз в год в течение 30 календарных дней после проведения диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов".
5.3.2.5. По показателю "доля обучающихся по образовательным программам основного общего образования, достигших высокого уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы основного общего образования" - сведения об участниках ОГЭ по русскому языку, получивших 31 - 33 первичных балла (из них не менее 6 баллов за грамотность по критериям ГК1 - ГК4), и сведения об участниках ОГЭ по математике, получивших 29 - 31 первичный балл (из них не менее 2 баллов за выполнение заданий по геометрии); формируются из РИС ГИА Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в срок до 20 октября.
5.3.2.6. По показателю "доля выпускников 9 классов, участвовавших в ОГЭ в основной период и по итогам ОГЭ получили результаты не ниже удовлетворительных, от общего числа выпускников 9 классов, участвовавших в ОГЭ в основной период" - сведения об участниках ОГЭ, участвовавших в ОГЭ в основные дни основного периода и получивших результаты не ниже удовлетворительных (без учета повторного участия); формируются из РИС ГИА Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в срок до 15 августа.
5.3.2.7. По показателю "доля обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от числа обучающихся, принимавших участие в диагностической работе "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов" - сведения об участниках диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов", достигших высокого уровня метапредметной подготовки; предоставляются органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится в один раз в год в течение 30 календарных дней после проведения диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов".
5.3.2.8. По показателю "доля обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, достигших высокого уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования" - сведения о доле участников ЕГЭ, получивших от 81 балла по русскому языку и сведения о доле участников ЕГЭ, получивших от 81 балла по математике профильного уровня (или 5 баллов по математике базового уровня); формируются из РИС ГИА Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в срок до 20 октября.
5.3.2.9. По показателю "доля выпускников 11(12) классов, получивших аттестат о среднем общем образовании" - сведения о выпускниках 11(12) классов, получивших аттестат о среднем общем образовании по итогам проведения ГИА в основной период; предоставляются органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в срок до 15 августа.
5.3.3. Задача "Использование результатов международных, федеральных и региональных оценочных процедур в работе по повышению качества подготовки обучающихся и при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования".
5.3.3.1. По показателю "доля общеобразовательных организаций, основные образовательные программы основного общего образования которых скорректированы с учетом результатов международных сопоставительных исследований, оценок по модели PISA, НИКО и РПР" - сведения о корректировке образовательных программ основного общего образования общеобразовательных организаций; предоставляются органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в срок до 01 сентября.
5.3.3.2. По показателю "доля образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" для учителей, работающих в 5-10 классах, разработанных с учетом результатов международных сопоставительных исследований, оценок по модели PISA, НИКО и РПР" - сведения о разработанных образовательных программах дополнительного профессионального образования; предоставляются государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в срок до 01 декабря.
5.3.4. Задача "Развитие РПР как механизма выявления динамики уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Волгоградской области".
5.3.4.1. По показателю "доля обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций", от общего количества обучающихся" - статистико-аналитические сведения о результатах РПР; предоставляются государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" по приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в течение 30 календарных дней после проведения РПР.
5.3.4.2. По показателю "доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями по читательской грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций" - статистико-аналитические сведения о результатах РПР; предоставляются государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" по приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в течение 30 календарных дней после проведения РПР.
5.3.4.3. По показателю "доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями по математической грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций" - статистико-аналитические сведения о результатах РПР; предоставляются государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" по приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в течение 30 календарных дней после проведения РПР.
5.3.4.4. По показателю "доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями по естественнонаучной грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций" - статистико-аналитические сведения о результатах РПР; предоставляются государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" по приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области; мониторинг показателя проводится ежегодно в течение 30 календарных дней после проведения РПР.
6. Анализ результатов мониторинга показателей РСОКПО, разработка адресных рекомендаций, реализация мер по повышению качества образования и принятие управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования
6.1. По итогам мониторинга показателей РСОКПО проводится анализ его результатов. На основе анализа мониторинга показателей РСОКПО разрабатываются адресные рекомендации для муниципальных систем образования и образовательных организаций, реализуются меры по повышению качества образования, принимаются управленческие решения.
6.1.1. Адресные рекомендации для муниципальных систем образования и образовательных организаций содержат в том числе:
рекомендации о направлениях и содержании работы по повышению профессионального мастерства педагогических и управленческих работников, а также школьных команд с использованием ресурсов региональных и федеральных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования;
рекомендации по организации наставничества и поддержке молодых педагогов и управленцев;
рекомендации по эффективному использованию ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, муниципальной и школьной систем образования, включая организацию сетевого взаимодействия. Указанные рекомендации основываются на лучших практиках муниципальных систем образования и образовательных организаций, выявленных в ходе мониторинга показателей РСОКПО.
6.1.2. Меры по повышению качества образования включают в том числе:
мероприятия по обеспечению объективности оценочных процедур, а также школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ (в том числе на этапе проверки работ участников), формированию позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
организацию и проведение школьных, муниципальных и региональных оценочных процедур по выявлению уровня подготовки обучающихся в части достижения метапредметных образовательных результатов (в том числе диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов");
формирование основных образовательных программ общеобразовательных организаций, индивидуальных траекторий повышения профессионального мастерства педагогических и управленческих работников с учетом результатов международных сопоставительных исследований, оценок по модели PISA, а также ВПР, НИКО и РПР;
расширение инструментария РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций" и увеличение доли обучающихся, принимающих участие в РПР.
мероприятия по повышению качества подготовки обучающихся с участием работников органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и/или руководителей образовательных организаций;
информационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическим сообществом по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
анализ и интерпретацию образовательных результатов школьников;
мероприятия по повышению качества подготовки обучающихся, показавших уровень образовательных результатов ниже базового;
принятие мер в отношении образовательных организаций, вошедших в зону риска по результатам оценочных процедур.
6.1.3. Управленческие решения включают в том числе:
принятие кадровых решений в отношении руководителей общеобразовательных организаций, повторно включаемых в перечни школ, демонстрирующих необъективные результаты ВПР;
решения о стимулировании педагогических, управленческих работников, школьных команд;
решения об усилении контроля за организацией работы по повышению качества общего образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
6.2. Деятельность по анализу результатов мониторинга показателей РСОКПО, разработке адресных рекомендаций для муниципальных систем образования и образовательных организаций, реализации мер по повышению качества образования, принятию управленческих решений осуществляется на региональном, муниципальном и институциональном уровнях следующими структурными элементами РСОКПО:
комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования";
государственное казенное учреждение "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области";
органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
службы, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
образовательные организации Волгоградской области, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
6.3. Структурные элементы РСОКПО в рамках анализа результатов мониторинга показателей РСОКПО, разработки адресных рекомендаций и реализации мер по повышению качества образования, принятия управленческих решений и анализа их эффективности осуществляют следующие функции.
6.3.1. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области:
осуществляет нормативное правовое регулирование проводимых оценочных процедур, а также школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ;
обеспечивает разработку контрольных измерительных материалов для проведения РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций", диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов";
утверждает перечень образовательных организаций - пунктов проведения региональных оценочных процедур;
организует общественное наблюдение за ходом проведения оценочных процедур, а также регионального этапа ВсОШ;
организует проведение региональной проверки и перепроверки работ участников оценочных процедур;
обеспечивает проведение анализа результатов мониторинга показателей РСОКПО;
обеспечивает формирование адресных рекомендаций для муниципальных систем образования и образовательных организаций по повышению качества образования и направляет их в конкретные органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательные организации;
обеспечивает принятие мер по повышению качества образования;
принимает управленческие решения по результатам оценочных процедур, обеспечивает их гласность и коллегиальность;
проводит анализ эффективности принятых мер и управленческих решений по повышению качества образования.
6.3.2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования":
обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценочных процедур, а также регионального этапа ВсОШ;
участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области;
разрабатывает контрольные измерительные материалы для проведения РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций", диагностической работы "Исследование сформированности у обучающихся метапредметных образовательных результатов";
предоставляет информацию по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области для проведения мониторинга показателей РСОКПО;
осуществляет методическое сопровождение работников муниципальных методических служб на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, педагогических работников и руководителей образовательных организаций, общественных наблюдателей по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
осуществляет подготовку статистико-аналитических отчетов и информационно-аналитических материалов по итогам проведения оценочных процедур;
выявляет лучшие муниципальные и институциональные практики в сфере качества подготовки обучающихся;
разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных учебных предметов и дисциплин на основе результатов оценочных процедур;
формирует адресные рекомендации для муниципальных систем образования и образовательных организаций по повышению качества образования, включая конкретные мероприятия по повышению профессионального мастерства педагогических и управленческих работников;
осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития РСОКПО;
обеспечивает информационную поддержку РСОКПО.
6.3.3. Государственное казенное учреждение "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области":
осуществляет взаимодействие с работниками служб, осуществляющих методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, руководителями образовательных организаций, общественными наблюдателями по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
обеспечивает подготовку информационно-аналитических материалов и проектов нормативных правовых документов по вопросам РСОКПО.
6.3.4. Органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области:
обеспечивают проведение региональных и муниципальных оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;
организуют общественное наблюдение за ходом проведения оценочных процедур, а также школьного и муниципального этапов ВсОШ;
осуществляют контроль за объективным проведением оценочных процедур и оцениванием работ участников оценочных процедур;
осуществляют муниципальные проверки и перепроверки работ участников оценочных процедур;
обеспечивают предоставление информации по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области для проведения мониторинга показателей РСОКПО;
осуществляют ресурсную поддержку функционирования служб, осуществляющих методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
реализуют адресные рекомендации для муниципальных систем образования по повышению качества общего образования;
обеспечивают формирование и направление адресных рекомендаций образовательным организациям по повышению качества образования;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества подготовки обучающихся на муниципальном уровне;
обеспечивают гласность и коллегиальность при принятии управленческих решений в области РСОКПО;
проводит анализ эффективности принятых мер и управленческих решений по повышению качества образования.
6.3.5. Службы, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области:
формируют адресные рекомендации образовательным организациям по повышению качества образования;
осуществляют методическую поддержку педагогических работников муниципальных образовательных организаций по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
принимают участие в организационно-технологическом и информационно-методическом сопровождении оценочных процедур в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
участвуют в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике РСОКПО;
осуществляют сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития РСОКПО в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
обеспечивают информационную поддержку РСОКПО в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
формируют адресные рекомендации образовательным организациям по повышению качества образования;
используют результаты процедур оценки качества образования для определения приоритетных направлений повышения квалификации педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций.
6.3.6. Образовательные организации Волгоградской области, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования:
реализуют полученные адресные рекомендации по повышению качества образования;
проводят информационно-разъяснительную работу с участниками образовательных отношений по вопросам проведения оценочных процедур и качества подготовки обучающихся;
обеспечивают участие обучающихся, педагогических работников и административно-управленческого персонала в региональных и муниципальных оценочных процедурах;
обеспечивают объективное проведение оценочных процедур и оценивание работ участников оценочных процедур;
организуют общественное наблюдение при проведении оценочных процедур;
осуществляют своевременное информирование участников образовательных отношений о результатах оценочных процедур;
осуществляют ведение информационных баз данных в рамках РСОКПО;
предоставляют информацию для проведения мониторинга показателей РСОКПО;
проводят анализ эффективности принятых мер и управленческих решений по повышению качества образования.
7. Анализ эффективности принятых мер и управленческих решений по развитию РСОКПО
7.1. Результаты анализа принятых мер и управленческих решений по развитию РСОКПО отражаются в аналитическом отчете о текущем состоянии РСОКПО, который содержит сведения о динамике показателей РСОКПО, свидетельствующие о степени эффективности реализованных мер и управленческих решений по повышению качества общего образования.
Аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО формируется отделом государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, Центром оценки качества государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования", отделом сопровождения дошкольного и общего образования государственного казенного учреждения "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области".
7.2. Аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО проходит обсуждение в два этапа.
На первом этапе аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО представляется на заседании рабочей группы для координации работы по оценке региональных механизмов управления качеством образования в Волгоградской области, которая определяет наличие или отсутствие проблемных зон по результатам проведенного анализа принятых мер и управленческих решений по развитию РСОКПО.
На втором этапе аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО обсуждается в ходе ежегодных индивидуальных собеседований с руководителями органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области.
7.3. По итогам обсуждения принимается коллегиальное решение о сущностных характеристиках следующего управленческого цикла по дальнейшему развитию РСОКПО и повышению качества общего образования.
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета |
М.С. Бейтуганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 23 июля 2021 г. N 84 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области"
Вступает в силу с 23 июля 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 июля 2021 г. N 3401202107280007, в сетевом издании "Волгоград.Ру" (www.pravo.volgograd.ru) 28 июля 2021 г., в газете "Волгоградская правда" от 13 августа 2021 г. N 93
Приказом Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 29 мая 2023 г. N 53 настоящий документ признан утратившим силу с 29 мая 2023 г.