Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Тындинского района
от 14 октября 2020 г. N 672
Муниципальная программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тындинском районе"
22 марта, 1 июля 2021 г.
Раздел 1 изменен с 23 марта 2021 г. - Постановление Администрации Тындинского района Амурской области от 22 марта 2021 г. N 146
1. Паспорт муниципальной программы
2. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Анализ ситуации в Тындинском районе свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство играет все более весомую роль в развитии экономики района, становится фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы реструктуризации экономики. Создав для малого и среднего предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в краткосрочной перспективе. При этом решается целый спектр социально-экономических задач: увеличение занятости и сокращение безработицы, повышение общего уровня доходов населения, улучшение обеспечения населения товарами и услугами, пополнение бюджетов всех уровней.
В этой связи основным направлением деятельности органов местного самоуправления Тындинского района является создание благоприятных условий развития и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
По видам деятельности малый и средний бизнес Тындинского района охватывает практически все отрасли экономики (виды деятельности зарегистрированных субъектов МСП):
- сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, производство мяса -3,6%;
- добыча полезных ископаемых - 2,3%;
- производство хлеба и хлебобулочных изделий - 1,9%;
- промышленное производство -1,3%;
- оптовая и розничная торговля - 63,4%;
- гостиницы и рестораны - 1,6%;
- транспорт и связь - 4,9%;
- бытовые услуги населению - 5,8%;
- строительство - 9,7%;
- ЖКХ, управляющие компании -1,3%;
- прочие - 4,2%.
В сфере малого и среднего бизнеса в Тындинском районе по состоянию на 01.01.2020 года зарегистрировано 309 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 1 среднее предприятие (юридическое лицо), 6 - малых предприятий (юридические лица), 302 - микропредприятия (из них 272 индивидуальных предпринимателя и 30 юридических лиц).
В сравнении с данными на 01.01.2019 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Тындинском районе увеличилось на 9,96%.
Средняя численность рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса по состоянию на 01.01.2020 года составила 690 человек, в том числе: на среднем предприятии - 120 человек, на малых предприятиях - 221 человек, на микропредприятиях - 349 человек (из которых 272 человека предприниматели без образования юридического лица).
В 2019 году от субъектов малого и среднего предпринимательства поступило налогов по специальным налоговым режимам 7,6 млн. рублей, в 2018 году 6,9 млн. рублей, за 6 месяцев 2020 года 3,4 млн. рублей.
Несмотря на положительную динамику, характеризующую основные показатели деятельности предпринимательских структур, деятельность малых предприятий, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, перерабатывающей промышленностью остается очень низкой.
Как показывает опыт проделанной работы, основными проблемами, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого предпринимательства, остаются:
- недостаток стартового капитала, а также средств на расширение предпринимательской деятельности;
- проблемы субъектов предпринимательской деятельности при обращении в кредитные организации банковской системы Амурской области с целью кредитования на создание и развитие бизнеса (из-за отсутствия залогового обеспечения, сложной процедуры оформления кредита);
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- нежелание предпринимателей повышать профессиональный уровень, слабый познавательный интерес предпринимателей к изучению нормативно-правовых актов;
- низкая активность субъектов малого и среднего предпринимательства и отсутствие желания участвовать в мероприятиях посвященных Дню российского предпринимательства, конкурсах, выставках, семинарах, форумах.
Одна из самых острых проблем в развитие малого бизнеса - это отсутствие возможности у предпринимателей участвовать в мероприятиях в рамках областных и районных программ, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оформление и подача необходимого пакета документов для участия в конкурсах, предусмотренных программами, требует больших материальных затрат (оплата проезда, проживания в гостинице, составление бизнес-плана).
В связи с отдаленностью населенных пунктов, отсутствия удобного графика движения поездов, частичным отсутствием автомобильных дорог до г. Тынды, а также материальные затраты, у предпринимателей нет возможности участвовать в совместных семинарах и консультациях, проводимых администрацией Тындинского района при содействии министерства экономического развития и внешних связей Амурской области.
Анализируя состояние сферы бытового обслуживания Тындинского района, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы в развитии бытового обслуживания в поселениях входящих в состав района:
- низкий уровень технической оснащенности;
- отсутствие экономической привлекательности занятия бизнесом в сфере бытовых услуг;
- отсутствие объемов работы;
- высокая стоимость материалов, необходимых для полноценного оказания услуг;
- низкая платёжеспособность населения.
Из-за низкой платежеспособности населения сфера бытовых услуг в сельской местности не является достаточно привлекательной для предпринимателей.
Низкая рентабельность большинства видов услуг, резкое повышение цен на сырье, рост стоимости энергетических ресурсов, коммунальных услуг, слабое стимулирование развития предпринимательской деятельности, медленная адаптация многих предприятий к рыночным условиям хозяйствования не способствуют росту темпов развития сферы услуг в сельской местности.
Решение имеющихся проблем возможно в рамках действующего законодательства.
Таблица 1
SWOT-анализ развития малого и среднего предпринимательства в Тындинском районе
Сильные стороны |
Возможности |
Благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в районе |
Развитие малого и среднего предпринимательства в районе Сокращение безработицы за счет создания рабочих мест в результате регистрации вновь созданных СМСП |
Слабые стороны |
Угрозы |
Отдаленность района от областного центра. Неблагоприятная демографическая ситуация: естественная убыль, старение населения, отток молодежи из посёлков и сёл района. Низкий уровень среднедушевых доходов населения. Высокий уровень затрат на производство и жизнеобеспечение населения, обусловленный удаленностью и труднодоступностью территорий. |
Усиление негативных демографических и миграционных тенденций в районе, сокращение численности населения трудоспособного возраста. Рост уровня безработицы и повышение социальной напряженности в районе. Высокий уровень цен (тарифов) и их рост на товары, услуги естественных монополий (электроэнергия, коммунальные услуги, тарифы на железнодорожные и автотранспортные услуги) и горюче-смазочные материалы. Снижение платежеспособности населения и низкий уровень потребительского спроса. |
3. Цели, задачи и ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Тындинского района.
Реализация цели направлена на стимуляцию граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства, расширение форм взаимодействия органов власти и управления со структурами бизнеса, снижение административных барьеров и упрощение доступа начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам, содействие развитию малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, увеличение вклада малого бизнеса в экономику Тындинского района.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
1. Создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности.
2. Снижение зависимости населения поселений Тындинского района с ограниченным сроком завоза грузов от доставки продуктов первой необходимости.
3. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии Тындинского района.
Решение вышеперечисленных задач позволит существенно повлиять на эффективность развития приоритетных видов деятельности, в которых необходимо развивать малое предпринимательство и оказывать ему поддержку со стороны органов местного самоуправления.
Проблемные вопросы, задачи и результаты реализации Программы с указанием сроков и этапов ее реализации приведены в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Проблемы, задачи и результаты реализации муниципальной программы
N п/п |
Формулировка решаемой проблемы |
Наименование задачи Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
Конечный результат Программы |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1. |
Недостаточное развитие малого и среднего предпринимательства на территории Тындинского района |
Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Тындинского района |
2021 - 2030 |
Рост предпринимательской активности, создание новых рабочих мест, формирование и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств |
4. Описание системы муниципальной программы
Программа не предусматривает наличие подпрограмм.
Основные программные мероприятия должны быть направлены не только на поддержку сложившегося уровня количественного воспроизводства малых и средних предприятий, но и на осуществление комплекса мер, связанных с повышением эффективности их деятельности, реализацией в полной мере предпринимательского ресурса.
Основными направлениями программных мероприятий являются:
- предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса в порядке согласно Приложению N 5 к Программе;
- предоставление субсидий на возмещение 15% затрат по производству хлебобулочных изделий 1 и/или высшего сорта в селах с ограниченным сроком завоза в порядке согласно Приложению N 6 к Программе;
- предоставление субсидий на возмещение 15% затрат на строительство теплиц для ведения овощеводства в защищенном грунте в порядке согласно Приложению N 6 к Программе;
- предоставление субсидий на возмещение 15% затрат по электроэнергии субъектам малого и среднего предпринимательства занимающихся хлебопечением в порядке согласно Приложению N 6 к Программе;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на возмещение 50% затрат на ремонт нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности в порядке согласно Приложению N 7 к Программе;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение 50% затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке согласно Приложению N 8 к Программе;
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В настоящем приложении не содержится приложение N 8
- организация и стимулирование деловой активности субъектов предпринимательства путем проведения тренингов, семинаров, круглых столов и заседаний Советов по развитию малого и среднего предпринимательства и улучшению инвестиционного климата в Тындинском районе;
- освещение в СМИ мероприятий государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и положительного опыта малых и средних предприятий и предпринимателей, поздравлений населения, информационное обеспечение и др.
- повышение обеспеченности субъектов малого и среднего предпринимательства информационно-консультационными услугами, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, снижение рисков ведения бизнеса;
- предоставление находящихся в муниципальной собственности свободных помещений в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Система мероприятий и плановых показателей реализации Программы, приведена в Приложении N 1 к Программе.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Мерами правового регулирования в данной Программе являются:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
6. Закон Амурской области от 11.01.2010 N 298-ОЗ "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Амурской области".
7. Иные федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Амурской области в сфере реализации Программы.
Предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации Программы приводятся в Приложении N 2 к Программе.
Раздел 6 изменен с 23 марта 2021 г. - Постановление Администрации Тындинского района Амурской области от 22 марта 2021 г. N 146
6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы составит - 7 319,6 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств районного бюджета - 4 703,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 240,0 тыс. руб.;
2022 год - 450,0 тыс. руб.;
2023 год - 303,4 тыс. руб.;
2024 год - 530,0 тыс. руб.;
2025 год - 530,0 тыс. руб.
2026 год - 530,0 тыс. руб.;
2027 год - 530,0 тыс. руб.;
2028 год - 530,0 тыс. руб.;
2029 год - 530,0 тыс. руб.;
2030 год - 530,0 тыс. руб.
Объемы средств, привлекаемых их других источников, в том числе:
- из средств областного бюджета в сумме 2 616,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 1 555,5 тыс. руб.;
2022 год - 953,7 тыс. руб.;
2023 год - 107,0 тыс. руб.;
2024 год - 0,0 тыс. руб.;
2025 год - 0,0 тыс. руб.;
2026 год - 0,0 тыс. руб.;
2027 год - 0,0 тыс. руб.;
2028 год - 0,0 тыс. руб.;
2029 год - 0,0 тыс. руб.;
2030 год - 0,0 тыс. руб.
При формировании проекта районного бюджета на соответствующий год предполагается ежегодное уточнение объемов финансирования Программы.
Информация о расходах на реализацию Программы из средств районного бюджета по годам её реализации, представлена в Приложении N 3 к Программе.
Привлечение средств областного и районного бюджетов, приводится в Приложении N 4 к Программе.
7. Планируемые показатели эффективности муниципальной программы
Система показателей эффективности Программы включает целевые показатели, характеризующие решение задач и достижение целей подпрограммы, а также показатели, количественно отражающие ход реализации основных мероприятий подпрограммы.
При определении перечня показателей эффективности реализации Программы рекомендуется брать за основу показатели, включенные в перечень для проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Тындинского района, утвержденный постановлением администрации Тындинского района от 29.03.2016 N 164 "Об организации работы для проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Тындинский район", а также перечень показателей, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Показатели Программы определяются ответственным исполнителем по данным органов статистики и формам статистической налоговой отчетности.
В результате реализации мероприятий Программы к 2030 году ожидается увеличение:
- количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 305 единиц;
- оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, до 2,1 млрд. рублей;
- количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Тындинского района до 25 единиц;
- доли занятых работников на малых и средних предприятиях района (в процентах от общей численности работников, занятых на всех предприятиях и организациях) без внешних совместителей до 10 процентов;
- объема налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней до 15,0 млн. рублей к 2030 году.
Степень влияния каждого мероприятия на достижение поставленных в Программе целей и непосредственных результатов в совокупности определяется на основании таблицы 3, в которой приведены коэффициенты значимости показателей.
Значения конечного результата Программы соответствуют значениям индикатора эффективности, последнего года её реализации.
Таблица 3
Коэффициенты значимости показателей по годам реализации мероприятий
N |
Наименование программы, подпрограммы, основного мероприятия, мероприятия |
Значение коэффициента значимости по годам реализации мероприятий |
|||||||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Муниципальная программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тындинском районе" |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1. |
Основное мероприятие: "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1.1 |
Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Тындинского района (в части субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.2 |
Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Тындинского района (в части субсидий на возмещение 15% затрат по производству хлебобулочных изделий 1 сорта в селах с ограниченным сроком завоза) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.3 |
Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Тындинского района (в части субсидий на возмещение 15% затрат на строительство теплиц для ведения овощеводства в защищенном грунте) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.4 |
Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Тындинского района (в части субсидий на возмещение 15% затрат по электроэнергии занимающихся хлебопечением) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.5 |
Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства (в части оказания организационной, информационной, консультационной поддержки) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.6 |
Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
2. |
Основное мероприятие: "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
8. Риски реализации муниципальной программы. Меры управления рисками
Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками её реализации предусматривают:
1) основные факторы риска реализации Программы, которые могут оказать существенное влияние на показатели ее эффективности, являются:
- изменение федерального законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- снижение доли софинансирования из областного бюджета;
- недофинансирование со стороны районного бюджета;
- снижение актуальности мероприятий Программы;
- неправильная оценка перспектив развития предпринимательства и эффективности реализации мероприятий муниципальной программы из-за получения недостоверной информации;
- недоверие со стороны предпринимателей в части доступности мероприятий Программы;
- форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия (лесные пожары, засухи, наводнения, землетрясения).
2) управление рисками Программы будет осуществляться в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
С целью минимизации рисков будут использованы:
- постоянный мониторинг федерального законодательства и приведение в соответствие действующему законодательству областных правовых актов;
- мониторинг за реализацией мероприятий Программы;
- ежегодный анализ эффективности мероприятий Программы, перераспределение средств между её мероприятиями;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- заключение соглашений с налоговыми органами и органами статистики о взаимодействии и информационном обмене по показателям развития малого и среднего предпринимательства;
- проведение исследований предпринимательской среды;
- осуществление регулярного информирования предпринимательской среды о мероприятиях Программы с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации (СМИ, муниципальные образования, предпринимательские организации, встречи, семинары и др.);
- популяризация успешных проектов муниципальных образований по поддержке малого и среднего предпринимательства;
- проведение совещаний и выработка решений, направленных на снижение рисков и координации действий региональных органов государственной власти Амурской области, местного самоуправления по преодолению препятствий.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны ответственного исполнителя подпрограммы в адрес органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.