г. Калуга |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А09-304/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Толкачевой И.Ю. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "РЖД" в лице филиала Московская железная железная дорога: |
Кардаш Л.Н., начальник отдела, доверенность N 77 АА 9274283 от 21.03.2013; |
от ответчика Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области: |
Ефимова Т.А., советник департамента, доверенность N 3855 от 13.11.2013; |
от ответчика Департамент финансов Брянской области: |
не явился, извещен надлежаще; |
от третьего лица Министерство финансов РФ: |
не явился, извещен надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А09-304/2013,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд Брянской области, рассмотрев дело, переданное по подведомственности Арбитражным судом города Москвы, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога (далее - общество, ОАО "РЖД") к Брянской области в лице департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее - Департамент) и департаменту финансов Брянской области о взыскании за счет казны Брянской области 1 554 934 рублей 50 копеек убытков, причиненных вследствие предоставления в 2010 году льготного проезда обучающимся в поездах пригородного сообщения при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территориях шести регионов Российской Федерации, удовлетворил иск к субъекту Российской Федерации Брянской области в лице департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области в полном объеме.
В удовлетворении требований к Брянской области в лице департамента финансов Брянской области отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Департамент финансов Брянской области, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, кроме того, утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении соответствующих льгот.
Постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 г. N 334 (далее - постановление N 334) установлены льготы по тарифам на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере 50 процентов от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Брянской области на период с 1 января по 15 июня 2010 г. и с 1 сентября по 31 декабря 2010 г. включительно. Льгота предоставляется при предъявлении документа, подтверждающего факт обучения в образовательном учреждении.
Потери в доходах организациям железнодорожного транспорта при предоставлении льготного проезда обучающимся возмещаются: 95 процентов - за счет средств субсидий из федерального бюджета, 5 процентов - за счет субсидии из областного бюджета (п. 5 постановления администрации Брянской области от 07.04.2010 г. N 334).
Во исполнение постановления N 334 между департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области и ОАО "РЖД" подписан договор от 16.04.2010 N 53-14/НОВС о предоставлении субсидий из бюджета Брянской области на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 12 972 400 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 12 323 800 рублей, за счет бюджета Брянской области - 648 600 рублей.
Согласно пункту 2.1.1 договора ОАО "РЖД" обязуется предоставить гражданам - получателям социальных услуг льготу по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях (остановочных пунктах) находящихся на территории Брянской области независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации. Льгота по тарифам предоставляется при оформлении разовых билетов в направлении "туда" и "туда и обратно" до конечных пунктов движения пригородных поездов и в обратном направлении в день осуществления поездки, для проезда во всех категориях пригородных поездов, кроме скорых электропоездов повышенной комфортности, имеющих 7-000-ю нумерацию, проездные документы на которые оформляются через систему "Экспресс" и, состоящих из вагонов с номерованными местам для сидения, в период с 1 января 2010 года по 15 июня 2010 года и с 1 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Оплата предъявленных сумм оказанных услуг перевозчиком осуществляется заказчиком ежемесячно, путем безналичных расчетов платежными поручениями в течение 10 (десяти) дней после принятия решения о предоставлении перевозчику субсидии, но не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным (п. 3.4. договора).
Кроме того, между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и администрацией Брянской области было заключено соглашение от 21.05.2010 N 3/05-суб о предоставлении в 2010 году субсидии из федерального бюджета бюджету Брянской области в размере 12 323 800 рублей на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транс-портом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1208 и пунктом 2.1.3 Соглашения от 21.05.2010 N 3/05-суб уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий установлен в размере 95% расходного обязательства. При этом пункт 1.1. Соглашения определено, что субсидия предоставляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Как следует из материалов дела, распоряжением ОАО "РЖД" от 17.12.2009 N 2606р утвержден Типовой технологический процесс работы вокзалов, раздел 5.2 которого предусматривает, что билеты оформляются на основании устного заявления гражданина по предъявлении документов, подтверждающих статус лица, имеющего право на льготный проезд; билетный кассир в соответствии с выбранным маршрутом следования осуществляет набор станции, вида билета, кода категории гражданина в соответствии с сетевым Справочником кодов льгот, предоставляемых в пригородном сообщении; после проверки набранных реквизитов осуществляется печать билета. В соответствии с утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.08.2007 N 124 Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", данные по оформленным проездным и перевозочным документам формируются в системе АСУ "Экспресс" и консолидируются в отчеты по пассажирским перевозкам.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 N 334 осуществило в 2010 г. перевозку железнодорожным транспортом студентов и учащихся по льготным тарифам при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Брянской области в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010 на общую сумму 14 527 334 рубля 50 копеек, при этом потери в доходах истца в сумме 1 554 934 рубля 50 копеек возмещены не были.
Таким образом, истец предоставил категории граждан, указанной в Постановлении, льготы по проезду железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в большем объеме, чем компенсировано из бюджета, что послужило обращением истца в арбитражный суд с настоящим иском. При этом сам факт несения расходов на территории Брянской области в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010 на общую сумму 14 527 334 рубля 50 копеек, - ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В п. 2 вышеуказанной статьи не предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки обучающихся в виде предоставления льгот на проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении.
Вместе с тем, п. 5 ст. 26.3 Федерального закона N 122-ФЗ устанавливает, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать решения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с принятием на себя соответствующих бюджетных обязательств.
Поскольку льгота по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Брянской области, была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации (постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 N 334, то ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Брянская область.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидии субъектам федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту федерации субсидии.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно п. п. 4, 7 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 07.04.2010 г. N 334, субсидии должны предоставляться организациям железнодорожного транспорта на основании договора о предоставлении субсидий с департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области. Для получения субсидий организация железнодорожного транспорта ежемесячно представляла в департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области отчет, согласованный с департаментом общего и профессионального образования Брянской области, по форме согласно приложению к указанному Порядку, что не оспаривается ответчиком.
Из вышеизложенного следует, что указанная льгота предоставлена нормативным правовым актом Брянской области, предусматривающим, что возмещение выпадающих доводов предприятий железнодорожного транспорта является бюджетным обязательством данного субъекта Российской Федерации.
Принятие субъектом Российской Федерации данного нормативного правового акта осуществлено в пределах его полномочий по вопросу, входящему в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, и не противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований истца.
Ссылка кассатора на нарушение судами процессуальных норм, выразившееся в не привлечении к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Федерального агентства железнодорожного транспорта, подлежит отклонению, поскольку не указано заявителем какие права указанного лица нарушены принятыми судебными актами по настоящему делу. Кроме того, указанное лицо не обжалует судебные акты по настоящему делу, соответственно не считает их принятыми о своих правах и обязанностях.
Довод кассатора о том, что принятые судебные акты не соответствуют сложившейся судебной практике по другим делам, также подлежит отклонению, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования всех имеющихся в настоящем деле доказательств, а окончательные выводы судов соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судом кассационной инстанции судебных актов, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 22.05.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А09-304/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.