Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В соответствии с частью 1 статьи 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство предоставляет субъектам Российской Федерации право регулировать отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в том числе в сфере административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации могут быть разработаны и утверждены нормативы, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды, содержащие соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. То есть в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть установлены требования в области охраны окружающей среды, нарушение которых может повлечь административную ответственность.
Следовательно, предельные размеры административного штрафа, установленные в статье 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормы о давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо распространить и на законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды.
Кроме того, части 1 и 2 статьи 1 представленного проекта федерального закона направлены на приведение в соответствие друг с другом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В нем законодательство об охране окружающей природной среды упоминается в четырех статьях: 2.5., 3.5., 4.5. и 28.7. При этом в статьях 2.5. и 28.7. использованы понятия "законодательство об охране окружающей природной среды", "законодательство в области охраны окружающей среды", а в статьях 3.5. и 4.5. - "законодательство Российской Федерации об охране окружающей природной среды". Исключение слов "Российская Федерация" позволит привести употребляемую терминологию к единообразию и в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами.
Части 3 - 8 статьи 1 представленного проекта федерального закона направлены на увеличение размера административного штрафа, установленного за административные правонарушения на водных объектах и прилегающих территориях, а также на лесных территориях.
В настоящее время размер административного штрафа, установленный за самовольное занятие водного объекта, земельных участков прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водных объектов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, лесных участков, а также за нарушение порядка их предоставления и пользования ими (статьи 7.6., 7.8., 7.9., 8.12.), составляет для граждан - в пределах от 3 до 20 МРОТ (300 - 2000 руб.); для должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ (500 - 5000 руб.), для юридических лиц - от 50 до 400 МРОТ (5000 - 40000 руб.). Вместе с тем общественная и экологическая опасность таких деяний несоизмеримо выше. Вред, причиняемый окружающей среде данными правонарушениями, может исчисляться миллионами рублей, поскольку их совершение сопровождается вырубкой лесов, самовольной дачной и коттеджной застройкой, загрязнением водных объектов, а также нарушением прав собственности (в основном государственной) на соответствующие территории. Кроме того, нарушается право общего лесо- и водопользования граждан, так как участки земель лесного и водного фонда огораживаются. в связи с чем иные лица не имеют на них доступа. Особенно актуально самовольное занятие части водного объекта вместе с частью его прибрежной защитной полосы, когда владелец дачи незаконно, в нарушение всех норм и правил, огораживает часть реки или озера, строит пристань или выводит трубу канализации в водный объект.
Также несоизмеримы с установленными размерами штрафов доходы юридических лиц, получаемые от незаконной постройки пансионатов и домов отдыха. Возрастает уровень коррупции чиновников, незаконно оформляющих отводы земельных участков.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается увеличить размеры административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.6., 7.8., 7.9., 8.12. КоАП РФ, в отношении всех категорий правонарушителей (для граждан - до 25 МРОТ, для должностных лиц - до 200 МРОТ, для юридических лиц - до 3000 МРОТ) в соответствии с частью 3 статьи 3.5 КоАП РФ.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на приведение норм Кодекса в соответствие друг с другом и с иными актами федерального законодательства, а также на увеличение размера административных штрафов, установленных за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 7.6., 7.8., 7.9., 8.12. Кодекса.
Реализация предлагаемых проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" норм не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.