Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Тындинского муниципального округа
от 13 декабря 2021 г. N 690
Муниципальная программа
"Развитие и сохранение культуры и искусства на территории Тындинского муниципального округа"
1. Паспорт муниципальной программы
2. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
По состоянию на 01.01.2021 года на территории Тындинского муниципального округа функционируют:
- МБУК "Центр культуры, спорта и архивного дела" в состав которого входят 20 филиалов. На базе филиалов работает 148 клубных формирований, объединяющих 1 989 человек. На базе филиалов работает 20 сельских библиотек осуществляющих информационно-библиотечное обслуживание сельского населения в Тындинском муниципальном округе. Совокупный фонд библиотек составляет 182 300 экземпляров печатных изданий, ежегодная посещаемость - более 50 тыс. человек; книговыдача - 69 079 экземпляров;
- 3 учреждения дополнительного образования детей - 3 школы искусств (ДШИ) в п. Юктали, с. Соловьевск, п. Дипкун, в которых обучаются 173 учащихся.
На территории Тындинского муниципального округа находятся 4 памятника истории и культуры, имеющие историко-культурную ценность и занесенные в каталог памятников истории и культуры Амурской области.
Ежегодно в массовых мероприятиях досуговых учреждений принимают участие более 180 тыс. человек.
Как показывает анализ, потенциал развития сферы связан со следующими основными тенденциями в сфере культуры:
- наличие многопрофильной сети учреждений культуры, возможностей для реализации жителями округа своего творческого потенциала и удовлетворения в услугах культуры;
- проведенная в последние годы реформа муниципальных учреждений, реализуемая в рамках Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", изменила систему отношений между органами местного самоуправления с подведомственными учреждениями, создав стимулы для повышения эффективности муниципальных учреждений, расширения перечня предоставляемых услуг, разработки и реализации ими собственных стратегий развития, с целью повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения финансовой устойчивости;
- разработка административных регламентов и муниципальных функций и услуг в значительной степени упростила административные процедуры, обеспечила прозрачность для населения принятия решения по важным для жителей вопросам в сфере культуры и архивного дела.
Основанием для разработки Программы послужила значимость исторического и культурного прошлого, необходимость восстановления традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и поддержки современной культуры.
Так, увеличение расходов при недостаточном финансировании и низкой платежеспособности населения округа, затрудняет выезд коллективов за его пределы. Отдаленность поселений от центра, высокая стоимость оплаты проезда не позволяют творческим коллективам участвовать в областных, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.
Социально-культурный облик библиотек во многом перестает соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения, так как вопрос комплектования фондов на протяжении последних 15 лет является одним из наиболее проблемных не только для сельских библиотек Тындинского муниципального округа.
Проблема сохранения самобытной традиционной культуры коренного населения, накопленного культурного наследия в округе, особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 N 773), приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и интеллектуального развития населения - одно из приоритетных направлений политики государства в сфере культуры.
Снижение кадрового потенциала сферы культуры, и как следствие, риски снижения качества культурного продукта области, вызванный низким уровнем оплаты труда, снижением престижности и привлекаемости профессий в сфере культуры.
Снижение качества муниципальных услуг в результате устаревания материально-технической базы учреждений, размещение большой доли муниципальных учреждений в аварийных помещениях, нуждающихся в капитальном ремонте, отсутствие в учреждениях современной техники.
В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся, конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей культурных услуг внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры.
Разработка Программы продиктована необходимостью определения принципов поддержки культуры и искусства в округе, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития отрасли до 2030 года.
Программа основывается на фундаментальном значении культуры в жизни общества и рассматривает ее как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и духовные потребности населения.
Положения Программы ориентированы на преемственность культурных традиций в округе и необходимость проведения модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества и культурных запросов и потребностей граждан.
Финансирование мероприятий Программы позволит дополнить бюджетное финансирование учреждений культуры и искусства и обеспечить финансовыми ресурсами деятельность, направленную на решение конкретных задач культурной политики.
Таблица 1
SWOT-анализ факторов развития
Сильные стороны |
Возможности |
Сочетание инновационных подходов и традиционных технологий в трудовой деятельности работников в сфере культуры |
Реализация программно-целевого подхода к управлению процессом развития самодеятельного и профессионального творчества, улучшению уровня и качества проводимых мероприятий Улучшение материальной технической базы учреждений культуры для организации досуга населения |
Слабые стороны |
Угрозы |
Отдаленность округа от областного центра Неблагоприятная демографическая ситуация: естественная убыль, старение населения, отток молодежи из поселений округа Дороговизна качественной звуковой, световой аппаратуры, оборудования и сценических костюмов Необходимость капитальных, косметических ремонтов и строительства учреждений культуры |
Усиление негативных демографических и миграционных тенденций в округе, сокращение численности населения трудоспособного возраста Недостаточное количество специалистов в сфере культуры, имеющих высшее и средне-специальное образование, снижение качества проводимых мероприятий |
3. Цели, задачи и ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
Приоритеты государственной политики на долгосрочную перспективу в сфере культуры установлены Стратегией Амурской области в государственной культурной политики на период до 2030 года. В соответствии с этим документом, стратегической целью развития культуры является превращение ее в доступный стратегический ресурс повышения конкурентоспособности человека, источник интеллектуального и культурного развития человеческого капитала. Цель программы - создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства на территории Тындинского муниципального округа, сохранения национально-культурных традиций, формирования духовно-нравственных ориентиров граждан.
Достижение указанной цели предполагает осуществление следующих основных задач:
1. Сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований.
2. Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности.
3. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4. Обеспечение деятельности учреждений культуры Тындинского муниципального округа.
Проблемы для развития сферы культуры, искусства, задачи Программы и конечные результаты её реализации приводятся в таблице N 2.
Таблица 2
Проблемные вопросы, задачи результаты реализации муниципальной программы
N п/п |
Формулировка решаемой проблемы |
Наименование задачи Программы |
Наименование Программы, направленной на решение задачи |
Сроки и этапы реализации Программы |
Конечный результат Программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Снижение посещаемости культурно-массовых мероприятий |
Сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований, а так же стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности |
"Развитие и сохранение культуры и искусства на территории Тындинского муниципального округа" |
2022 - 2030 |
1. Увеличение числа детей, участвующих в областных, всероссийских конкурсах и фестивалях к 2030 году до 25 человек. 2. Увеличение удельного веса жителей округа, посещающих праздники, конкурсы, фестивали, к 2030 году до 195,7 тыс. человек. |
2. |
Снижение кадрового потенциала сферы культуры, а так же проблема устаревание материально-технической базы |
Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обеспечение деятельности учреждений культуры Тындинского муниципального округа |
"Развитие и сохранение культуры и искусства на территории Тындинского муниципального округа" |
2022 - 2030 |
1. Увеличение доли муниципальных учреждений культуры, улучивших свою материально-техническую базу к 2030 году до 70%. 2. Увеличение числа работников прошедших курсы повышения квалификации к 2030 году до 75 человек. |
4. Описание системы структурных элементов муниципальной программы
Программа реализует следующие структурные элементы:
1. Структурный элемент: "Сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований", в том числе:
- участие одарённых детей округа в региональных, областных фестивалях, выставках;
- участие в курсах повышения квалификации работников культуры.
2. Структурный элемент: "Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности", в том числе:
- подготовка и проведение мероприятий в сфере культуры;
- проведение мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории муниципального образования.
3. Структурный элемент: "Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в том числе:
- компенсация расходов, связанных с переездом, для лиц работающих, а так же для лиц, прибывающих для работы в организациях, финансируемых из бюджета округа;
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета округа, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4. Структурный элемент: "Обеспечение деятельности учреждений культуры Тындинского муниципального округа", в том числе:
- обеспечение деятельности и укрепление материально-технической базы МБУК "Центр развития культуры, спорта и архивного дела Тындинского муниципального округа";
- библиотечное обслуживание населения;
- обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек.
5. Структурный элемент: "Региональный проект "Культурная среда"", в том числе:
- развитие сети учреждений культурно-досугового типа.
Система мероприятий и плановых показателей реализации Программы приводится в Приложении N 1 к Программе.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в сфере государственной программы, являются Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Закон Амурской области от 05.04.1999 N 135-ОЗ "О культуре" и Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления".
Система организации образования (дополнительного) в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Система учета, комплектации и хранения архивных фондов регламентируется Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
В Амурской области архивное дело регламентируется Законом Амурской области от 27.06.2005 N 21-ОЗ "Об управлении архивным делом в Амурской области".
Вопросы сохранения, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры, регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Система организации библиотечного обслуживания в Российской Федерации регламентируется Федеральными законами от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
В Амурской области деятельность по библиотечному обслуживанию населения регламентируется Законом Амурской области от 05.03.1997 N 150-ОЗ "О библиотечном деле".
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат предоставляются в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
МБУК "Центр культуры, спорта и архивного дела" и ДШИ осуществляют свою деятельность в соответствии уставами, административными регламентами, стандартами качества и муниципальными заданиями.
Предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в Приложении N 2 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы составит - 812 417,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 123 365,6 тыс. рублей;
2023 год - 86 714,7 тыс. рублей;
2024 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2025 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2026 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2027 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2028 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2029 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2030 год - 86 048,1 тыс. рублей.
Планируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета составит - 38 090,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 36 585,3 тыс. рублей;
2023 год - 1 505,6 тыс. рублей;
2024 год - 0,0 тыс. рублей;
2025 год - 0,0 тыс. рублей;
2026 год - 0,0 тыс. рублей;
2027 год - 0,0 тыс. рублей;
2028 год - 0,0 тыс. рублей;
2029 год - 0,0 тыс. рублей;
2030 год - 0,0 тыс. рублей.
Планируемый объем финансирования за счет средств муниципального округа составит - 774 326,1 тыс. рублей, в числе по годам:
2022 год - 86 780,3 тыс. рублей;
2023 год - 85 209,1 тыс. рублей;
2024 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2025 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2026 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2027 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2028 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2029 год - 86 048,1 тыс. рублей;
2030 год - 86 048,1 тыс. рублей.
Информация о расходах на реализацию Программы из средств муниципального округа по годам реализации, представлена в Приложении N 3 к Программе.
Привлечение средств из различных источников финансирования, приводится в Приложении N 4 к Программе.
7. Планируемые показатели эффективности муниципальной программы
Реализация Программы будет способствовать сохранению сети учреждений культуры округа, развитию и сохранению самобытной культуры коренных жителей Тындинского муниципального округа, пропаганде культуры и искусства, высоких идеалов, основанных на примерах русской и международной классики, самовыражению жителей округа в форме творческой реализации и раскрытия талантов, воспитанию нравственности и духовно-эстетического потенциала у подростков и молодежи.
Реализация программных мероприятий позволит:
- обеспечить проведение 200 праздников, фестивалей, выставок, конкурсов и т.п.;
- обеспечить сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержку молодых дарований и участие 12 одарённых детей в областных, региональных фестивалях и конкурсах;
- повысить профессиональный уровень работников культуры до 40 человек;
- приобрести компьютерное оборудование для учреждений культуры 20 комплектов, 16 комплектов светоаппаратуры, одежда для сцены 10 комплектов, концертные костюмы 20 шт., сценическая обувь 20 шт. 3 музыкальных оборудования для школ искусств и 6 музыкальных инструментов, 6 комплектов киноустановок и игровой инвентарь 1000 наименований, канцелярские товары 722 для оснащения летних приклубных площадок.
Степень влияния на достижение поставленной в Программе цели и непосредственных результатов в совокупности определяется на основании таблицы N 3, в которой приведены коэффициенты значимости показателей.
Таблица 3
Коэффициенты значимости мероприятий
N п/п |
Наименование программы, типа структурного элемента, структурного элемента, мероприятия |
Значение планового показателя по годам реализации |
||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 - 2030 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Муниципальная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства на территории Тындинского муниципального округа" |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1. |
Структурный элемент: "Сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований" |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
2. |
Структурный элемент: "Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности" |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
3. |
Структурный элемент: "Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
4. |
Структурный элемент: "Обеспечение деятельности учреждений культуры Тындинского муниципального округа" |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
5. |
Структурный элемент: "Региональный проект "Культурная среда"" |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8. Риски реализации муниципальной программы.
Меры управления рисками
При реализации Программы осуществляются меры направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями экономики, колебаниями внутренних цен на сырьевые ресурсы, в том числе энергоносители, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию учреждений сферы культуры и, как следствие, снижению качества услуг учреждений. Минимизация данных рисков предусматривается путем расширения платных услуг населению, оказываемых учреждениями культуры, искусства.
Риски чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут явиться результатом того, что в настоящее время значительная доля учреждений культуры и искусства размещается в зданиях, требующих реконструкции, находящихся в аварийном состоянии. Для минимизации этих рисков в Программе предусмотрены мероприятия по улучшению материально-технической базы муниципальных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.