Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Амурской области
от 23 ноября 2021 г. N 904
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Амурской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Амурской области (далее - государственный экологический контроль).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.3. Предметом государственного экологического контроля является:
1) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Амурской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - обязательные требования);
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в том числе:
техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" ТР ТС 026/2012, принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 33 (пункты 60 - 62);
техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" ТР ТС 030/2012, принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 (пункты 1.3, 1.4 статьи 1, статья 2, пункт 3.8 статьи 3, пункт 4.1 статьи 4 и приложения 1 и 2);
техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011, принят Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (пункты 32 и 59 приложения 1);
техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" ТР ТС 005/2011, принят Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 (пункт 11.3 статьи 5).
1.4. К разрешительным документам, указанным в подпункте 1 пункта 1.3 настоящего Положения, относятся:
1) разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
2) утвержденные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
3) утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
4) разрешение на временные выбросы;
5) разрешение на временные сбросы;
6) положительное заключение государственной экологической экспертизы;
7) свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
8) согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
9) согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
10) согласование плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
11) решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
12) утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
13) договор водопользования;
14) решение о предоставлении водного объекта в пользование;
15) согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения;
16) заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, на озоноразрушающие вещества и продукцию, их содержащую.
1.5. Государственный экологический контроль на территории Амурской области осуществляет министерство природных ресурсов Амурской области (далее - министерство).
1.6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля, являются:
1) министр природных ресурсов Амурской области (далее - министр), являющийся главным государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды;
2) заместитель министра, курирующий вопросы в сфере государственного экологического контроля (далее - заместитель министра), являющийся заместителем главного государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды;
3) начальник, заместитель начальника отдела регионального государственного надзора министерства, начальники, заместители начальников межрайонных отделов министерства, являющиеся старшими государственными инспекторами Амурской области в области охраны окружающей среды;
4) ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты отдела регионального государственного надзора министерства, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты межрайонных отделов министерства, являющиеся государственными инспекторами Амурской области в области охраны окружающей среды (далее - инспекторы).
1.7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр и заместитель министра.
1.8. Объектами государственного экологического контроля (далее - объекты контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1.3 настоящего Положения;
2) объекты, указанные в пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ, к которым предъявляются обязательные требования, за исключением объектов, в отношении которых осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
1.9. Учет объектов контроля осуществляется:
1) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) при ведении государственного водного реестра;
3) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
1.10. Права и обязанности уполномоченных должностных лиц, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения, при осуществлении государственного экологического контроля установлены статьей 66 Федерального закона N 7-ФЗ, Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.11. При осуществлении государственного экологического контроля на территориях опережающего социально-экономического развития учитываются особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на указанных территориях, установленные статьей 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
1.12. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства осуществляется на основании ключевых показателей государственного экологического контроля в Амурской области и их целевых значений, а также индикативных показателей государственного экологического контроля, утверждаемых Правительством Амурской области.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного экологического контроля
2.1. При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Министерство при осуществлении государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска):
высокий риск;
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов контроля к категории риска указаны в приложении N 1 к настоящему Положению.
2.4. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением министра, заместителя министра по сумме общих и частных критериев за вычетом оценки добросовестности согласно набранным баллам по показателям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 3 критериев риска, указанных в приложении N 1 к настоящему Положению.
Категории риска:
высокий риск - более 10 баллов;
значительный риск - от 9 до 10 баллов включительно;
средний риск - от 6 до 8 баллов включительно;
умеренный риск - от 4 до 5 баллов включительно;
низкий риск - менее 4 баллов.
2.5. В случае, если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.6. Министерство ведет перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
2.7. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
2.8. Оценка риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется министерством на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, перечень которых приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Министерством при осуществлении государственного экологического контроля осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ, которая размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт) соответственно не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
3.2. В рамках осуществления государственного экологического контроля министерством могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Информирование осуществляется министерством в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Обязательному размещению на официальном сайте и поддержанию в актуальном состоянии подлежат сведения, определенные частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется министерством в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также с учетом результатов применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности министерства, рассмотрения поступивших в министерство заявлений и обращений граждан.
По итогам обобщения правоприменительной практики министерством ежегодно готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства, который утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.5. Объявление предостережения осуществляется министерством в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение направляется с соблюдением требований, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения им предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются:
наименование юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица;
дата вынесения предостережения и его номер;
полное наименование министерства;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность возражения, или их заверенные копии.
Возражение направляется в министерство в виде документа на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, или иными указанными в таком предостережении способами.
Возражение, содержащее сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в министерство с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Министерство рассматривает возражение в течение 20 рабочих дней со дня его поступления.
По результатам рассмотрения возражения министерство принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
отказывает в удовлетворении возражения.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах его рассмотрения.
Министерство ведет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического, контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
соблюдение обязательных требований;
порядок обжалования действий или бездействия министерства.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам (их представителям) не представляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений
контролируемых лиц (их представителей), поступивших в письменной форме или в форме электронного документа, по вопросу соблюдения обязательных требований.
В случае поступления 10 и более однотипных обращений консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, подписанного министром (заместителем министра).
3.7. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 3.6 настоящего Положения.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, - в срок не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности (при наличии сведений о начале деятельности);
объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, значительного риска, - в срок не позднее 1 года со дня принятия решения об отнесении объекта контроля к указанной категории.
Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству инспектора должностное лицо министерства, уполномоченное принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты государственного контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу министерства, уполномоченному принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
4. Осуществление государственного экологического контроля
4.1. В рамках осуществления государственного экологического контроля при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
4.2. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся инспекторами на основании заданий должностного лица министерства, уполномоченного принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая задания, содержащиеся в планах работы министерства.
4.3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого министерством и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
1) для категории высокого риска одного из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, - один раз в 2 года;
2) для категории значительного риска одного из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, - один раз в 3 года;
3) для категории среднего риска одного из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, - один раз в 4 года;
4) для категории умеренного риска одного из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, - один раз в 5 лет.
Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.4. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.5. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 4.1 настоящего Положения, проводятся при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.7. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. Рейдовый осмотр проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
экспертиза;
инструментальное обследование;
испытание.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.
Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют производственными объектами, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к производственным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).
В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
4.9. Документарная проверка проводится по месту нахождения министерства. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений министерства.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в министерство указанные в требовании документы.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения.
Контролируемое лицо, представляющее в министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, вправе дополнительно представить в министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки министерство не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в министерство.
4.10. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений министерства.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если основанием для проведения внеплановой выездной поверки являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению выездной проверки незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении выездной проверки может не проводиться.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении министерства или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место нахождения объектов контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
4.11. В соответствии со статьей 81 Федерального закона N 248-ФЗ отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом министерства, его проводящим, или экспертной организацией, привлеченной к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования и метрологии.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции с целью получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковка.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, испытания, экспертизы.
После отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
дата и место составления протокола;
фамилия и инициалы, наименование должности лиц, составивших протокол (должностных лиц надзорного органа, экспертной организации);
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов);
использованные методики отбора проб (образцов).
Протокол (акт) отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
4.12. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен министром на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз. Срок осуществления экспертиз определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз.
4.13. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Указанные способы фиксации применяются должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля, при инспекционном визите, рейдовом осмотре, выездной проверке, выездном обследовании.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
4.14. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации или Амурской области; при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
По результатам рассмотрения представленной информации министерством принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, гражданином информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Типовые формы актов контрольных (надзорных) мероприятий, используемых министерством, утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
5.2. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
5.3. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.4. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.5. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.6. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований министерством после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения (далее - предписание) и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.7. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8. В случае если контролируемое лицо устранило выявленные в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения обязательных требований до возбуждения министерством дела об административном правонарушении и если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом, то меры, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ (в части административных правонарушений), не применяются.
6. Досудебное обжалование решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства
6.1. Досудебное обжалование решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Контролируемые лица, права и законные интересы которых по их мнению были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного экологического контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний;
3) действий (бездействия) должностных лиц министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
6.3. Жалоба на решения министерства, действия (бездействие) должностного лица министерства рассматривается министром.
6.4. Жалоба подается в сроки и по форме, предусмотренные статьями 40, 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6.5. Жалоба рассматривается должностным лицом, указанным в пункте 6.2 настоящего Положения, в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6.6. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней с одновременным информированием заинтересованного лица и указанием причин продления.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в следующих исключительных случаях:
1) проведение в отношении должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.