Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
С введением в действие с 1 января 2002 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации, не учитывающей особенностей деятельности и финансирования системы обязательного медицинского страхования, реализуемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", возникли коллизии при применении нормативных правовых актов по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС).
В соответствии с порядком, установленным главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, средства резерва финансирования предупредительных мероприятий, формируемые страховыми медицинскими организациями, осуществляющими ОМС, подлежат налогообложению по ставке 24 процента.
Создание резерва финансирования предупредительных мероприятий предусмотрено Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, которое обязывает данные страховые медицинские организации формировать из полученных от территориальных фондов ОМС средств указанный резерв.
Резерв финансирования предупредительных мероприятий предназначен для финансирования профилактических мероприятий по снижению заболеваемости среди населения, повышению качества и доступности медицинской помощи, способствующих снижению затрат на реализацию программ обязательного медицинского страхования.
Кроме того, медицинские учреждения, безвозмездно получающие от страховых медицинских организаций имущество, приобретенное за счет средств резерва финансирования предупредительных мероприятий, также обязаны уплачивать налог с его стоимости по ставке 24 процента.
В целях устранения недостатков действующего порядка налогообложения, приводящего к значительному изъятию средств обязательного медицинского страхования, предлагается освободить от налогообложения средства, направляемые страховыми организациями, осуществляющими ОМС, в резерв финансирования предупредительных мероприятий, а также не учитывать в доходах медицинских организаций стоимость имущества, полученного от страховых медицинских организаций и приобретенного за счет средств данного резерва.
Предлагаемые дополнения и изменения не потребуют дополнительных бюджетных ресурсов.
Сохранение в системе обязательного медицинского страхования финансовых ресурсов, предназначенных на оплату медицинской помощи и снижение уровня рисков заболеваний, позволит укрепить финансовое положение системы обязательного медицинского страхования граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта не потребует дополнительных затрат из бюджетов всех уровней.
Вместе с тем, учитывая, что действие законопроекта предполагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г., в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проведена оценка возможных потерь бюджетов всех уровней в 2003-2004 годах.
По итогам 9 месяцев 2003 г. доля налога на прибыль, поступающего в бюджеты всех уровней от страховых медицинских организаций, составляет 0,5% от общей суммы поступлений от этого налога.
По данным ведомственной формы статистического наблюдения в 2003 году (январь-сентябрь) страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, в резерв финансирования предупредительных мероприятий направлено 215,9 млн. рублей.
Таким образом, при установленной ставке налога на прибыль 24 процента, бюджеты всех уровней недополучат в 2004 году 65 млн. рублей, что в доходах бюджетов составляет незначительную часть, в то время как для системы обязательного медицинского страхования данные средства носят социально-значимый характер, так как предназначены на финансирование предупредительных мероприятий, направленных на снижение затрат по реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, не внесение изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, в части освобождения учреждений здравоохранения от налогообложения стоимости имущества, переданного им страховыми медицинскими организациями и приобретенного за счет средств резерва финансирования предупредительных мероприятий, может привести к росту расходов бюджетов всех уровней на здравоохранение, связанное с необходимостью возмещения затрат на уплату указанного налога.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с данным законопроектом приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства, а также подлежащих признанию утратившими силу не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.