Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Предлагаемый к принятию проект федерального закона направлен на конкретизацию периода продления срока полномочий мировых судей, назначаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или избираемых населением соответствующего субъекта Российской Федерации.
Необходимость принятия такого закона вызвана следующим.
Мировые судьи являются судьями субъектов Российской Федерации.
Это предусмотрено Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", которым субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению порядка назначения или избрания мирового судьи, а также определению срока их полномочий.
Вместе с тем этим законом на мировых судей распространено действие Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", чем законодательно мировые судьи объединены с судьями федеральных судов по статусу (правовому положению, правам, обязанностям и т.д.).
Одним из основных положений названного Закона Российской Федерации является установление общих для всех судей случаев и оснований продления срока полномочий: по истечении срока полномочий, достижении предельного возраста (до вступления в должность нового судьи) или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.
Однако к мировым судьям такой порядок продления срока полномочий не подходит по следующим основаниям:
Если судьи федеральных судов назначаются указом Президента Российской Федерации, до вступления в силу которого проходит неопределенное время, то в отношении мировых судей сроки вступления в должность могут быть более определенными.
В соответствии с Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 7) только законом субъекта Федерации может конкретизироваться срок полномочий: 1, 2, 3, 4 года или 5 лет (не более). Повторное назначение (избрание) на основании закона субъекта РФ осуществляется на срок не менее пяти лет.
Назначение мирового судьи осуществляется на заседании постоянно действующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который проводит свои заседания не реже одного раза в два месяца. Исходя из анализа конституций и уставов субъектов Российской Федерации, практика проведения пленарных (общих) заседаний законодательных органов один раз в два месяца является исключительной, в основном заседания проводятся ежемесячно.
Следовательно, субъекты Российской Федерации должны соблюдать срок полномочий назначенных ими мировых судей и своевременно производить новое назначение.
При избрании мировых судей в каких-либо субъектах Российской Федерации также решение о проведении выборов принимается постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В данном случае допустима аналогия с проведением выборов в органы власти, где применяется срок - за три месяца до дня голосования (в т.ч. окончания срока полномочий).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Предлагаемый к рассмотрению проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" дополнительных затрат из федерального бюджета не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.