Соглашение
на 2021 - 2024 годы между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Правительством Магаданской области
(утв. решением Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 16 июля 2021 г., протокол N 3)
Зарегистрировано министерством труда и социальной политики Магаданской области
Рег. N 3 "19" июля 2021 года
1. Общие положения
1.1. Стороны социального партнерства (далее - Стороны): Правительство Магаданской области (далее именуется "Правительство"), Магаданский областной союз организаций профсоюзов (далее именуется "Профсоюзы") и "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" (далее именуется "Работодатели") заключили настоящее Соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2021 - 2024 годы (далее - Соглашение), направленное на обеспечение социально-трудовых и связанных с ними экономических прав и гарантий работников, улучшение качества их жизни, сохранение социальной стабильности в обществе на территории Магаданской области.
1.2. Договаривающиеся Стороны, заключая Соглашение, руководствуются общепринятыми нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Магаданской области.
1.3. Настоящее Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также определяет согласованные позиции Сторон по основным направлениям социальной политики на региональном уровне в 2021 - 2024 годах и обеспечение на этой основе стабильной, эффективной деятельности организаций, расположенных на территории Магаданской области вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.4. Условия Соглашения направлены на обеспечение необходимого уровня прав и гарантий работников, который не может быть изменен в сторону снижения социальной защищенности работников.
1.5. Соглашение является базовым при заключении территориальных, отраслевых соглашений на уровне Магаданской области и муниципальных образований, коллективных договоров, трудовых договоров, при разрешении индивидуальных трудовых споров, организациями, делегировавшими свои права для подписания настоящего Соглашения.
1.6. Соглашение является правовым актом и распространяет свое действие на органы исполнительной власти Магаданской области, профсоюзные организации, входящие в Магаданский областной союз организаций профсоюзов, работодателей, входящих в "Некоммерческую организацию "Региональное объединение работодателей Магаданской области", а также работодателей, не входящих в это объединение, но делегировавших ему полномочия от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение, либо присоединившихся к Соглашению после его заключения.
1.7. Соглашение открыто для присоединения к нему организаций, не делегировавших ранее полномочия на его заключение и заявивших представителям Сторон Соглашения о своем согласии распространить на них его действие (в этих случаях подается совместное заявление от представителей работников и работодателя).
1.8. Выполнение Соглашения в пределах, взятых на себя обязательств является для Сторон обязательным и не может быть прекращено в одностороннем порядке.
1.9. В случае реорганизации представителя Стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в Соглашение.
1.10. В Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, оформляются дополнительным Соглашением, являясь его неотъемлемой частью.
1.11. При заключении коллективного договора работодатель с учетом мнения профсоюзной стороны распространяет отдельные положения Соглашения на социально незащищенную категорию - членов профсоюза (пенсионеров, инвалидов, работников, уволенных в связи с сокращением численности (штатов), членов семей, погибших на производстве и др.).
1.12. В организациях, указанных в пункте 1.6, не заключивших коллективный договор, настоящее Соглашение имеет прямое действие.
1.13. Стороны, предусматривают средства для реализации настоящего Соглашения в пределах своих полномочий.
1.14. Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности, оказывать всестороннее содействие коллективам в развитии данных принципов.
1.15. Стороны предоставляют друг другу полную своевременную информацию о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников организаций, проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. В области экономической политики
Стороны совместно:
2.1. Стороны, руководствуясь тем, что основными условиями постоянного роста и достижения достойного уровня жизни населения являются развитие экономики и рост производства конкурентоспособных товаров и услуг предприятиями и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Магаданской области (далее - Организации), разрабатывают и осуществляют мероприятия по реализации Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Магаданской области), а также меры, направленные на повышение жизненного уровня населения Магаданской области как главной цели деятельности Сторон.
2.2. Содействуют реализации в области национальных, федеральных и региональных проектов в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" по вопросам, относящимся к компетенции сторон, федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и области.
2.3. Создают благоприятные условия для экономической деятельности предприятий, вырабатывают и реализуют меры по обеспечению государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития Магаданской области, обеспечивают рост эффективности производства и занятости населения, формирование системы кадрового обеспечения хозяйственного комплекса Магаданской области. Обеспечивают равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.
2.4. Систематически анализируют состояние дел и прогнозируют социально-экономическую ситуацию в области:
- проводят мониторинг финансового состояния организаций для предотвращения их возможного банкротства;
- осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль за процедурами банкротства в целях недопущения необоснованной ликвидации организаций, разработку и реализацию мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий-должников, соблюдению трудовых прав работников указанных предприятий.
2.5. Проводят консультации по вопросам установления предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, исходя из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование поставщиков услуг и товаров, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики Магаданской области, а также минимизацию негативного влияния роста тарифов (цен) на уровень жизни населения Магаданской области. Тарифная и ценовая политика, проводимая Сторонами, учитывает динамику денежных доходов населения, и исходит из необходимости снижения уровня инфляции.
2.6. Стороны обязуются рассматривать на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Областная трехсторонняя комиссия), вопросы, связанные с изменением тарифов на электрическую и тепловую энергию, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения.
2.7. Совместно предпринимают усилия, направленные на установление правового механизма возмещения расходов по предоставлению гарантий и компенсаций работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям из федерального бюджета.
2.8. В установленном порядке готовят предложения по вопросам совершенствования государственных гарантий и компенсаций для работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.
2.9. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентноспособной продукции.
2.10. Стимулируют мероприятия по энергосбережению, модернизации системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.
2.11. Совместными усилиями добиваются повышения социальной ответственности бизнеса и заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Магаданской области и финансово-промышленными группами, иными организациями, осуществляющими деятельность на территории Магаданской области. Правительство:
2.12. Стимулирует деятельность предприятий, обеспечивающих рост производства, способствует созданию новых производств на базе передовых технологий, сохранению и созданию новых рабочих мест с достойной оплатой труда. Оказывает им государственную поддержку в реализации эффективных инвестиционных проектов.
2.13. На федеральном уровне добивается принятия мер по стабилизации и развитию экономики и социальной сферы области.
2.14. Совместно с федеральными органами власти разрабатывает комплекс мер по развитию инфраструктурных отраслей области (транспорт, связь), обеспечивающих привлекательность для иностранных инвесторов, привлечение передовых технологий, развитие внешнеэкономических связей.
2.15. В рамках утвержденной Стратегии социально-экономического развития Магаданской области разрабатывает и реализует государственные программы.
2.16. Обеспечивает опережающее развитие инфраструктуры в Магаданской области.
2.17. В пределах своей компетенции создает режим наибольшего благоприятствования и преференций, в том числе за счет предоставления налоговых льгот организациям, сохраняющим и создающим рабочие места с достойной оплатой труда, инвестирующим средства в строительство жилья, участвующим в укреплении материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.
2.18. Обеспечивает реализацию государственной политики в области жилищного строительства, обеспечивающей доступность жилья для граждан с различным уровнем доходов.
2.19. Принимает решения по выполнению целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации N 204 от 07 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Работодатели:
2.20. Проводят работу по реализации инновационных проектов, модернизации и реконструкции производства, обеспечивающих повышение его эффективности, выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг.
2.21. Один раз в год информируют трудовые коллективы о результатах финансово-хозяйственной деятельности, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Представляют органам исполнительной власти Магаданской области материалы для прогноза социально-экономического развития.
2.22. Осуществляют мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережения.
2.23. Используют возможные средства для формирования стабилизационных фондов организаций, направляя их средства на обеспечение роста объемов производства и создание дополнительных рабочих мест.
2.24. Реализуют меры, направленные на техническое перевооружение предприятий, поиск и привлечение инвесторов, увеличение объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям национальных стандартов.
2.25. Стремятся к недопущению банкротства организаций и роста безработицы.
2.26. Принимают участие в конкурсах инвестиционных проектов и на получение заказов на поставку продукции в рамках областных и муниципальных заказов.
2.27. Изучают потребительский спрос населения с целью увеличения выпуска на рынок товаров, качественных и доступных по цене широким слоям населения продукции.
2.28. Принимают меры по увеличению объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории Магаданской области.
2.29. Обеспечивают полное и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
2.30. Участвуют в решении социально значимых проблем области и осуществляют предпринимательскую деятельность, руководствуясь принципами социальной ответственности бизнеса. Содействуют развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
2.31. В рамках действующего законодательства привлекают в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей профсоюзной организации или представителей работников организации.
2.32. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам в соответствии с действующим законодательством о труде. Гарантируют уровень заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, к которому начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.
2.33. Предусматривают в коллективных договорах меры поощрения работников, участвующих в рационализаторской и изобретательской деятельности на предприятиях.
Профсоюзы:
2.34. Принимают участие в работе комиссий, рабочих групп Правительства Магаданской области и организаций по проблемам хозяйственно-экономической, производственной и социальной деятельности, вносят соответствующие предложения и добиваются их реализации.
2.35. Способствуют укреплению трудовой дисциплины и организации соревновательного движения в коллективах организаций за повышение производительности труда и эффективности производства.
2.36. Разрабатывают и вносят в органы государственной власти Магаданской области, Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально трудовых отношений (далее - областная трехсторонняя комиссия), работодателям, объединениям работодателей предложения, направленные на развитие производства, стабилизацию работы организаций, повышение уровня жизни населения Магаданской области.
2.37. Проводят в организациях работу по рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.
2.38. Выступают от имени работников инициаторами заключения отраслевых соглашений и коллективных договоров, осуществляют контроль за выполнением работодателями своих обязательств по коллективным договорам и соглашениям, способствуют формированию социального пакета организаций, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный производственный процесс.
2.39. Принимают меры по усилению социальной защиты работников в вопросах оплаты труда и охраны здоровья, сохранения занятости, реализации государственных социальных гарантий.
2.40. Принимают меры по созданию профсоюзных организаций в организациях малого и среднего предпринимательства с целью обеспечения социальной защиты работников через коллективно-договорные отношения.
2.41. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, а также при реорганизации, ликвидации или банкротстве организаций.
2.42. Представляют и защищают законные права и интересы членов профсоюзов в органах власти, объединениях работодателей, добиваются социальной направленности экономической политики, проводимой в Магаданской области по решению вопросов в сферах труда, занятости, формирования тарифов на оказываемые населению услуги и в других социально-экономических сферах, касающихся уровня жизни работников.
Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам соблюдения трудового и жилищного законодательства, социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения и другим отраслям законодательства.
2.43. Участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективных договоров и направлению их на уведомительную регистрацию в министерство труда и социальной политики Магаданской области.
2.44. Добиваются включения в коллективные договоры организаций одной отрасли равных прав, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создание условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
2.45. Совместно с Работодателями в заключаемых коллективных договорах и соглашениях предусматривают включение обязательств по таким важнейшим направлениям деятельности, как развитие производства, повышение эффективности и качества труда, регулирование заработной платы, соблюдение пенсионных прав, улучшение условий и охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в установленном порядке, разделов о социальных гарантиях для молодежи, обязательств по установлению доплат (надбавок) председателям первичных профсоюзных организаций за работу по социальной защите работников учреждений и организаций.
III. В сфере оплаты труда, доходов и уровня жизни населения
Стороны совместно:
3.1. Обеспечивают тесную связь уровня оплаты труда с квалификацией работников, сложностью, качеством, количеством и другими условиями труда.
3.2. Содействуют защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя, а также в случае неплатежеспособности организации.
3.3. Проводят согласованную политику по повышению уровня заработной платы, увеличению удельного веса заработной платы в общих доходах населения, уменьшению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Обеспечивают государственные гарантии по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш", от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других", от 11 апреля 2019 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова" и от 16 декабря 2019 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова".
3.4. Принимают меры для обеспечения своевременной выплаты текущей заработной платы, стипендий и пособий в организациях, независимо от форм собственности и источников финансирования.
3.5. Принимают меры по ликвидации и предупреждению задолженности по выплате заработной платы.
3.6. Обеспечивают выплату заработной платы работникам не реже чем каждые полмесяца.
3.7. Для целей настоящего Соглашения договорились считать в регионе минимальным уровнем оплаты труда работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), заработную плату не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, к которому начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.
3.8. Проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также у наемных работников в организациях всех форм собственности.
3.9. Стремятся к повышению реального содержания заработной платы путем ее ежегодной индексации исходя из роста потребительских цен на товары и услуги.
3.10. Рекомендуют работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, ежегодно индексировать заработную плату, а также предусматривать условия и порядок ее проведения в своих локальных нормативных актах, регулирующих вопросы оплаты труда, коллективных договорах
3.11. При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливать их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы.
3.12. Рекомендуют при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров устанавливать заработную плату в организациях внебюджетного сектора экономики, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, к которому начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.
3.13. Рассматривают на заседаниях Областной трехсторонней комиссии вопросы дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал в организациях с преобладающим государственным участием и вырабатывают конкретные предложения.
3.14. Добиваются сокращения разрыва между минимальной и средней заработной платой по отраслям и профессиям, между бюджетным и внебюджетным сектором экономики.
3.15. В рамках деятельности Областной трехсторонней комиссии ведут консультации по обеспечению опережающих темпов роста заработной платы по сравнению с уровнем инфляции.
3.16. Ведут работу по профилактике и предотвращению начисления и выплаты неофициальной заработной платы.
Правительство:
3.17. Обеспечивает сохранение установленных указами Президента Российской Федерации мероприятий по реализации государственной социальной политики в части показателей оплаты труда отдельных категорий работников. Проводит соответствующий мониторинг.
3.18. Осуществляет меры по совершенствованию систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов в соответствии с ежегодными Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, утверждаемыми решениям Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
3.19. Разрабатывает предложения о мерах, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы работников государственных и муниципальных организаций, органов исполнительной власти Магаданской области, органов местного самоуправления Магаданской области.
3.20. Определяет в полном объеме фонд оплаты труда для работников областных государственных учреждений, исходя из окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
3.21. Производит своевременно индексацию и выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. При формировании областного бюджета предусматривает расходы на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, в соответствии с действующим законодательством.
3.22. В рамках своих полномочий принимает меры, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области, в отношении руководителей организаций бюджетной сферы, нарушающих нормы трудового законодательства при установлении и выплате заработной платы.
3.23. Регулирует оплату труда руководителей областных государственных унитарных предприятий, областных государственных учреждений, а также предусматривает условия получения ими других выплат, финансируемых их областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
3.24. Утверждает отраслевые условия оплаты труда работников учреждений, финансируемых из областного бюджета, с учетом мнения Профсоюзов.
3.25. Организует работу Координационного совета по ликвидации задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений в хозяйствующих субъектах Магаданской области. Совместно со Сторонами разрабатывает механизм погашения задолженности по заработной плате в организациях любых форм собственности и меры по недопущению выплаты неофициальной заработной платы ("конвертной"), контролирует исполнение принятых решений.
3.26. Ежегодно определяет величину прожиточного минимума в Магаданской области в расчёте на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
3.27. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на снижение числа граждан области, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.
Работодатели:
3.28. Соблюдают сроки выплаты заработной платы, оплаты отпусков, выплат при увольнении, других выплат, причитающихся работнику. Не допускают выплату заработной платы в порядке, нарушающем действующее законодательство ("серые схемы").
3.29. Погашают задолженность за предыдущие периоды в соответствии с графиками, согласованными с выборными коллегиальными органами профсоюзных организаций, создают условия для предотвращения ее в дальнейшем.
3.30. Предпринимают исчерпывающие меры по выплате заработной платы, иных социальных выплат работникам. Не допускают просрочки этих выплат, в том числе после начала в организации процедуры банкротства.
3.31. Стремятся к обеспечению уровня средней заработной платы работников организаций внебюджетной сферы не ниже уровня среднемесячной заработной платы в целом по области.
3.32. Месячная заработная плата работника, работающего на территории Магаданской области, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, к которому начисляются районные коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, при условии, что указанным работником полностью отработана норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
3.33. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.
3.34. Не допускают фактов осуществления трудовой деятельности работниками без надлежащего оформления трудовых отношений, а также заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
3.35. Предоставляют Сторонам, по их обращению, информацию о величине средней заработной платы, в том числе по категориям работников, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по её погашению.
Профсоюзы:
3.36. Осуществляют профсоюзный контроль за:
- соблюдением работодателями и должностными лицами действующего законодательства по оплате труда, взаимодействуя с государственными контрольными и надзорными органами;
- своевременной выплатой заработной платы;
- выполнением условий коллективных договоров и соглашений, в том числе в условиях банкротства организаций.
3.37. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам защиты их социальных интересов и трудовых прав.
3.38. Участвуют в выявлении, предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в сфере оплаты труда.
3.39. Защищают права и интересы профсоюзных организаций, отдельных граждан - членов профсоюза, путем участия своих представителей в согласительных комиссиях, трудовых арбитражах, судебных заседаниях и в других инстанциях.
3.40. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений об увеличении реального содержания заработной платы.
3.41. Организуют обучение профактива по вопросам регулирования трудовых правоотношений, практики заключения коллективных договоров в организациях, разрешения коллективных трудовых споров.
3.42. Рассматривают заявления и обращения, трудящихся по вопросам оплаты труда, отчислений в государственные внебюджетные фонды и ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства.
IV. В сфере обеспечения занятости населения и развития рынка труда
Стороны совместно:
4.1. Создают условия эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям охраны труда.
4.2. Участвуют в разработке и реализации программ содействия занятости населения Магаданской области и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Магаданской области.
4.3. Выявляют потребность в кадрах и проводят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям.
4.4. Ведут прогнозирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах.
Проводят конкурсы профессионального мастерства в целях повышения престижа рабочих профессий, содействия повышению квалификации работников. Содействуют в проведении конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
4.5. Принимают совместные действия по сдерживанию роста безработицы.
4.6. Развивают практику стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций (учреждений) с целью их трудоустройства на постоянные рабочие места, способствуют временному трудоустройству студентов дневных отделений вузов, поддерживают движение трудовых отрядов (при их наличии).
Содействуют усилению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, обеспечению соответствия объемов и структуры подготовки рабочих кадров и специалистов потребностям рынка труда Магаданской области.
4.7. Обеспечивают создание рабочих мест для временной занятости несовершеннолетних граждан, оплату труда подростков в соответствии с трудовым законодательством. Участвуют в определении конкретных видов работ для подростков с учетом профессиональной ориентации.
4.8. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на территориальном уровне, участвуют в работе комиссий по вопросам занятости населения и развития рынка труда Магаданской области.
4.9. Координируют действия сторон настоящего Соглашения по вопросам организации, проведения и финансирования общественных работ.
4.10. Принимают все возможные меры по предотвращению массового увольнения работников.
О предпосылках массового увольнения работников в обязательном порядке информируются Стороны Соглашения.
4.11. При разработке отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров предусматривают меры по сохранению и созданию рабочих мест. Осуществляют меры, обеспечивающие участие объединения работодателей:
- в организации непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовке и переподготовке кадров с учетом приоритетов развития экономики;
- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению.
4.12. Не допускают в течение года увольнение по сокращению численности или штата работников - членов одной семьи.
4.13. Содействуют созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.
4.14. Принимают все необходимые действия для сокращения нелегальной и теневой занятости населения.
4.15. Создают условия для обеспечения трудовых прав и гарантий гражданам в возрасте 50 лет и старше, гражданам предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе не допускают дискриминацию в отношении таких граждан.
Правительство:
4.16. Обеспечивает проведение экспертизы проектов социально-экономических программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест;
4.17. Организует единую систему мониторинга и прогнозирования потребности в трудовых ресурсах в целях получения максимально полной и объективной информации об обеспеченности кадрами организаций области.
4.18. Размещает на информационных ресурсах сведения о состоянии рынка труда Магаданской области, наличии рабочих мест, возможности профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан.
4.19. Стимулирует участие бизнеса в модернизации профессионального образования и обучения, развитии системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовке и повышении квалификации за счет средств работодателей.
4.20. Разрабатывает и реализует меры, направленные на приоритетное использование местных трудовых ресурсов при заключении государственных (муниципальных) контрактов на выполнение различных видов работ (услуг), финансируемых за счет бюджетных источников.
4.21. Содействует созданию и сохранению рабочих мест при реализации государственных областных программ, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики области. Создает социально-экономические условия для уменьшения оттока квалифицированных кадров из области.
4.22. Предусматривает меры по трудоустройству высвобождаемых работников в связи с реорганизацией и ликвидацией бюджетных учреждений, рекомендует администрациям муниципальных образований Магаданской области принимать аналогичные меры.
4.23. Оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
4.24. Содействует трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, ищущих работу впервые.
4.25. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в первую очередь граждан, испытывающих трудности в поиске работы, организует проведение оплачиваемых общественных работ и временное трудоустройство безработных граждан в организации, к индивидуальным предпринимателям, расположенным на территории области.
4.26. Вносит предложения в областную Думу о налоговом стимулировании работодателей, создающих новые рабочие места на территории области.
4.27. Участвует в софинансировании федеральных целевых программ, способствующих развитию производства, созданию новых рабочих мест.
4.28. Участвует в организации и проведении ярмарок вакансий.
Обеспечивает трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с действующим законодательством и установленными квотами, участвует в профориентационной работе с обучающимися общеобразовательных учреждений.
4.29. Формирует предложение о привлечении иностранных работников в Магаданскую область с учетом потребностей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
Обобщает и рассматривает с участием Сторон на заседаниях межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Магаданской области информацию работодателей о потребности в привлечении иностранных работников.
В пределах своей компетенции осуществляет контроль за обоснованностью привлечения и использования иностранной рабочей силы в Магаданской области.
Работодатели:
4.30. Представляют органам службы занятости и соответствующему профсоюзному органу не менее чем за три месяца информацию о предстоящих массовых увольнениях работников, числе и категориях работников, которых может коснуться увольнение, и сроках, в течение которых их намечено осуществить. В случае угрозы массового увольнения работников принимают меры для снижения его уровня.
4.31. Разрабатывают и реализуют меры по стабилизации и расширению производства, предусматривающие боле рациональное использование трудовых ресурсов, создание новых эффективных рабочих мест, ликвидацию неполной занятости работников, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
4.32. Принимают меры по недопущению массового сокращения работников. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками совместно с профсоюзом и/или представительным органом работников разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма новых работников, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
4.33. Совместно с заинтересованными Сторонами разрабатывают меры, направленные на смягчение социальных последствий предстоящего увольнения.
4.34. Предоставляют увольняемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
Организуют подготовку и переподготовку кадров. Создают условия для повышения квалификации и профессионального мастерства работников всех профессий, прохождения ими независимой оценки квалификации
4.35. Осуществляют привлечение и использование труда иностранных работников в организациях Магаданской области только в случае невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет трудовых ресурсов Магаданской области, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников.
4.36. Обеспечивают преимущественное право трудоустройства работников, увольняемых из организаций-банкротов, в организации, создаваемые на базе их имущества.
4.37. Участвуют совместно со Сторонами в организации и проведении ярмарок вакансий.
4.38. Содействуют трудоустройству безработных молодых граждан из числа выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, ищущих работу впервые.
4.39. При наличии финансово-экономических возможностей рассматривают включение в коллективные договоры, мероприятий по:
- переподготовке высвобождаемых работников по востребованным специальностям (профессиям) за счет средств организации;
- предоставлению по просьбе работников, предупрежденных о предстоящем увольнении по ликвидации (сокращению численности или штата), оплачиваемого времени для поиска нового места работы (в течение одного дня в неделю или нескольких часов в день);
- обеспечению женщин, прервавших свою трудовую деятельность на срок более одного года в связи с беременностью, родами, уходом за детьми на обучение по программам повышения квалификации и получение другой специальности (профессии), в том числе, через органы службы занятости.
4.40. В коллективных договорах предусматривают, с учетом финансово-экономического положения работодателя, меры социальной поддержки и социального обеспечения выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования.
4.40. При заключении договоров по подготовке квалифицированных кадров в областных учреждениях среднего профессионального образования оказывают содействие в проведении производственной практики и стажировки. При организации производственной практики, если экономическое состояние работодателя позволяет, стремятся устанавливать студентам заработную плату.
Профсоюзы:
4.41. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением действующего законодательства в области занятости населения, предоставлением гарантий и компенсаций при высвобождении работников, по обращению работников проводят правовую оценку заключения срочных трудовых договоров.
4.42. Принимают меры по включению в соглашения, коллективные договоры следующих обязательств:
- по сохранению рабочих мест;
- по созданию необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышению квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;
- по заключению с работником ученических договоров;
- по созданию дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;
- по выработке системы мер по материальной поддержке высвобождаемых работников;
- по предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам.
4.43. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения муниципальных образований через своих представителей.
4.44. Вносят предложения о переносе сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников.
4.45. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им мер социальной поддержки, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
4.46. Представители первичной профсоюзной организации участвуют в собрании кредиторов организации-должника при проведении процедур банкротства.
4.47. Оказывают бесплатную правовую помощь членам профсоюза по вопросам занятости и труда.
V. В области условий и охраны труда, экологической безопасности
Стороны совместно:
5.1. Признают необходимость обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с решением задач по улучшению условий и охраны труда и организации мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и улучшение здоровья работающих.
5.2. Обеспечивают реализацию на территории Магаданской области государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Реализуют государственную программу "Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области", утвержденную постановлением Правительства Магаданской области от 22.07.2020 N 526-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области" (далее - государственная программа "Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области")
Содействуют внедрению и развитию эффективных систем управления охраной труда в организациях Магаданской области, в том числе через управление профессиональными рисками и применение принципов нулевого травматизма.
5.3. Через средства массовой информации информируют общественность о состоянии условий труда, уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, работающих в организациях на территории Магаданской области.
5.4. Осуществляют взаимодействие с органами государственного контроля (надзора) по вопросам соблюдения трудового, санитарного, природоохранного законодательства в организациях.
5.5. Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний в организациях и разрабатывают предложения по их предупреждению. Распространяют передовой опыт работы, организуют совместные научно-практические конференции, семинары, конкурсы, выставки эффективной работы по охране труда.
5.6. Разрабатывают проекты областных нормативных правовых актов в сфере экологической безопасности.
5.7. Обеспечивают разработку и размещение социальной рекламы по вопросам охраны труда, в том числе в средствах массовой информации.
5.8. Осуществляют реализацию федерального законодательства по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе активизируют деятельность работодателей в части использования средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.9. Обеспечивают:
- соблюдение законодательства по охране труда и повышение эффективности работы в этом направлении;
- проведение не реже одного раза в пять лет обязательных психиатрических освидетельствований работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности, в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- проведение дополнительной диспансеризации работников организаций;
- контроль состояния условий труда;
- бесплатную выдачу сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
- соблюдение технологических и производственных процессов в целях предупреждения промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
- охрану окружающей природной среды;
- оформление в необходимых случаях допуска на рабочие места представителей профсоюзных организаций в целях проведения независимой экспертизы условий труда, проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, проверки выполнения обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, за исключением рабочих мест с вредными условиями труда, допуск на которые осуществляется по правилам и с учетом ограничений, установленных нормативными актами и руководящими документами.
5.10. При подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по установлению социальной ответственности добывающих компаний в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения.
Правительство:
5.11. Осуществляет государственное управление охраной труда в Магаданской области.
5.12. Проводит государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в организациях, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5.13. Осуществляет финансовое обеспечение мероприятий по охране труда, в том числе работ по организации проведения специальной оценки условий труда в областных государственных учреждениях.
5.14. Обеспечивает реализацию государственной программы "Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области", определяет расходы на охрану труда за счет средств областного бюджета, контролирует исполнение программы.
5.15. Ведет мониторинг и анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разрабатывает предложения по их предупреждению.
5.16. Обеспечивает подготовку, направляет Сторонам и другим заинтересованным органам ежегодный доклад о состоянии условий и охраны труда работников в Магаданской области и принимаемых мерах по их улучшению.
5.17. Обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), органами местного самоуправления, объединениями работодателей, профсоюзов и их представительных органов.
5.18. Обеспечивает проведение специальной оценки условий труда в организациях, финансируемых из областного бюджета.
5.19. Координирует проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций всех форм собственности. Оказывает методическую и информационную помощь в области охраны труда организациям Магаданской области.
5.20. Оказывает содействие работодателям, профсоюзам, образовательным организациям Магаданской области в проведении курсов по охране труда.
5.21. В рамках своих полномочий стимулирует работодателей к внедрению в организациях современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты.
5.22. Принимают меры по реализации трудового законодательства, законодательства о промышленной и экологической безопасности.
5.23. Не допускает ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения без соответствующего заключения органов государственного строительного надзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора.
5.24. Формирует общественное мнение о необходимости соблюдения норм и правил охраны труда, санитарно-гигиенических и иных требований в процессе трудовой деятельности.
5.25. Способствует всестороннему соблюдению требований охраны труда и экологической безопасности при реализации инвестиционных проектов, получающих меры государственной (областной) поддержки или претендующих на ее получение.
5.26. Организовывает проведение ежегодного областного смотра-конкурса "Организация высокой культуры производства", ежегодного областного конкурса "Лучший специалист по охране труда", ежегодного областного конкурса детского рисунка "Охрана труда глазами детей", региональных этапов всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной ответственности" и Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
5.27. Разрабатывает комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизации производства.
5.28. При разработке проектов программ социально-экономического развития региона включает в них мероприятия по обеспечению требований охраны труда.
Работодатели:
5.29. Внедряют и совершенствуют системы управления охраной труда в организациях, основанные на концепции "нулевого травматизма".
Осуществляют комплекс мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков на основе специальной оценки условий труда, производственного контроля, анализа и оценки производственного травматизма, учета и анализа причин и обстоятельств событий, приводящих к микротравмам. Обеспечивают выполнение требований условий и охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.
5.30. Обеспечивают соблюдение нормативных правовых актов по охране труда. Укомплектовывают службы по охране труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.31. В установленном законодательством порядке создают в организациях комитеты (комиссии) по охране труда.
Обеспечивают необходимые условия для выполнения членами комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда их обязанностей по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда:
- обеспечивают нормативно-технической документацией, методической литературой;
- предоставляют оплачиваемое время (не мене 2 часов в неделю) для выполнения вышеуказанных общественных обязанностей;
- освобождают от работы с сохранением среднего заработка на период их обучения по вопросам охраны труда.
5.32. Своевременно осуществляют обучение по охране труда специалистов, ответственных за организацию работы по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда коллектива.
5.33. Проводят работу по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях.
5.34. Содействуют реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний. Обеспечивают своевременное выполнение планово-предупредительных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности производства, технологических процессов, рабочих мест, улучшение условий труда, экологии и санитарно-бытового обслуживания работников. Содействуют развитию системы послесменного отдыха работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая профилактику стресса на работе.
5.35. Включают представителей профсоюзных организаций, технических инспекций труда профсоюзов в состав комиссий: по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по проведению специальной оценки условий труда; по приемке в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных производственных объектов и объектов социальной инфраструктуры; по приемке детских оздоровительных лагерей, образовательных учреждений; в состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда на предприятии.
5.36. Обеспечивают обучение поступивших на работу лиц безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, проведение периодического обучения по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
5.37. Не допускают эксплуатацию неисправного оборудования, а также применение несертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты. Принимают меры по выводу из эксплуатации оборудования, производственных зданий и сооружений, угрожающих жизни и здоровью работников, приносящих вред окружающей среде, внедрению технологических процессов, исключающих воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.
5.38. Разрабатывают и реализуют мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков.
Обеспечивают включение в коллективные договоры мероприятий по охране труда, своевременное их финансирование в необходимом объеме, но не ниже 0,2% от суммы затрат на производство продукции (выполнения работ, предоставления услуг).
5.39. Организуют на производстве питание для работников по нормам, предусмотренным законодательством, коллективными договорами.
5.40. Возмещают вред, причиненный здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им своих трудовых обязанностей, сверх выплат, предусмотренных законодательством, на условиях, установленных коллективным договором.
5.41. Дополнительно возмещают расходы на погребение, помимо установленных законодательством, в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством, а также смерти инвалида труда, наступившей вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания, на условиях и в порядке, установленных коллективным договором.
5.42. Проводят анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.43. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности, санитарного законодательства, разработку и внедрение мероприятий по оздоровлению и улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на предприятиях, осуществляют сбор, хранение, переработку и обезвреживание производственных и бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством.
5.44. Обеспечивают своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, экологической безопасности.
5.45. Оказывают содействие в проведении дополнительной диспансеризации и иммунизации работников.
Профсоюзы:
5.46. Осуществляют контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда силами технической инспекции и уполномоченных лиц выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций.
5.47. Участвуют в подготовке и проведении совещаний, семинаров по охране труда и окружающей среды, в разработке и реализации мероприятий по улучшению охраны труда.
5.48. Формируют институт уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда в организациях на территории Магаданской области. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда. Реализуют функции общественного контроля за соблюдением норм и правил по охране труда.
5.49. Участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональные заболевания.
5.50. Взаимодействуют с государственными органами в работе по контролю за соблюдением правил и норм охраны труда, предоставлением гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.
5.51. Проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в организациях, расположенных на территории Магаданской области, и разрабатывают предложения по предупреждению. Принимают меры по повышению информированности работников об условиях и охране труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в организациях в Магаданской области.
5.52. Содействуют работодателям и их представителям в создании в организациях здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил охраны труда.
VI. Социальные гарантии
Стороны совместно:
6.1. Разрабатывают и реализуют систему дополнительных мер по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан, направленную на защиту жителей Магаданской области от социальных рисков, на повышение уровня жизни населения в регионе.
6.2. Проводят согласованную политику по улучшению социальных условий жизни работников и членов их семей, соблюдению пенсионных прав работающих граждан в Магаданской области, осуществляют меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения, обеспечению охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязательствами.
6.3. Содействуют решению демографических проблем путем снижения смертности, увеличения рождаемости, регулирования миграционных процессов в пределах своих полномочий, совершенствуют механизм государственной молодежной политики, включая оказание молодым семьям помощи в решении жилищных проблемы.
6.4. Проводят согласованную политику в области развития культуры, здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов. В рамках своей компетенции принимают меры по недопущению закрытия, перепрофилирования, продажи под иные цели социальных объектов, осуществляющих образовательную, физкультурно-оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых жителей Магаданской области.
6.5. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за уровнем следующих социальных индикаторов:
- рост реальных располагаемых денежных доходов, заработной платы и пенсии;
- снижение уровня безработицы;
- рост объема валового регионального продукта на душу населения.
6.6. Сохраняют и укрепляют систему санаторно-курортного лечения. Содействуют сохранению и увеличению финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и проведение оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей за счет средств областного бюджета и Работодателей.
6.7. В пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению отдыха детей и подростков в период летних каникул, в первую очередь детей из семей, особо нуждающихся в социальной поддержке. Способствуют созданию условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6.8. Проводят консультации по осуществлению мероприятий адресной социальной поддержке групп населения с низкими доходами.
6.9. Осуществляют работы по пропаганде здорового образа жизни. Способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, конкурсов-смотров).
Содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья работников на рабочем месте, принимают меры по профилактике социально значимых заболеваний.
6.10. Принимают участие в реализации приоритетных национальных проектов по обеспечению работников доступным жильем, в том числе молодых специалистов, в федеральных целевых социальных программах, в том числе по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, молодых семей.
6.11. С учетом действующего законодательства и экономического положения разрабатывают меры, направленные на развитие профориентации молодежи и повышение престижа рабочих профессий. Содействуют профессиональному переобучению граждан предпенсионного возраста.
6.12. Создают условия для совмещения профессиональных и семейных функций работниками, имеющими детей, а также для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; обеспечивают их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда Магаданской области.
6.13. Проводят консультации:
- по улучшению условий обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами жителей Магаданской области;
- по совершенствованию механизма социальной поддержки, в том числе финансовой и иной поддержке граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг.
6.14. Разрабатывают и реализуют меры по обеспечению транспортной доступности жителей Магаданской области в другие регионы Российской Федерации.
6.15. Разрабатываю систему мер, стимулирующих трудовую деятельность граждан, в первую очередь молодежи, в Магаданской области.
Правительство:
6.16. Обеспечивают реализацию законов социальной направленности, государственные и ведомственные целевые программы. Рассматривает возможность увеличения их финансирования в случае увеличении доходов областного бюджета.
6.17. Разрабатывает, с учетом мнения Профсоюза, и реализует государственные социальные программы по поддержке малообеспеченной части населения, молодежи, инвалидов и других категорий граждан, в рамках своих полномочий, сохраняя при этом уровень финансирования не ниже достигнутого.
6.18. Осуществляет финансовое обеспечение государственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, спорта, обеспечивающее сохранение объемов и качества бесплатно предоставляемых услуг данными учреждениями.
6.19. Осуществляет мероприятия по оздоровлению работников областных государственных учреждений в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.
6.20. Принимает меры по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
6.21. Создает условия, направленные на формирование здорового образа жизни и охрану здоровья среди детей, молодежи Магаданской области, проводит работу, направленную на профилактику злоупотребления алкоголем и употребления наркотических средств.
6.22. Предусматривает ежегодное финансирование для проведения спортивно-массовых мероприятий для всех категорий населения Магаданской области.
6.23. Оказывает содействие развитию физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.
6.24. Сохраняет на уровне не ниже предыдущего года объемы финансирования летней оздоровительной кампании. Реализует в установленном порядке меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях).
6.25. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин.
6.26. Индексирует ежемесячные денежные выплаты неработающим старожилам Магаданской области в соответствии с Законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6.27. С учетом решений ФАС России и в пределах своих полномочий производит изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги не чаще одного раза в год, проверяя обоснованность установления тарифов. Не допускает увеличения доли расходов граждан по оплате содержания, ремонта, найма жилья и коммунальных услуг выше уровня соответствующего федерального стандарта.
6.28. В соответствии с действующим законодательством обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, включая специалистов, работающих в сельской местности.
6.29. Рассматривает возможность установления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при посещении детьми детских спортивно-оздоровительных лагерей, находящихся в ведении Магаданской области.
6.30. Организует оздоровление и летний отдых детей и подростков, в том числе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в загородных оздоровительных лагерях, на детских площадках при общеобразовательных учреждениях, подростковых клубах и центрах социального обслуживания населения.
6.31. Предлагаемые Сторонами редакции пункта в протоколе разногласий к настоящему Соглашению (прилагается).
Работодатели:
6.32. Совместно с соответствующими выборными коллегиальными органами профсоюзных организаций, иными представительными органами работников рассматривают включение в коллективные договоры и соглашения положений, устанавливающих дополнительные социальные гарантии и компенсационные выплаты: на организацию отдыха детей и подростков во время школьных каникул, санаторно-курортное лечение работников, приобретение новогодних подарков для детей работников; полную или частичную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях, оказание поддержки пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям, инвалидам.
6.33. Реализуют права работников организаций, расположенных на территории Магаданской области, на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
6.34. Способствуют повышению уровня пенсионного обеспечения работников путем развития дополнительного негосударственного пенсионного страхования.
Содействуют функционированию в организациях комиссии по пенсионным вопросам.
6.35. Содействуют организации физкультурно-спортивной, культурно-массовой работы, осуществляют отчисления профсоюзной организации денежных средств из внебюджетных источников на ее проведение в порядке и на условиях, установленных коллективными договорами и соглашениями.
6.36. С учетом финансовой возможности рассматривают вопрос о включении в коллективные договоры обязательств по выделению денежных средств, за счет прибыли организации, на строительство и/или приобретение жилья работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
6.37. Разрабатывают и реализуют меры по закреплению молодых специалистов в организациях, поддержке молодежных инициатив.
6.38. Заключают с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования договоры о подготовке молодых рабочих и специалистов, проведении производственной практики обучающихся и стажировке преподавателей.
6.39. Организуют работу с молодежью. Решение вопросов по молодежным проблемам производятся с учетом мнения соответствующих комиссий профсоюзных организаций.
6.40. Рассматривают возможности выступать гарантами при предоставлении банками и другими кредитными учреждениями долгосрочных кредитов (ссуд) молодым специалистам в возрасте до 35 лет, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере.
6.41. При наличии финансовых возможностей рассматривают включение в коллективные договоры условий о выделении денежных средств для работы с молодежью, в том числе выплату молодым специалистам в возрасте до 35 лет, поступившим на работу в организации внебюджетной сферы и расположенные в сельской местности Магаданской области, единовременного пособия на хозяйственное обустройство.
Профсоюзы:
6.42. Участвуют на паритетных началах в управлении государственными внебюджетными фондами, формируемыми за счет страховых взносов.
6.43. Осуществляют профсоюзный контроль за своевременным и полным перечислением работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расходованием средств социального страхования.
6.44. Организуют реализацию санаторно-курортных путевок для членов профсоюзов и членов их семей по специальной (льготной) цене в учреждениях "Профкурорта".
6.45. Добиваются включения в коллективные договоры и реализации положений, предусматривающих дополнительные социальные льготы и компенсации работникам, неработающим пенсионерам, ветеранам труда, инвалидам, многодетным и неполным семьям, молодежи, совмещающим работу с обучением.
6.46. Совместно с работодателями организуют физкультурно-спортивную, культурно-массовую и оздоровительную работу, пропаганду здорового образа жизни, предоставляют работодателю информацию о расходовании средств организации, выделяемых на эти цели. Порядок и условия проведения данной работы определяются в коллективных договорах организации.
6.47. Участвуют в разработке и реализации основных направлений социальной политики Магаданской области и создаваемых на их основе целевых социальных программ.
6.48. Через отраслевые соглашения и коллективные договоры добиваются выделения организациями (работодателями) необходимых средств на оздоровление детей, медицинское обслуживание, организацию культурно-массовой работы и спорта. Контролируют расходование этих средств.
Работодатели и Профсоюзы:
6.49. Применяют различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности профсоюзной организации, создают кадровый резерв.
6.50. Организуют обучение членов молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных работников.
6.51. Участвуют в создании и развитии в организациях института наставничества и производственных практик.
6.52. Совместно осуществляют контроль за предоставлением установленных законодательством льгот и гарантий для молодежи.
6.53. Совместно организуют спортивные и культурно-массовые мероприятия.
VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения
Стороны совместно:
7.1. Проводят трехсторонние консультации по вопросам:
- разработки и реализации основных направлений социально-экономической политики;
- принятия проектов областных законов и нормативных правовых актов в сфере труда, занятости и уровня жизни населения Магаданской области, социального обеспечения, охраны труда и другим вопросам в сфере социально-трудовых отношений.
7.2. Обеспечивают эффективную работу Областной трехсторонней комиссии руководствуясь принципами социального партнерства в соответствии с действующим законодательством. Принимают все меры, направленные на соблюдение данных принципов органами исполнительной власти Магаданской области, профессиональными союзами и работодателями.
7.3. Содействуют развитию социального партнерства на всех уровнях, заключению региональных отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
7.4. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров, принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном действующим законодательством.
7.5. В случае возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) Стороны обязуются строго соблюдать установленный законодательством порядок рассмотрения в соответствии с действующим законодательством.
7.6. Бесплатно предоставляют друг другу, не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса, имеющуюся у них информацию, материалы проверок (ревизий) необходимые для решения вопросов настоящего Соглашения, в том числе по вопросам заработной платы и уровня жизни населения, охраны и условий труда, занятости, обеспеченности жильем, обеспечения социальных гарантий, жилищно-коммунального хозяйства, банкротства организаций - должников, соблюдения трудового законодательства, использования средств государственных внебюджетных фондов.
7.7. Содействуют организационному укреплению Сторон социального партнерства, расширению охвата системой социального партнерства основной части хозяйствующих субъектов и распространению прямого действия на них данного Соглашения.
7.8. Проводят согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в организациях с иностранным или смешанным капиталом, работу по вовлечению российских сетевых и транснациональных компаний в систему социального партнерства.
7.9. Взаимно обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в настоящее Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
7.10. Проводят консультации по вопросам введения в правоприменение понятия "мотивированного отказа от присоединения к отраслевому соглашению", определив его критерии.
7.11. Готовят предложения по совершенствованию механизмов контроля выполнения соглашений и коллективных договоров.
Правительство:
7.12. Обобщает информацию о качестве и уровне жизни населения Магаданской области по согласованному Сторонами перечню показателей согласно Приложению, к настоящему Соглашению и ежегодно представляет Областной трехсторонней комиссии информацию по показателям одновременно с подведением итогов по выполнению Соглашения. Результаты размещает в региональной информационной системе "Открытый регион" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.49gov.ru/).
7.13. Обеспечивает участие представителей Сторон в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов социальной направленности, в работе комиссий, рабочих групп, образованных для рассмотрения социально значимых вопросов.
7.14. Органы исполнительной власти Магаданской области принимают нормативные правовые акты по вопросам трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, с учетом мнения соответствующих профсоюзов и объединений работодателей.
7.15. Представляет на рассмотрение Областной трехсторонней комиссии проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Магаданской области в сфере труда, программ социально-экономического развития территории.
Работодатели:
7.16. Принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, по согласованию (с учетом мнения) с представительным органом работников в соответствии с действующим законодательством.
Порядок согласования определяется сторонами социального партнерства на локальном уровне (в коллективных договорах, локальных нормативных актах и др.)
7.17. Содействуют инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов.
7.18. Предоставляют профсоюзным комитетам информацию по вопросам, включенным в коллективный договор и затрагивающим интересы работников.
Профсоюзы:
7.19. Инициируют заключение коллективных договоров и соглашений.
Добиваются заключение коллективных договоров в каждой организации, имеющей первичную профсоюзную организацию.
7.20. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства в трудовых отношениях.
VIII. Гарантии профсоюзной деятельности
Стороны договорились:
8.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности.
8.2. На работников, освобожденных от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), распространяются все льготы, гарантии и компенсации, действующие у работодателя. Финансовое обеспечение данных гарантий, льгот и компенсаций осуществляется за счет средств работодателя. Порядок и условия их предоставления определяются коллективным договором и/или отраслевым соглашением.
8.3. Должностные лица, виновные в нарушении прав профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работодатели:
8.4. Не препятствуют вступлению работников организаций в профсоюз, обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций.
8.5. На безвозмездной основе предоставляют выборным профсоюзным органам организации (для обеспечения их деятельности в интересах работников) оборудованные помещения, средства связи, транспортные средства.
8.6. Содействуют деятельности выборных профсоюзных органов в организациях любой организационно-правовой формы.
8.7. В случаях, предусмотренных коллективными договорами, перечисляют на расчетные счета первичных профсоюзных организаций денежные средства для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы в размере не менее 0,2% фонда оплаты труда.
8.8. Производят перечисление членских взносов на счета профсоюзной организации в случае банкротства организации.
8.9. Обеспечивают участие членов профсоюза в качестве делегатов конференций, семинаров, совещаний, других мероприятий, созываемых профсоюзами, а также в работе выборных органов организации. Порядок и условия освобождения от работы, порядок оплаты времени их участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором.
8.10. Гарантируют при смене собственника организации или ее реорганизации осуществление полномочий выборного профсоюзного органа до его переизбрания. Продолжение полномочий подтверждается протоколом собрания (конференции) трудового коллектива.
8.11. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.
По письменным заявлениям работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно безвозмездно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников (т.н. "взносы солидарности").
Работодатель не имеет права задерживать перечисление средств, указанных в настоящем пункте.
IX. Контроль выполнения и ответственность сторон за выполнение принятых обязательств
9.1. Отношения Сторон в процессе реализации настоящего Соглашения регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Стороны договорились, что:
9.2. Разрабатывают и утверждают планы мероприятий по выполнению Соглашения.
9.3. Решения, принятые Областной трехсторонней комиссией в пределах своей компетенции, являются обязательными для исполнения Сторонами, подписавшими Соглашение.
9.4. Областная трехсторонняя комиссия подводит итоги выполнения Соглашения ежегодно, информирует о результатах Стороны, размещает материалы на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9.5. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами.
9.6. Для осуществления контроля за выполнением настоящего Соглашения и предоставления взаимной информации Стороны назначают ответственных лиц.
9.7. В течение срока действия соглашения Стороны принимают меры по урегулированию трудовых конфликтов и разногласий между работниками и работодателями.
9.8. По всем вопросам, связанным с выполнением условий Соглашения, Стороны вправе обратиться в областную трехстороннюю комиссию.
9.9. Работодатели обязаны по запросу представителей работников предоставлять полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
9.10. Ответственность за уклонение от участия в переговорах по заключению и действию настоящего Соглашения, внесению изменений и дополнений в действующее Соглашение и (или) нарушение сроков проведения переговоров, необеспечение работы Областной трехсторонней комиссии установлена положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
9.11. При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным Сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.
9.12. Продолжить консультации по неурегулированному вопросу (протокол разногласий к настоящему Соглашению).
X. Заключительные положения
10.1. Настоящее Соглашение заключено на три года. вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 23 мая 2021 года.
Совершено в г. Магадане "16" июля 2021 года в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу для каждой из Сторон.
10.2. В течение 10 дней после подписания настоящего Соглашения Правительство обеспечивает его опубликование в средствах массовой информации (в газете "Магаданская правда") и размещает в региональной информационной системе "Открытый регион" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.49gov.ru/). Выпускает данное Соглашение в форме брошюры. Органом, ответственным за выполнение настоящего пункта считать министерство труда и социальной политики Магаданской области.
10.3. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до своих организаций и органов в течение 1 месяца со дня его подписания.
10.4. Стороны принимают на себя обязательства соблюдать все условия настоящего Соглашения и нести предусмотренную действующим законодательством ответственность за нарушение и невыполнение его положений.
10.5. Прекращение членства в "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства.
10.6. Споры, возникающие между Сторонами в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем взаимных консультаций и переговоров.
10.8. Стороны обязуются начать переговоры по заключению нового трехстороннего Соглашения в первом полугодии 2024 года.
Протокол разногласий
Сторон к Соглашению на 2021 - 2024 годы между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Правительством Магаданской области
В ходе коллективных переговоров по подготовке проекта Соглашения на 2021 - 2024 годы между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Правительством Магаданской области не было достигнуто согласие по следующему вопросу (пункту 6.31 Соглашения):
N п/п |
Редакция, предложенная Магаданским областным союзом организаций профсоюзов |
Редакция, предложенная Правительством Магаданской области и поддержанная "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" |
Сохраняет ранее действовавшую систему оздоровления взрослого населения путем организации лечения и отдыха в санатории "Талая" с учетом изменения организационно-правовой формы собственности санатория". |
Участвует в организации санаторно-курортного лечения населения Магаданской области на базе бывшего ГАУЗ "Магаданский областной санаторий "Талая" в пределах расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году. |
Магаданский областной союз |
Н.И. Махонькин |
Правительство |
С.К. Носов |
"Некоммерческая организация |
С.А. Юпатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение на 2024 - 2027 годы между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Правительством Магаданской области (утв. решением Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 16 июля 2021 г., протокол N 3)
Вступает в силу с 16 июля 2021 г., распространяется на правоотношения, возникшие с 23 мая 2021 г. и действует до 22 мая 2027 г.
Соглашение является правовым актом и распространяет свое действие на органы исполнительной власти Магаданской области, профсоюзные организации, входящие в Магаданский областной союз организаций профсоюзов, работодателей, входящих в "Некоммерческую организацию "Региональное объединение работодателей Магаданской области", а также работодателей, не входящих в это объединение, но делегировавших ему полномочия от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение, либо присоединившихся к Соглашению после его заключения
Текст Соглашения опубликован в сетевом издании областного государственного автономного учреждения "Издательский дом "Магаданская правда" (https://magadanpravda.ru/) 28 июля 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение от 21 июня 2024 г.
Изменения вступают в силу с 21 июня 2024 г.