Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 218923-3 "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект закона доработан с учетом замечаний профильного Комитета Государственной Думы. Все высказанные замечания и предложения учтены в новой редакции проекта закона.
Следует отметить, что широкое распространение курения и отсутствие четких тенденций к снижению числа курящих требуют принятия дополнительных безотлагательных мер, направленных на предупреждение начала курения и его прекращение. Общеизвестно, что курение начинается именно в образовательных учреждениях, где происходит не просто приобщение к курению, а вырабатывается и закрепляется подобная вредная привычка молодого человека.
В результате, в России в настоящее время курит около половины мужчин и каждая десятая женщина; распространенность регулярно курящих колеблется от 46,2% до 53,4% среди мужчин и от 2,7% до 12,2% среди женщин. В настоящее время проблема курения особенно обострилась в образовательных организациях. К 11 классу школы уже курит около половины школьников.
Если заболеваемость раком легких в России, вызванная курением, выросла на 63% за последние 10 лет, то серьезную опасность представляет "пассивное курение", которое на 34% увеличивает риск возникновения рака легкого и на 50% - сосудистой патологии.
Особую опасность представляет тот факт, что приучение к курению в молодом возрасте может вызвать последующую потребность в употреблении наркотиков.
К сожалению, Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает мер по привлечению к административной ответственности за нарушение действующего законодательства.
Поэтому введение статьи 6.15 "Курение на территории и в помещениях образовательных организаций в не установленных для курения местах" в Кодекс об административных правонарушениях позволит в какой-то степени оградить молодежь от этой вредной привычки и сберечь молодой организм от различного рода заболеваний и приобщения к употреблению наркотиков.
Введение этой статьи не сужает перечень мест, где курение табака является противоправным действием, поскольку административная ответственность наступает в данном случае лишь за курение в не установленных местах на территории и в помещениях образовательных организаций.
Что касается других мест, где запрещается курение, перечисленных в статье 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ, то Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за нарушение положений этого закона.
Поэтому в целях борьбы с курением и, как следствие, "пассивным курением" необходимо ввести запрет на курение на территории и в помещениях образовательных организаций.
Согласно требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом изложенного, представляется возможным запрещение федеральным законом курения в образовательных организациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.