Решение Калининградского областного суда от 12 марта 2021 г. N 3а-101/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Л.М.М. к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании пунктов 5620, 5621 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, утвержденного приказом от 26 декабря 2019 года N 204; пунктов 1533, 1534 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, утвержденного приказом от 16 декабря 2020 года N 177, установил:
Л.М.М. обратился в суд 5 февраля 2021 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что с 23 октября 2012 года он является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N площадью соответственно 143,5 кв. м и 88,1 кв. м, расположенных по ул. Соммера, N - ул. Пролетарской, N в г. Калининграде.
Данные нежилые помещения включены в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 годы, утвержденные приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, от 26 декабря 2019 года N 204 (пункты 5620, 5621) и от 16 декабря 2020 года N 177 (пункты 1534, 1533).
По мнению административного истца, нежилые помещения с кадастровыми номерами N не обладают признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ, поскольку названные объекты предназначены для использования под склад, а офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания фактически не размещены в этих нежилых помещениях.
В судебном заседании представитель Л.М.М. - Т.Р.В. заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в настоящее судебное заседание не явился, подал ходатайство об отложении судебного заседания для рассмотрения сторонами вопроса об использовании примирительной процедуры в порядке статьи 137.2 КАС РФ.
Такое ходатайство оставлено судом без удовлетворения, поскольку на основании части 12 статьи 213 КАС РФ соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено, а иных оснований для отложения разбирательства дела суд не усматривает.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьями 15, 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют, в частности, налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ.
Собственники объектов, перечисленных в пункте 1 статьи 401 НК РФ, в том числе нежилых помещений, в силу статей 400, 401 НК РФ признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Решением городского совета депутатов Калининграда от 25 ноября 2015 года N 362 "Об установлении на территории городского округа "Город Калининград" налога на имущество физических лиц" установлены, в частности, налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в налоговых периодах 2020 и последующие годы в следующих размерах:
- 1,0% в 2020 году, 1,5% в 2021 году, 2,0% в 2022 году и последующие годы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3.4);
- 0,5% в 2019 году и последующие годы в отношении прочих объектов налогообложения (пункт 3.5).
Из материалов дела следует, что Л.М.М. с 2012 года является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, которые включены в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 годы, сформированные Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Л.М.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц, при этом увеличение налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц непосредственно обусловлено включением принадлежащих налогоплательщику объектов в названные Перечни.
Отсюда следует, что Л.М.М. является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и, следовательно, обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Под пунктами 5620, 5621 в данный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами N.
Приказ от 26 декабря 2019 года N 204 размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Названные объекты включены в данный Перечень под пунктами 1533, 1534.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Названные Перечни вступили в силу с 1-го числа очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
В то же время, Перечни в оспариваемой части не соответствуют подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и аналогичному по содержанию пункту 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций".
Так, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 5 этой же статьи определено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту БТИ, в том числе экспликации внутренних помещений, встроенные помещения подвала площадью 166,6 кв. м в многоквартирном жилом доме N по ул. Пролетарской - N по ул. Соммера в г. Калининграде (литер XIХ из литеры I) предназначены для размещения складов (л.д. 17-23).
Вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 10 ноября 2011 года за Л.М.М. признано право собственности на реконструированное нежилое помещение общей площадью 231,6 кв. м (л.д. 13-16).
В июне 2012 года на кадастровый учет были поставлены два самостоятельных объекта: нежилые помещения общей площадью 143,5 кв. м и 88,1 кв. м (л.д. 9-12).
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в октябре 2012 года зарегистрировано право собственности Л.М.М. на нежилые помещения с кадастровыми номерами N площадью соответственно 143,5 кв. м и 88,1 кв. м (л.д. 7-8).
Многоквартирный жилой дом с указанными встроенно-пристроенными нежилыми помещениями расположен на земельном участке с кадастровым номером N из состава земель населенный пунктов, разрешенное использование - под существующий многоквартирный жилой дом, для многоквартирной застройки.
До включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N в Перечни их фактическое обследование не проводилось.
В ходе производства по настоящему административному делу 9 марта 2021 года проведено фактическое обследование указанных нежилых помещений, в ходе которого установлено, что данные помещения фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Это обстоятельство подтверждено письменным обращением Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 10 марта 2021 года к Л.М.М. об урегулировании спорного вопроса путем заключения соглашения о примирении сторон.
Таким образом, нежилые помещения с кадастровыми номерами N не отвечают ни одному из признаков, приведенных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и аналогичном по содержанию подпункте 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций".
На основании пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку по своему содержанию Перечни в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, административные исковые требования Л.М.М. подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой Перечни в оспариваемой части должны быть признаны не подлежащими применению, суд с учетом приведенных положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ полагает необходимым признать Перечни не подлежащими применению с даты начала их применения для целей налогообложения, то есть Перечень, утвержденный приказом от 26 декабря 2019 года N 204, - с 1 января 2020 года, Перечень, утвержденный приказом от 16 декабря 2020 года N 177, - с 1 января 2021 года.
По мнению суда, признание оспариваемых норм не подлежащими применению с момента вступления в законную силу настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Л.М.М. - удовлетворить.
Признать незаконными и не подлежащими применению с 1 января 2020 года пункты 5620, 5621 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204.
Признать не действующими и не подлежащими применению с 1 января 2021 года пункты 1533, 1534 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 12 марта 2021 г. N 3а-101/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании