Письмо Комитета Совета Федерации по социальной политике
от 7 августа 2004 г. N 3.13-06/859
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии с выпиской из протокола N 33 заседания Совета Государственной Думы 22.06.2004 рассмотрел проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
По доходам бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), утвержденный Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", исполнен в сумме 137 249,8 млн. рублей, что составляет 102,0% к бюджетным назначениям. Налоговые доходы составили 108 050,2 млн. рублей (103,8% к бюджетным назначениям), в том числе:
единый социальный налог - 106 325,9 млн. рублей (103,6% к бюджетным назначениям). При этом, по данным Счетной палаты Российской Федерации, задолженность налогоплательщиков по зачисляемому в бюджет Фонда единому социальному налогу за 2003 год увеличилась на 1 039,3 млн. рублей или на 36,6% и на 1 января 2004 года составила 3882,5 млн. рублей. Комитет отмечает, что темпы роста задолженности по единому социальному налогу увеличились по сравнению с 2002 годом на 4,7 процентных пункта;
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 877,6 млн. рублей (360,7% от бюджетных назначений), в том числе единый минимальный налог - 47 млн. рублей (поступления не были предусмотрены бюджетом);
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 784,6 млн. рублей (67,1% от бюджетных назначений);
единый сельскохозяйственный налог - 62,1 млн. рублей (64,7% от бюджетных назначений);
недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации - 1 194,5 млн. рублей (75,7% от бюджетных назначений).
Комитет отмечает низкий уровень планирования налоговых доходов Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе уплачиваемых по специальным налоговым режимам. Фактический объем фонда оплаты труда составил 3258,0 млрд. рублей, против принятого для расчетов поступлений единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации в объеме 3190,0 млрд. рублей, что обусловило рост поступлений этого налога. Что касается мобилизации просроченной задолженности, поступления пеней и штрафов, то при планировании этого показателя, по мнению Комитета, необходимо исходить не от достигнутого уровня предыдущего года, а учитывать сроки образования этой задолженности - до 01.01.2001.
Неналоговые доходы составили 27 105,8 млн. рублей (97,2% от бюджетных назначений), в том числе:
поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций - 707,4 млн. рублей (73,1% от бюджетных назначений), из них прибыль в сумме 345,3 млн. рублей получена от операций с ценными бумагами и размещения средств обязательного социального страхования в банковских вкладах (депозитах);
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы - 24 013,4 млн. рублей (89,4% от бюджетных назначений). По данным Счетной палаты Российской Федерации, просроченная задолженность по страховым взносам за 2003 год возросла на 462,9 млн. рублей и составила 6459,9 млн. рублей. Среднеотраслевой страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил 0,72% при запланированном 0,98%. Комитет считает необходимым проанализировать практику применения правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска и повысить качество актуарного обоснования страховых тарифов;
капитализированные платежи поступили в сумме 2 385,0 млн. рублей (4770,0% от бюджетных назначений), в том числе 1349,4 млн. рублей - средства, имевшиеся в 2002 году и учитываемые на балансовом счете "Средства целевого назначения".
Безвозмездные перечисления составили 899,3 млн. рублей (96,7% от бюджетных назначений).
Расходы Фонда в 2003 году составили 136 161,4 млн. рублей (95,1% от бюджетных назначений). Основной вид расходов - расходы на социальное страхование - 129 478,6 млн. рублей (95,3% от бюджетных назначений), в том числе:
пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию - 69844,9 млн. рублей (96,0% от бюджетных назначений);
пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1020,6 млн. рублей (88,4% от бюджетных назначений).
По данным Счетной палаты Российской Федерации, одним из факторов экономии на данных выплатах является сокращение оплаченных дней временной нетрудоспособности по сравнению с 2002 годом на 12,5 млн. дней.
Выплачены пособия:
по беременности и родам - 10683,4 млн. рублей (101,6% от бюджетных назначений);
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 5689,2 млн. рублей (107,2% от бюджетных назначений);
при рождении ребенка - 6582,9 млн. рублей (112,6% от бюджетных назначений).
По страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний произведены:
единовременные страховые выплаты - на сумму 412,2 млн. рублей (78,4% от бюджетных назначений);
ежемесячные страховые выплаты - на сумму 18223,5 млн. рублей (88,8% от бюджетных назначений).
На медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию израсходовано 2761,1 млн. рублей (72% от бюджетных назначений).
Комитет отмечает, что санаторно-курортное лечение профинансировано за счет средств Фонда только на 61,1% (1077,0 млн. рублей), частичное содержание детско-юношеских спортивных школ - на 78,5% (745,5 млн. рублей).
На оздоровление детей было направлено 11485,3 млн. рублей (99% от бюджетных назначений), в том числе 130,6 млн. рублей израсходовано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 N 169 на оздоровление детей, проживающих в Чеченской Республике. Учитывая уменьшение доходов Фонда в 2005 году в связи со снижением эффективной ставки единого социального налога, Комитет считает целесообразным возместить Фонду указанную сумму за счет средств федерального бюджета. Кроме того, 50 млн. рублей были направлены на погашение задолженности за 1999-2002 годы по выплатам единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам Чеченской Республики.
Расходы на функционирование Фонда составили 3696,8 млн. рублей (84,8% от бюджетных назначений). По заключению Счетной палаты Российской Федерации, Фонд финансировал в течение 2003 года содержание Центрального отраслевого отделения железнодорожников и транспортных строителей в сумме 2,4 млн. рублей и аппарата Центрального отраслевого отделения трудящихся горно-металлургической промышленности в сумме 0,4 млн. рублей, которые в соответствии с приказом Фонда от 21.04.1999 N 62 должны быть ликвидированы, что является нецелевым использованием средств.
Объемы незавершенного строительства за 2003 год возросли на 90,3 млн. рублей и на 01.01.2004 составили 524,7 млн. рублей.
Комитет отмечает рост задолженности Фонда перед страхователями, которая за 2003 год возросла на 576,2 млн. рублей и составила 12702,3 млн. рублей.
По заключению Счетной палаты Российской Федерации структура представленного законопроекта в части перечня источников формирования доходов и направлений расходования средств Фонда в целом соответствует Федеральному закону "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год". Учитывая отмеченные недостатки, Комитет считает возможным принять данный законопроект к сведению.
Член Совета Федерации, |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета Совета Федерации по социальной политике от 7 августа 2004 г. N 3.13-06/859
Текст письма официально опубликован не был