Заключение Комитета по труду и социальной политике
Федерального Собрания Государственной Думы РФ от 14 октября 2004 г. N 3.2-23/5
по проекту федерального закона N 60111-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год" (внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 60111-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен по доходам в сумме 137,25 млрд. рублей или 102,0% от утвержденных показателей, по расходам в размере 136,16 млрд. рублей или 95,1% от утвержденных показателей, и с превышением доходов над расходами в 1,09 млрд. рублей. Остатки средств Фонда на конец года увеличились и составили 16,02 млрд. рублей.
Доходы бюджета Фонда составили 137,25 млрд. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 106,32 млрд. рублей или 103,6% от утвержденных показателей. При формировании бюджета Фонда на 2003 год имело место занижение фонда оплаты труда, что привело к увеличению поступлений единого социального налога на 3,7 млрд. рублей. Фактический объем фонда оплаты труда составил 3258,0 млрд. рублей, против принятого для расчетов поступлений единого социального налога в Фонд 3190,0 млрд. рублей, что обусловило рост поступлений этого налога.
При этом необходимо отметить, что по данным Счетной палаты Российской Федерации, задолженность налогоплательщиков по зачисляемому в бюджет Фонда единого# социального# налога# продолжает неуклонно увеличиваться. За 2002 год она увеличилась на 32% и составляла 2,8 млрд. рублей, ее рост за 2003 год составил 36,6% или задолженность увеличилась на 1,04 млрд. рублей. На 1 января 2004 года указанная задолженность составляет 3,88 млрд. рублей;
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения составил 0,88 млрд. рублей или перевыполнен в 3,6 раза от утвержденных показателей (0,24 млрд. рублей).
Перевыполнены поступления капитализированных платежей на 2,3 млрд. рублей или в 47,7 раза и составили 2,38 млрд. рублей (из них 1,35 млрд. рублей за 2002 год).
По всем оставшимся источникам доходов утвержденные бюджетом Фонда показатели не выполнены, а именно:
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 0,78 млрд. рублей или 67,1%;
единый сельскохозяйственный налог - 0,06 млрд. рублей или 64,7%, в том числе от единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого организациями - 0,05 млрд. рублей, от единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями - 0,01 млрд. рублей.
При планировании бюджета Фонда величина поступления доходов от данных видов налогов определялась МНС России.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 24,0 млрд. рублей или 67,1%. По данным Счетной палаты Российской Федерации, задолженность по уплате страховых взносов за 2003 год возросла и составила 9,88 млрд. рублей или 40,6% к начисленным страховым взносам, в том числе просроченная задолженность по страховым взносам за 2003 год возросла на 0,46 млрд. рублей и составила 6,46 млрд. рублей.
Среднеотраслевой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил 0,72% при запланированном 0,98%.
За счет снижения среднеотраслевого страхового тарифа по отношению к планируемому страховому тарифу, упущены возможности в получении дохода по страховым взносам в сумме 7,57 млрд. рублей.
Комитет считает необходимым проанализировать практику применения правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска, более обоснованно определять среднеотраслевой страховой тариф и добиваться его выполнения;
недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд составили 1,19 млрд. рублей или 75,7% от утвержденных показателей;
средства федерального бюджета - 0,9 млрд. рублей или 96,7% от утвержденных показателей;
поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций - 0,7 млрд. рублей или 73,1%, из них прибыль в сумме 0,34 млрд. рублей получена от операций с ценными бумагами и размещения средств обязательного социального страхования в банковских вкладах (депозитах).
Комитет отмечает низкий уровень планирования как налоговых доходов Фонда, в том числе уплачиваемых по специальным налоговым режимам, так и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Вместе с тем, в 2003 году поступило доходов больше, чем предусматривалось бюджетом Фонда на 2,72 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда в 2003 году составили 136,1 млрд. рублей (95,1% от утвержденных бюджетом) или на 7,0 млрд. рублей меньше.
Профинансированы расходы сверх утвержденных показателей лишь по выплатам пособий по беременности и родам - 101,6% (10,68 млрд. рублей). По уходу за ребенком до полутора лет - 107,2% (5,7 млрд. рублей), при рождении ребенка 112,6% (6,6 млрд. рублей), что связано, в первую очередь, с неоправдавшимися прогнозными показателями Минэкономразвития России в отношении рождаемости и средней заработной платы.
На выплату пособий по временной нетрудоспособности израсходовано 70,87 млрд. рублей или 97,4% от утвержденных бюджетом, из них 1,0 млрд. рублей или 88,4% по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такое сокращение выплат по временной нетрудоспособности связано со снижением продолжительности сроков временной нетрудоспособности, ограничением размера пособия до 11700 рублей за полный календарный месяц, сокращением производственного травматизма.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве составили 21,7 млрд. рублей или 85,5% от утвержденных бюджетом Фонда, в том числе:
на ежемесячные страховые выплаты - 18,2 млрд. рублей или 88,8% к утвержденным показателям;
на единовременные страховые выплаты - 0,41 млрд. рублей или 78,4% к утвержденным показателям;
на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев - 2,76 млрд. рублей или 72,0%.
При принятии бюджета Фонда на 2003 год в целях сокращения дефицита были в 4 раза сокращены по сравнению с 2002 годом расходы на санаторно-курортное лечение работающих граждан и направлены средства только на долечивание. При этом исполнение бюджета по данной позиции составило всего 61,1%, на санаторно-курортное лечение работников направлено 1,08 млрд. рублей вместо 1,76 млрд. рублей.
По мнению Комитета, оплата путевок за счет средств Фонда только на долечивание существенно сужает возможности застрахованных пользоваться одним из видов страхового обеспечения, предусмотренным статьей 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", которым является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Работа Фонда в данном направлении неудовлетворительна.
На оздоровление детей было направлено 11,5 млрд. рублей или 99,3% от утвержденных показателей, в том числе 0,13 млрд. рублей израсходовано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации на оздоровление детей, проживающих в Чеченской Республике. Учитывая уменьшение доходов Фонда в 2005 году в связи со снижением ставки единого социального налога, Комитет считает целесообразным возместить Фонду указанную сумму за счет средств федерального бюджета. Кроме того, 0,05 млрд. рублей были направлены на погашение задолженности за 1999-2002 годы по выплатам единовременного пособия при рождении ребенка гражданам Чеченской Республики.
В 2003 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом сократилось количество частично финансируемых детско-юношеских спортивных школ, на что было направлено 0,75 млрд. рублей или 78,5% от предусмотренных бюджетом Фонда. Это обусловлено тем, что указанные школы передаются в ведение субъектов Российской Федерации. Процесс передачи должен быть завершен к концу 2004 года.
На выплаты пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний израсходовано 0,83 млрд. рублей или 89,1% от предусмотренных показателей.
Расходы на функционирование органов Фонда составили 3,7 млрд. рублей или 84,8% от утвержденных показателей. По заключению Счетной палаты Российской Федерации, Фонд финансировал в течение 2003 года содержание Центрального отраслевого отделения железнодорожников и транспортных строителей и аппарата Центрального отраслевого отделения трудящихся горно-металлургической промышленности, которые в соответствии с приказом Фонда от 21.04.1999 г. N 62 должны быть ликвидированы, что является нецелевым использованием средств.
Объемы незавершенного строительства за 2003 год возросли на 0,09 млрд. рублей и на 01.01.2004 г. составили 0,5 млрд. рублей.
Комитет отмечает рост задолженности Фонда перед страхователями, которая за 2003 год возросла на 0,58 млрд. рублей и составила 12,7 млрд. рублей.
Резерв Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало года составил 5,36 млрд. рублей вместо запланированных 1,14 млрд. рублей и увеличился на конец года на 0,35 млрд. рублей.
Таким образом, вместо планируемого направления остатков на начало 2003 года на покрытие дефицита по социальному страхованию в сумме 8,66 млрд. рублей, Фонд осуществил выплаты по социальному страхованию полностью за счет поступивших в 2003 году доходов, остаток средств по социальному страхованию увеличился на 0,74 млрд. рублей и составил 10,65 млрд. рублей.
В целом бюджет Фонда исполнен в соответствии с запланированными показателями бюджета на 2003 год.
При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении рекомендовать Правительству Российской Федерации, до рассмотрения законопроекта во втором чтении, представить расшифровки расходов Фонда на:
государственные капитальные вложения на сумму 1,08 млрд. рублей;
санаторно-курортное лечение работников за счет средств Фонда на сумму 1,08 млрд. рублей с разбивкой по субъектам Российской Федерации;
оздоровление детей за счет средств Фонда на сумму 11,5 млрд. рублей с разбивкой по субъектам Российской Федерации.
На законопроект поступило 29 отзывов законодательных (представительных) и 39 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые содержат положительные оценки внесенного законопроекта и рекомендуют принять его в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике в целом поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.