г. Калуга |
|
21 февраля 2014 г. |
Дело N А62-7866/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объёме 21.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В., |
судей |
Нарусова М.М., |
|
Гриднева А.Н. |
При участи в судебном заседании: от истца: Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания
от ответчика: ООО "Вязьма-лес" |
Костюченковой Н.А., доверенность б/н от 28.05.2013
Ройзен М.А., доверенность от 14.03.2013, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вязьма-Лес" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А62-7866/2012,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (ОГРН 1126732010624, далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вязьма-лес" (ОГРН 1026700850406, далее - ответчик, общество) о взыскании 374 201 руб. 66 коп., в том числе: в доход областного бюджета задолженность по договору аренды лесного участка от 22.11.2010 N 40 в сумме 298 720 руб. 27 коп. и пени за несвоевременное внесение арендной платы в размере 56 866 руб. 91 коп.; в доход федерального бюджета пени за несвоевременное внесение арендной платы в размере 18 614 руб. 48 коп., а также о расторжении договора аренды лесного участка от 22.11.2010 N 40 (с учетом уточнения).
Общество с ограниченной ответственностью "Вязьма-лес" обратилось со встречным заявлением к департаменту об уменьшении арендной платы за 2012 год на 1 223 048 рублей.
Решением арбитражного суда от 11.07.2013 (судья Еремеева В.И), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Каструба М.В.), исковые требования Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания удовлетворены. В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью "Вязьма- лес" отказано.
Ссылаясь на нарушение судами норм действующего законодательства, ООО "Вязьма-лес" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить либо изменить судебные акты полностью или в части, направить дело на новое рассмотрение (при отмене обжалуемых судебных актов).
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы кассационной жалобы, представитель истца возражала против заявленных доводов.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав прибывших в судебное заседание лиц, суд кассационной инстанции приходит к выводу об оставлении принятых судебных актов без изменения на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 11.11.2010 N 40 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договора аренды лесного участка от 22.11.2010 N 40, согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 6 486 га, расположенный по адресу: Смоленская область, Угранский район, Угранское лесничество, Подсосоновское участковое лесничество, совхоз "Ефремовский", кварталы 1-18, 21-23, 25-29, 31-35, 37-39, 41-42, 44-50, 55-60. Лесной участок является частью лесного участка с условным номером 67:01/02:2000:2а:1276, номер учетной записи в государственном лесном реестре 0327-2010-11. Договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2011.
В п. 7.1 установлен срок действия договора, который составляет 49 лет с момента государственной регистрации.
Лесной участок передан арендатору согласно акту приема-передачи от 22.11.2010.
В разделе 2 договора, приложением к договору N 4 стороны согласовали порядок, размер и сроки внесения арендных платежей.
В силу п. 2.1 договора до момента разработки проекта освоения лесов размер арендной платы по договору, определенный по результатам аукциона, составил 1 364 220 рублей в год.
Согласно абз. 1, п. 2.1 договора при получении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов размер арендной платы определяется как произведение установленного ежегодного объема заготовки арендатором древесины на арендованном лесном участке, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего коэффициента (3,3) к минимальному размеру арендной платы, сложившегося по результатам аукциона.
В пункте 2.2 договора стороны установили, что арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 в федеральный бюджет и бюджет Смоленской области равными долями (25%) по срокам, предусмотренным в приложении N 4, и представляет в течение 30 календарных дней арендодателю документы, подтверждающие оплату.
В случае изменения ежегодного объема изъятия лесных участков на арендованном лесном участке, товарной структуры лесных насаждений, размер арендной платы подлежит корректировке согласно абз. 2 п. 2.1 договора, в соответствии с проектом освоения лесов и поданной лесной декларации, что закреплено в п. 2.4 договора.
На основании п. 2.6 договора непредставление арендатором лесной декларации и неиспользование им лесного участка по назначению не является основанием для не внесения арендной платы.
В соответствии с п. 2.7 договора арендатор вносит арендную плату с момента государственной регистрации договора.
Согласно приложению N 3 к договору среднегодовой объем использования лесов на арендованном лесном участке составил 11,6 т. куб. м.
Договор аренды от 22.11.2010 N 40 является действующим, поскольку доказательств его расторжения сторонами не представлено.
ООО "Вязьма-лес" разработало проект освоения лесов на лесной участок по договору на 2011-2012 годы, получивший положительное заключение государственной экспертизы департамента 17.09.2012, которым установлен объем изъятия лесных ресурсов в размере 11,6 т. куб. м, определен набор лесосек, отведенных в рубку, категории рубок, преобладающие породы.
В 2012 году обязательства по внесению арендной платы выполнялись обществом не в полном объеме.
Пунктом 4.6 договора установлено, что за несвоевременное внесение арендной платы арендатор уплачивает пени в размере 0,03% от невнесенной в срок платы за каждый день просрочки внесения платы.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по внесению арендной платы по договору общество имеет задолженность и пени в общей сумме 374 201 руб. 66 коп., в том числе: в доход областного бюджета задолженность по договору аренды в сумме 298 720 руб. 27 коп. и пени за несвоевременное внесение арендной платы в размере 56 866 руб. 91 коп.; в доход федерального бюджета пени за несвоевременное внесение арендной платы в размере 18 614 руб. 48 коп.
Департамент направил в адрес общества претензию от 23 апреля 2012 года N 01-10-0432 с требованием о погашении задолженности по арендной плате в срок до 21.05.2012. Указанная претензия получена обществом 26.04.2012, вместе с тем задолженность погашена не была.
Департаментом в адрес общества направлено предложение от 05.07.2012 N 01-10-0755 о расторжении договора аренды лесного участка от 22.11.2010 N 40 с требованием возвратить его по акту приема-передачи.
Указанное предложение получено обществом 14.07.2012.
Ссылаясь на то, что предложение о расторжении договора оставлено обществом без удовлетворения, задолженность по арендной плате и пени по договору погашены не были, департамент обратился в суд с иском.
Исследовав представленные доказательства, доводы сторон, суды пришли к выводу об удовлетворении исковых требований Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания и отказе в удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью "Вязьма- лес" на основании следующего.
На основании ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Соглано ч. 3 ст. 71 ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Частью 1 статьи 88 ЛК РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в в аренду, возложена обязанность по составлению проекта освоения лесов.
Пунктом 2 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
До момента разработки проекта освоения лесов размер арендной платы по договору, определенный по результатам аукциона, составил 1 364 220 рублей в год согласно п. 2.1 договора.
Абзацем 1 п. 2.1 договора установлено, что при получении положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов размер арендной платы определяется как произведение установленного ежегодного объема заготовки арендатором древесины на арендованном лесном участке, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего коэффициента (3,3) к минимальному размеру арендной платы, сложившегося по результатам аукциона.
Разработанным обществом проектом освоения лесов на лесной участок по договору на 2011-2012 годы, получившим положительное заключение государственной экспертизы департамента 17.09.2012, установлен объем изъятия лесных ресурсов в размере 11,6 т. куб. м, определен набор лесосек, отведенных в рубку, категории рубок, преобладающие породы.
Установленный в проекте объем изъятия лесных ресурсов соответствует объему, установленному в приложении 3 к договору аренды лесного участка.
Пунктом 1 статьи 26 ЛК РФ, а также пунктом 2 Порядка заполнения и подачи Лесной декларации, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.2008 N 529 "О Лесной декларации", действовавшего в рассматриваемый период установлено, что единственным законным основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.
Как установлено судом, обществом представлена лесная декларация от 11.10.2012 в которой указан объем заготовки древесины 20 163 кум. м.
В соответствии с положениями пункта 2.1 договора внесение арендатором платы за пользование лесным участком ставится в зависимость от установленного объема заготовки лесных ресурсов арендатором.
Проанализировав представленный департаментом расчет задолженности по арендной плате, суд установил, что внесение арендной платы за 2012 год производилось обществом не в полном объеме; общая сумма задолженности по арендным платежам составила 298 720 руб. 27 коп. с учетом уточнения департаментом исковых требований в связи с частичным погашением обществом задолженности.
Руководствуясь вышеизложенным, применив представленный департаментом расчет задолженности по арендной плате на основании п. 2.1 договора, исходя из размера арендной платы по результатам аукциона в сумме 1 364 220 рублей при установленном объеме заготовки лесных ресурсов 11,6 т. куб. м., а также принимая во внимание факт отсутствия доказательств исполнения обществом обязательств по внесению арендных платежей по данному договору в установленном размере, суды сделали вывод об удовлетворении требования о взыскании с общества задолженности по арендной плате.
Руководствуясь положениями п.п. 5.4, 6.1, 6.2 договора, ч.2 ст. 450 ГК РФ, ст. 619 ГК РФ, разъяснениям, содержащимся в пунктах 29, 30 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", фактом соблюдения истцом претензионного порядка, суды сделали правомерный вывод о наличии оснований для расторжения договора аренды лесного участка от 22.11.2010 N 40.
В рамках настоящего дела общество обратилось в суд со встречным заявлением к департаменту об уменьшении арендной платы за 2012 год на 1 223 048 руб.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований суды правомерно указали следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене предложенной победителем.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 ЛК РФ, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель. Поэтому размер арендной платы, установленный по результатам аукциона, не может быть изменен в сторону уменьшения.
Довод заявителя жалобы о применении части 2 статьи 73 ЛК РФ при расчете арендной платы правомерно отклонен, поскольку направлен на изменение существенных условий договора аренды лесного участка от 11.11.2010 N 40.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на верном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А62-7866/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Нарусов М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.