Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
к проекту федерального закона N 72575-4 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
В настоящее время жилищные отношения регулируются Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР еще в 1983 г. (который по большинству положений не соответствует меняющимся экономическим и социальным условиям), и достаточно большим количеством нормативных актов, принятых в разное время, на разном уровне (от инструкций до федеральных законов) и в различных по сути государствах (СССР, РСФСР, Российской Федерации). Отсутствие единства правового регулирования жилищных отношений значительно усложняет осуществление государством последовательной жилищной политики, имеет результатом неопределенность в осуществлении гражданами своих жилищных прав и обязанностей. Поэтому совершенно очевидна необходимость не только принятия, но и скорейшего введения в действие нового основополагающего документа в регламентации жилищных отношений - Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проектом федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается названый Кодекс ввести в действие с 1 января 2005 года, что, по мнению Комитета, представляется достаточно обоснованным.
Законопроектом также предусматривается приведение действующих в жилищной сфере актов законодательства в соответствие с нормами указанного Кодекса, в том числе признание утратившими силу ряда законов Российской Федерации и иных нормативных - правовых актов, перечень которых приведен в статьях 2 и 3 законопроекта. При этом предполагается установить, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации в предусмотренных законодательством Российской Федерации пределах и порядке, такие акты могут применяться только если они не будут противоречить названному Кодексу. На наш взгляд, данные положения законопроекта, наряду с принятием кодифицированного акта, регулирующего жилищные отношения, позволят в конечном итоге решить такую проблему как обеспечение единства правового регулирования указанных отношений.
Кроме того, законопроект содержит ряд положений, направленных на регулирование отношений, возникающих в жилищной сфере, в так называемый переходный период. В частности, в законопроекте решен важный вопрос, связанный с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма гражданам, принятым на учет до 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации): все граждане, принятые на учет до указанной даты, сохранят право состоять на учете и смогут в последующем получить жилые помещения по договорам социального найма независимо от новых требований, которые будут установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Законопроектом также предлагается урегулировать отношения, связанные с пользованием жилыми помещениями, находящимися в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, которые были переданы в ведение органов местного самоуправления. По мнению Комитета, решение в законе о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации указанных вопросов представляется важным, поскольку это позволит обеспечить защиту жилищных прав отдельных категорий граждан.
С учетом изложенного и разделяя мнение авторов законопроекта о необходимости принятия и особой значимости специального закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Комитет считает возможным поддержать концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.