Заключение Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 72575-4 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона N 72575-4 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает в целом возможным поддержать его концепцию. Законопроектом определяются порядок и сроки введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, признаются утратившими силу отдельные законы и нормативные правовые акты, устанавливаются переходные положения, связанные с реализацией законодательных актов, продолжающих действовать в жилищной сфере.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что проект Жилищного кодекса принят только в первом чтении, его содержание существенно дорабатывается, в том числе с учетом многих принципиальных предложений. В этих условиях законопроект о введении в действие нового Жилищного кодекса было бы логично вносить на рассмотрение Государственной Думы лишь после завершения работы над поправками и принятия проекта Жилищного кодекса во втором чтении.
Что касается самого содержания представленного законопроекта, то Комитет хотел бы обратить внимание на следующие моменты.
Законопроектом предусматривается, что действие Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" продляется на два года с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и будет распространяться на тех граждан, которым предоставлены жилые помещения по договору социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 2, 13).
Комитет считает данное предложение необоснованным, поскольку оно ограничивает возможности гражданина приватизировать жилое помещение.
В настоящее время ряд граждан лишены возможности приватизировать жилье (жилые помещения в аварийном состоянии, в коммунальных квартирах и т.д.), либо приватизация жилья считается нецелесообразной ("ветхий" жилой фонд). В соответствии с законопроектом учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года, сохраняется. В то же время в случае предоставления указанным гражданам жилья после 1 января 2005 года, они лишаются права на его приватизацию.
Таким образом, не выдерживается гарантированное равенство прав гражданина, предусмотренное частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, также конституционное право гражданина на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В связи с этим считали бы необходимым сохранить право приватизации жилья для лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, независимо от времени предоставления им жилья.
В проекте федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривается внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации. Так, предлагается предусмотреть в ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации положение о том, что одновременно с заключением договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного дома с застройщиком заключается предварительный договор купли-продажи того же земельного участка.
Однако в предлагаемом изменении не учитывается ряд особенностей земельных отношений.
Во-первых, собственник многоквартирного дома лишается возможности выбора вида права пользования участком. Это противоречит нормам законодательства, предусматривающим возможность собственника объекта недвижимости по своему усмотрению взять земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в аренду или приобрести в собственность.
Во-вторых, в указанной норме законопроекта не учитывается то, что в отношении земельного участка, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома, могут существовать ограничения на отчуждение его из государственной или муниципальной собственности.
В-третьих, возможна ситуация, когда строительство осуществляется на основании инвестиционного договора, и многоквартирный дом будет находиться в долевой собственности: государственной или муниципальной и частной. В таком случае и земельный участок, на котором расположен такой многоквартирный дом, должен быть предоставлен не только застройщику, но и другим собственникам дома в общую долевую собственность или на праве аренды со множественностью лиц.
Следует отметить, что статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право собственника объекта недвижимости на приватизацию земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или на приобретение права аренды такого земельного участка. В указанной статье определен порядок предоставления прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Таким образом, предложение о внесении изменений в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации представляется нецелесообразным и противоречит законодательству Российской Федерации.
Комитет считал бы также необходимым указать в законопроекте сроки приведения федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, иных правовых актов в соответствие с новым Жилищным кодексом Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым доработать проект федерального закона N 72575-4 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.