г. Калуга |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А35-2317/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2014.
Полный текст постановления изготовлен 27.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
|
Судей |
Шуровой Л.Ф. Панченко С.Ю. |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Давидович Е.В.
Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Курской области - помощник судьи Грицкова И.Ю., от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Давидович Е.В. В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание, установлены судьей Арбитражного суда Курской области Китаевой Е.Г. | ||
при участии в заседании от: |
|
|
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Курску 305007, г. Курск, ул. Энгельса, д.115 |
Доценко И.А. - представителя (дов. N 07-06/032959 от 24.10.2013); |
|
Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания г. Курска" 305021, г. Курск, ул. Школьная, д.7 |
Ушаковой И.И. - представителя (дов. N 3214/ю-11 от 02.09.2013); Махортовой А.М. - представителя (дов. N 972/б-11 от 27.02.2013). |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г.Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 25.06.2013 (судья Ольховиков А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А35-2317/2013,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску (далее - Инспекция) N 15-07/46 от 25.01.2013 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования Инспекции N 1522 от 07.03.2013 в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 660 475,36 руб.
Решением арбитражного суда от 25.06.2013 решение Инспекции N 15-07/46 от 25.01.2013 и требование Инспекции N 1522 от 07.03.2013 признаны недействительными в части взыскания недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 660 475,36 руб. Суд также взыскал с Инспекции в пользу Общества 4 000 руб. судебных расходов, понесенных на уплату государственной пошлины
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, не соглашаясь с выводами судов о признании недействительным решения и требования в части предложения уплатить недоимку по НДС на сумму 136 814,32, просит в этой части судебные акты отменить, и отказать Обществу в этой части в удовлетворении заявленных требований.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Общества, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что 27.07.2012 Обществом, применяющим общую систему налогообложения и осуществляющим одновременно операции по реализации товаров (работ, услуг), являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2011 года, в которой по разделу 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2- 4 ст. 164 НК РФ" с налогооблагаемой базы 7 936 310 руб. исчислен НДС по ставке 18 процентов в сумме 1 428 536 руб.; налоговый вычет определен в сумме 751 632 руб.; исчислен налог к уплате в бюджет в сумме 676 904 руб.
Также, в данной декларации в разделе 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" отражены обороты по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, по коду операции 1010262 (реализация коммунальных услуг населению) в сумме 59 975 248 руб., по коду операции 1010263 (реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) в сумме 34 363 778 руб., а также расходы, произведенные при осуществлении указанных операций, в суммах соответственно 0 рублей и 23 207 705 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Инспекцией был составлен акт N 29424 от 13.11.2012.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято решение N 15-07/46 от 25.01.2013, которым Обществу предложено уплатить НДС в сумме 733 361 руб.
Основанием доначисления НДС в сумме 136 814,32 руб. послужили выводы Инспекции о неправомерном включении в налоговые вычеты этой суммы НДС. По мнению налогового органа, налогоплательщик в нарушение п. 4 ст. 170 НК РФ включил в вычеты "входной" налог по следующим контрагентам: ООО "Диполь", ООО "Ресурсинвест-Курск", ООО "ВТИ-ПЛЮС", ИП Титова Л.В., ООО "М.Б.А. Финансы".
Решением УФНС России по Курской области N 79 от 22.03.2013 решение Инспекции оставлено без изменения.
На основании данного решения налогоплательщику направлено требование об уплате налога N 1522 от 07.03.20213, которым ему предложено уплатить в бюджет НДС в сумме 733 361 руб., в том числе в отношении спорной суммы.
Полагая, что решение Инспекции N 15-07/46 от 25.01.2013, требование об уплате налога N 1522 от 07.03.2013 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, в части оспариваемых сумм, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор в части доначислений НДС в сумме 136 814,32 руб., суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 153 НК РФ установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется ст. 154 НК РФ, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
На основании ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст.ст.153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
На основании п. 2 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ); и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со ст.ст. 168, 169 НК РФ, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
В соответствии с п.п. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, представляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Также в соответствии с п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Поэтому суды правильно указали, что у управляющих компаний, предоставляющих коммунальные услуги и осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, отсутствует обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС применительно к данным операциям при условии того, что эти работы (услуги) приобретаются ими у организаций (индивидуальных предпринимателей), непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) и реализуются собственникам квартир в многоквартирном доме по той же стоимости. Соответственно, налог на добавленную стоимость, уплаченный контрагентам, непосредственно предоставляющим коммунальные услуги и выполняющим (оказывающим) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не подлежит возмещению из бюджета, а учитывается в стоимости этих работ (услуг).
В пункте 4 ст. 170 НК РФ закреплены положения, когда суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 указанной статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Одновременно на налогоплательщика возложена обязанность по ведению раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобожденных от налогообложения операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма названного налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы по налогу на прибыль не включается (абзацы 7 и 8 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Следовательно, пропорциональное распределение сумм налога, предъявленных налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, продавцами товаров (работ, услуг) применяется при объективной невозможности (не связанной с отсутствием раздельного учета) разграничить использование приобретенных таким налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для осуществления облагаемых операций и операций, не подлежащих налогообложению, когда товары (работы, услуги), в равной мере используются применительно к осуществлению и тех, и других операций.
Судами установлено, что в учетной политике Общества на 2011 год закреплена методика ведения раздельного учета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом (счет 19-3), не облагаемых налогом (счет 19-6), и одновременно облагаемых и не облагаемых налогом операций (счет 19-7).
Спорная сумма НДС в размере 136 814,32 руб. заявлена налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления Обществом самостоятельной деятельности по управлению жилыми домами, поэтому суды верно указали, что в данном случае применение пропорционального распределения "входного" НДС, предъявленного поставщиками данных товаров (работ, услуг), произведено налоговым органом неправомерно.
Доказательства, свидетельствующие о том, что какие-либо из спорных товаров (работ, услуг) наряду с осуществляемой самим Обществом деятельностью по управлению многоквартирными домами использовались им также применительно к операциям, указанным в п.п. 29 и п.п. 30 п. 3. ст. 149 НК РФ, Инспекция не представила. Налоговый орган также не отрицает, что данные товары (работы, услуги) были отражены в налоговом учете в соответствии с учетной политикой Общества на 2011 год.
Все доводы кассационной жалобы были исследованы судами первой и апелляционной инстанций. Фактические обстоятельства в обжалуемой части, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.06.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А35-2317/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г.Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Л.Ф. Шурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.