Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Амурской области
от 29 июля 2021 г. N 536
Положение
о системе оповещения и информирования населения Амурской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Амурской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 1327-р, приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - приказ "О системах оповещения"), от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Амурской области от 06.03.1997 N 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Настоящее Положение определяет состав, структуру, основные задачи и порядок создания, задействования системы оповещения и информирования населения Амурской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Амурской области (далее - Система оповещения).
1.3. Понятия, применяемые в настоящем Положении, используются в значениях, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иными нормативными правовыми актами Российской области и Амурской области и области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
1.4. Система оповещения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АОТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и АОТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, включающих в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Границей зоны действия Системы оповещения являются административные границы Амурской области.
1.6. Система оповещения может быть задействована как в мирное, так и в военное время.
1.7. Система оповещения должна технически и программно сопрягаться с муниципальной системой оповещения муниципальных образований Амурской области (далее МСО), локальными системами оповещения (далее - ЛСО), создаваемыми дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - организации), в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Состав, основные задачи и характеристики Системы оповещения
2.1. Система оповещения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения Амурской области, органов управления и сил ГО и АОТП РСЧС.
2.2. Основной задачей Системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
1) руководящего состава ГО и АОТП РСЧС;
2) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - Главное управление МЧС России по Амурской области);
3) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований Амурской области (далее - ОМСУ МО);
4) единых дежурно-диспетчерских служб ОМСУ МО;
5) сил ГО и АОТП РСЧС;
6) организаций;
7) населения Амурской области.
2.3. В состав Системы оповещения входят:
1) на областном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Амурской области (далее - РАСЦО), включающая:
а) аппаратуру централизованного оповещения, установленную в:
повседневном пункте управления Правительства Амурской области (государственном казенном учреждении Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" (далее - ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ");
запасном пункте управления Правительства Амурской области;
пунктах управления ОМСУ МО (единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований Амурской области);
организациях телерадиовещания Амурской области;
б) линии связи, используемые для управления аппаратурой централизованного оповещения;
в) сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
г) сети эфирного цифрового телевещания;
д) сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
е) радиотрансляционные сети населенных пунктов Амурской области;
ж) сети уличной радиофикации;
з) сети кабельного телерадиовещания;
и) сети подвижной радиотелефонной связи;
к) сети связи общего пользования;
л) мобильные средства оповещения;
м) комплексную систему экстренного оповещения населения Амурской области, представляющую собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления АОТП РСЧС и до населения Амурской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
2) на муниципальном уровне - МСО, создаваемые ОМСУ МО в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований Амурской области.
3) на объектовом уровне - ЛСО, создаваемые организациями.
Схема функционирования Системы оповещения приведена в приложении N 1 к настоящему Положению.
2.4. РАСЦО должна обеспечивать:
1) оповещение руководящего состава ГО и АОТП РСЧС, Главного управления МЧС России по Амурской области, глав муниципальных районов и городских (муниципальных) округов Амурской области, единых дежурно-диспетчерских служб ОМСУ МО, сил ГО и АОТП РСЧС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций с использованием аппаратуры автоматизированной системы оповещения (далее - АСО);
2) доведение до органов управления ГО и АОТП РСЧС, сил ГО, АОТП РСЧС, населения Амурской области сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" (далее - сигнал оповещения) путем централизованного включения электросирен на всей территории Амурской области или выборочно в отдельных муниципальных образованиях Амурской области;
3) циркулярное и выборочное доведение до органов управления ГО и АОТП РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб ОМСУ МО информации и сигналов оповещения;
4) автоматический перехват оперативным дежурным ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" теле- и радиосигналов каналов, осуществляющих трансляцию информации на территории Амурской области, для экстренного доведения до населения Амурской области.
2.5. Общая структура РАСЦО, места размещения технических систем оповещения РАСЦО, пунктов управления, подразделений исполнительных органов власти Амурской области, ОМСУ МО, операторов связи, других организаций и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, задействуемых при оповещении населения Амурской области, определяются проектно-сметной документацией, технической документацией РАСЦО.
2.6. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию Системы оповещения министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - министерство):
1) разрабатывает тексты сообщений для оповещения и информирования населения Амурской области и организует их запись на магнитные и иные носители информации;
2) обеспечивает установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и информации в программы вещания;
3) организует:
а) осуществление подготовки оперативных дежурных (помощников оперативных дежурных) ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" по передаче сигналов оповещения и информации в мирное и военное время;
б) цианирование и проведение ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и информации;
в) разработку совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядка взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских служб) организаций при передаче сигналов оповещения и информации;
4) обеспечивает в случае технической неисправности элементов, составных частей Системы оповещения, доведение информации и сигналов оповещения с использованием резервного алгоритма оповещения населения Амурской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению (далее - резервный алгоритм оповещения).
2.7. РАСЦО должна соответствовать требованиям, определенным приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом "О системах оповещения".
2.8. На Систему оповещения оформляется паспорт в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом "О системах оповещения".
3. Порядок задействования Системы оповещения
3.1. Задействование по предназначению Системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Амурской области, Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области, утверждаемыми губернатором Амурской области.
3.2. Оперативный дежурный ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", получив в системе управления ГО и АОТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до губернатора Амурской области, а в его отсутствие - лица, исполняющего обязанности губернатора Амурской области.
3.3. Решение на задействование РАСЦО принимается губернатором Амурской области, а в его отсутствие - лицом, исполняющим обязанности губернатора Амурской области.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться d автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования Системы оповещения.
В автоматическом режиме функционирования Система оповещения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от РАСЦО или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, ответственных за включение (запуск) Системы оповещения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РАСЦО осуществляется оперативным дежурным ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", уполномоченным на включение (запуск) РАСЦО, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
1) оперативный дежурный ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной и приоритетный режим функционирования РАСЦО - автоматизированный.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению Амурской области осуществляется подачей сигнала оповещения путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" и запасного пункта управления Правительства Амурской области.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению Амурской области о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно министерством во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Амурской области.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению Амурской области сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
1) сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем,
2) сети уличной радиофикации;
3) сети кабельного телерадиовещания;
4) сети эфирного телерадиовещания;
5) сети подвижной радиотелефонной связи;
6) сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
7) сети связи операторов связи и ведомственные;
8) сети систем персонального радиовызова;
9) информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
10) громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения Амурской области и определении способов и сроков оповещения населения Амурской области осуществляется комиссией при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 17.09.2007 N 7 (далее - Комиссия).
3.8. Порядок действий оперативных дежурных ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", дежурных пунктов управления ОМСУ МО, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области, правовыми актами муниципальных образований Амурской области.
3.9. Министерство, в ведении которого находится РАСЦО, организует проведение комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Организация поддержания Системы оповещения в состоянии готовности
4.1. Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию Системы оповещения организуется и осуществляется министерством.
4.2. Готовность Системы оповещения достигается:
1) наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования Системы оповещения;
2) наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) Системы оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
3) наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
4) наличием, исправностью и соответствием проектно сметной документации на Систему оповещения технических средств оповещения;
5) готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
6) регулярным проведением проверок готовности Системы оповещения;
7) своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
8) наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.