Заключение Комитета Государственной Думы по международным делам
от 14 октября 2004 г. N 3.16
по проекту федерального закона N 97023485-2 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации"
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 97023485-2 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу 3 апреля 1997 года Правительством Российской Федерации.
Соглашение было подписано в г. Вашингтоне 29 сентября 1996 г. Основной целью Соглашения является закрепление правового статуса Постоянного представительства Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации.
Соглашением определяется объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых Российской Федерацией МБРР как специализированному учреждению ООН, которые предусмотрены Статьями Соглашения Международного банка реконструкции и развития и положениями Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года.
В ходе рассмотрения отмечалось, что привилегии и иммунитеты, предоставляемые Постоянному представительству МБРР в России в отношении его помещений, собственности, доходов, архивов, должностных лиц и сотрудников аналогичны тем, которыми пользуются органы системы ООН и их сотрудники, а также дипломатические представительства.
Вместе с тем, обращалось внимание на то, что данное Соглашение предоставляет более широкий круг иммунитетов и привилегий, чем предусмотрены Конвенцией 1947 г., сотрудникам постпредства МБРР, являющимся гражданами Российской Федерации. В отношении этой категории лиц Соглашение предусматривает иммунитет от судебного преследования, освобождение от налогов, а также предоставление временной отсрочки от несения государственных повинностей в РФ. Однако предоставление Российской Федерацией подобных льгот и изъятий из национального законодательства российским гражданам не противоречит нормам международного права и Конституции РФ. Конвенцией о привилегиях и иммунитетах 1947 года предусмотрено, что Конвенция "не препятствует заключению между государством, присоединившимся к Конвенции, и специализированным учреждением дополнительных соглашений, ... расширяющих или ограничивающих предоставляемые ею иммунитеты и привилегии".
Предоставление указанных иммунитетов и привилегий в подобного рода соглашениях является общепринятым для международно-правовой практики. В частности, аналогичные положения зафиксированы в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро МОТ в Москве, которое было ратифицировано Российской Федерацией 18 июля 1998 года.
В связи с тем, что Соглашение о Постоянном представительстве МБРР в России временно применяется с момента подписания (с 1996 года), необходимо отметить, что практика временного применения не выявила существенных злоупотреблений привилегиями и иммунитетами со стороны сотрудников Постоянного представительства.
Настоящее Соглашение не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации и дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.