Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 23 апреля 2021 г. N 255/пр
Порядок
осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"
5 мая 2022 г.
I. Общие положения
Цели и предмет осуществления контроля за переданными полномочиями
1. Настоящий порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2020, N 31, ст. 5046) и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6600; 2019, N 40, ст. 5488) (далее соответственно - граждане, Федеральный закон N 76-ФЗ, Федеральный закон N 342-ФЗ) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) контроля за осуществлением переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан (далее соответственно - контроль за переданными полномочиями, переданные полномочия).
2. Целями контроля за переданными полномочиями является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - орган государственной власти субъекта) и должностными лицами органов государственной власти субъектов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление переданных полномочий (далее - обязательные требования).
3. Предметом контроля за переданными полномочиями является соблюдение органами государственной власти субъектов обязательных требований, а также достижение ими целевых показателей осуществления переданных полномочий (в случае установления таких показателей).
4. Контроль за переданными полномочиями осуществляется в отношении осуществления органами государственной власти субъектов переданных полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление переданных полномочий, исполнение и соблюдение требований которых подлежит проверке
Пункт 5 изменен с 18 июня 2022 г. - Приказ Минстроя России от 5 мая 2022 г. N 347/ПР
5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление переданных полномочий, исполнение и соблюдение требований которых подлежит проверке:
Федеральный закон N 76-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2022, N 9, ст. 1251);
Федеральный закон N 342-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6600; 2020, N 17, ст. 2725);
Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 8973; 2022, N 12, ст. 1787) (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 37, ст. 4627; 2019, N 12, ст. 1315);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст. 739; 2021, N 10, ст. 1628);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2434; 2019, N 28, ст. 3782);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 216 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 13, ст. 1834; 2019, N 28, ст. 3782);
приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2016 г. N 267/пр "Об утверждении Требований к содержанию и формам отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан, а также к порядку ее представления" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2016 г., регистрационный N 42311) (далее - приказ N 267/пр).
6. В целях профилактики нарушений требований нормативных правовых актов, регулирующих осуществление переданных полномочий, Министерство обеспечивает размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") перечня нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению переданных полномочий, со ссылками на структурные единицы указанных актов, определяющих данные требования, или их отдельных частей, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля за осуществлением переданных полномочий, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
Указанный перечень нормативных правовых актов применяется Министерством при осуществлении контроля за переданными полномочиями и носит исчерпывающий характер.
При внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление переданных полномочий, Министерство в течении 15 рабочих дней вносит соответствующие изменения в перечень нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению переданных полномочий, и размещает их на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Наименование федерального органа исполнительной власти, на который возложено проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов и должностных лиц органов государственной власти субъектов, осуществляющих переданные полномочия
7. Проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов и должностных лиц органов государственной власти субъектов, осуществляющих переданные полномочия (далее - проверка), осуществляется Министерством с привлечением к проведению проверок Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на которое в соответствии с разделом III "Особенности механизма реализации Программы и управления Программой" особенностей реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, возложены полномочия по исполнению отдельных функций по управлению реализацией указанной государственной программы.
Формы проверок, применяемых при осуществлении контроля за переданными полномочиями
8. При осуществлении контроля за переданными полномочиями применяются следующие формы проверок:
документарные (плановые, внеплановые), которые предусматриваются для изучения отчетности об осуществлении переданных полномочий и иных документов, представляемых органами государственной власти субъектов, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах, без посещения таких органов;
выездные (плановые, внеплановые), которые проводятся в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по контролю за переданными полномочиями требуется проводить по месту нахождения органов государственной власти субъектов или их должностных лиц.
II. Права и обязанности должностных лиц Министерства и органов государственной власти субъектов при осуществлении контроля за переданными полномочиями
Права и обязанности должностных лиц Министерства по осуществлению контроля за переданными полномочиями
9. Должностные лица Министерства, уполномоченные на проведение проверок, при осуществлении контроля за переданными полномочиями обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органа государственной власти субъекта, в отношении которого проверка проводится;
в) проводить проверку на основании приказа руководителя Министерства о ее проведении в соответствии с назначением;
Подпункт "г" изменен с 18 июня 2022 г. - Приказ Минстроя России от 5 мая 2022 г. N 347/ПР
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа руководителя Министерства о ее проведении, а в случаях, предусмотренных частью 8 статьи 63 Федерального закона N 414-ФЗ и подпунктом "а" пункта 30 настоящего порядка, с предъявлением копии документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры субъекта Российской Федерации;
д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или его уполномоченному представителю проверяемого органа государственной власти субъекта присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или его уполномоченному представителю проверяемого органа государственной власти субъекта, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого органа государственной власти субъекта, присутствующего при проведении проверки, с результатами проверки;
з) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого органа государственной власти субъекта, присутствующего при проведении проверки, с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан;
к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании руководителем, иным должностным лицом или его уполномоченным представителем проверяемого органа государственной власти субъекта;
л) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим порядком и приказом руководителя Министерства о проведении проверки;
м) не требовать от органа государственной власти субъекта документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
н) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого органа государственной власти субъекта ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
о) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия в проверяемом органе государственной власти субъекта;
п) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
р) вносить сведения о плановых проверках, проводимых в соответствии с пунктами 18 - 27 настоящего порядка, и внеплановых проверках, проводимых в соответствии с пунктами 28 - 34 настоящего порядка, органов государственной власти субъектов, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации (далее - единый реестр проверок), являющийся федеральной государственной информационной системой, в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2019, N 45, ст. 6351) (далее - Правила N 415), с учетом требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне.
10. Должностные лица Министерства при осуществлении контроля за переданными полномочиями имеют право:
а) запрашивать и получать от руководителя (уполномоченного представителя) органа государственной власти субъекта информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований.
б) осуществлять надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
в) запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; 2020, N 41, ст. 6411) (далее - распоряжение N 724-р) перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информации;
11. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей) имеет право:
а) выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок;
б) вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в десятидневный срок.
12. При проведении проверки должностные лица Министерства не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Министерства;
б) превышать установленные сроки проведения проверки;
в) требовать от проверяемого органа государственной власти представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением N 724-р.
Права и обязанности должностных лиц органов государственной власти субъектов, в отношении которых осуществляется контроль за переданными полномочиями
13. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого органа государственной власти субъекта при проведении проверки имеют право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от Министерства и его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим порядком;
в) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
г) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Министерство по собственной инициативе;
д) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;
е) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав органа государственной власти субъекта при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Руководитель (уполномоченный представитель) органа государственной власти субъекта, в отношении которого осуществляется контроль за переданными полномочиями, обязан:
а) соблюдать при осуществлении переданных полномочий обязательные требования;
б) представлять отчетность об осуществлении переданных полномочий, требования к содержанию, формам и порядку представления которой установлены приказом N 267/пр;
в) предоставлять документы, содержащие достоверные сведения о соблюдении обязательных требований при осуществлении переданных полномочий;
г) предоставлять должностным лицам Министерства, проводящим выездную проверку, возможность ознакомления с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, а также требования к порядку их выполнения
15. Осуществление контроля за переданными полномочиями включает в себя следующие административные процедуры:
а) подготовка ежегодного плана проведения проверок;
б) организация и проведение плановых проверок;
в) организация и проведение внеплановых проверок;
г) порядок оформления результатов проверки;
д) устранение нарушений, выявленных при проведении проверки;
е) внесение информации о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в единый реестр проверок.
Подготовка ежегодного плана проведения проверок
16. Подготовка проектов ежегодных планов проведения проверок осуществляется Министерством в соответствии с Правилами подготовки государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласованием внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 1106 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 45, ст. 6270).
Проект ежегодного плана проведения проверок подготавливается Министерством в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной указанным постановлением, и направляется на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) для согласования в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
17. Проект ежегодного плана проведения проверок разрабатывается Министерством с учетом:
Подпункт "а" изменен с 18 июня 2022 г. - Приказ Минстроя России от 5 мая 2022 г. N 347/ПР
а) соблюдения условий, установленных частями 4 - 7 статьи 63 Федерального закона N 414-ФЗ;
б) оценки результатов, проведенных за последние два года внеплановых проверок;
в) анализа исполнения органами государственной власти субъектов и должностными лицами органов государственной власти субъектов Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими переданных полномочий.
г) необходимости согласования с другими заинтересованными органами государственного контроля (надзора) проведения плановых проверок в случае, если плановые проверки будут проводиться органами государственного контроля (надзора) совместно.
Организация и проведение плановых проверок
18. Плановая проверка в отношении одного и того же органа государственной власти субъекта, осуществляющего переданные полномочия, проводится не чаще одного раза в два года.
19. Основаниями для проведения плановой проверки органа государственной власти субъекта являются:
сводный ежегодный план проведения проверок органов государственной власти субъектов, сформированный Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
приказ руководителя Министерства о проведении проверки в соответствии с ежегодным планом проведения проверок органов государственной власти субъекта.
20. Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.
21. Предметом плановой (документарной, выездной) проверки являются:
сведения, содержащиеся в актах, издаваемых органами государственной власти субъектов при осуществлении переданных полномочий;
нормативная правовая база и работа органов государственной власти субъектов по организации обеспечения граждан жилыми помещениями;
достоверность, полнота и своевременность представления в Министерство отчетности об осуществлении переданных полномочий, требования к содержанию и формам которой, а также к порядку ее представления, установлены приказом N 267/пр.
22. При необходимости получения в ходе проведения документарной проверки информации и документов, отсутствующих в распоряжении Министерства и в государственных информационных системах, а также не включенных в определенный распоряжением N 724-р перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информации, должностным лицом Министерства направляется запрос в адрес органов государственной власти субъектов о представлении таких информации и документов.
Орган государственной власти субъекта, осуществляющий переданные полномочия, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения запроса, направляет информацию и документы в Министерство.
23. В случае невозможности проведения плановой (документарной, выездной) проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией подлежащего проверке органа государственной власти субъекта, упразднением или сокращением государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы Министерством в течение трех рабочих дней со дня возникновения указанных обстоятельств в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации направляется информация о необходимости внесения изменений в ежегодный план проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов и должностных лиц органов государственной власти субъектов с приложением обосновывающих документов.
24. Плановая выездная проверка проводится в случае, если при плановой документарной проверке не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, касающихся деятельности проверяемого органа государственной власти субъектов по осуществлению переданных полномочий;
б) оценить соответствие деятельности проверяемого органа государственной власти субъекта обязательным требованиям без проведения мероприятий по контролю за переданными полномочиями.
Предметом плановой выездной проверки является соблюдение обязательных требований при обеспечении граждан жилыми помещениями.
25. Плановая документарная и (или) выездная проверка проводится с предварительным уведомлением органа государственной власти субъекта не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления уведомления о начале проведения проверки в соответствии с ежегодным планом проведения проверок органов государственной власти субъекта по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа государственной власти субъекта.
26. Срок проведения плановой документарной и (или) выездной проверки составляет не более 20 рабочих дней для каждой из проверок.
27. В случае невозможности при проведении плановой проверки получения материалов и пояснений в период, необходимый для их подготовки и (или) предоставления, на основании решения Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей) возможно приостановление проведения проверки на срок не более чем на 10 рабочих дней.
Организация и проведение внеплановых проверок
28. Предметом внеплановой (документарной, выездной) проверки являются проверка сведений, содержащихся в правовых актах проверяемого органа государственной власти субъекта, об исполнении ранее выданного предписания, в иных правовых актах, связанных с осуществлением переданных полномочий и исполнением обязательных требований, иной официальной информации по вопросам, содержащимся в являющихся основанием для проведения внеплановой проверки обращениях граждан, организаций, информации, полученной от государственных органов субъекта, органов местного самоуправления, в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в требованиях Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации.
29. Внеплановая выездная проверка проводится в случае, если при внеплановой документарной проверке не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, касающихся деятельности проверяемого органа государственной власти субъекта по осуществлению переданных полномочий;
б) оценить соответствие деятельности проверяемого органа государственной власти субъекта обязательным требованиям без проведения мероприятий по контролю за переданными полномочиями.
30. Основанием проведения внеплановых (документарных, выездных) проверок в отношении органов государственной власти субъекта, осуществляющих переданные полномочия, являются:
а) решения Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей), принимаемые на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь нарушения прав граждан;
б) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении внеплановых проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
в) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований, включая отмену принятых решений или внесение в них изменения.
31. Проведение внеплановых (документарных, выездных) проверок производится по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации по месту осуществления деятельности органа государственной власти субъекта и должностного лица органа государственной власти субъекта.
32. В заявлении Министерства о согласовании проведения внеплановой (документарной, выездной) проверки указываются основания принятия Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей) решения о проведении внеплановой проверки, а также сведения об органе государственной власти субъекта, должностном лице органа государственной власти субъекта, в отношении которых будет проводиться внеплановая проверка, включающие наименование, местонахождение органа государственной власти субъекта, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа государственной власти субъекта и наименование занимаемой им должности.
Заявление о согласовании проведения внеплановой проверки и прилагаемые к нему документы направляются Министерством в прокуратуру субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее 3 рабочих дней до дня предполагаемой внеплановой проверки.
33. Внеплановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением органа государственной власти субъекта, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, которое представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты соответствующего органа государственной власти субъекта.
34. Срок проведения внеплановой (документарной, выездной) проверки в отношении органа государственной власти субъекта составляет не более 20 рабочих дней.
Оформление результата проведения проверки
35. По результатам плановой и внеплановой проверки составляется акт проверки в произвольной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
36. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Министерства. В случае проведения проверки совместно с другими органами государственного контроля (надзора) в акте проверки указывается наименование всех участвующих в такой проверке органов;
3) дата и номер приказа руководителя Министерства о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого органа государственной власти субъекта, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) выводы об эффективности и о качестве осуществления переданных полномочий;
9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у органа государственной власти субъекта указанного журнала;
10) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
37. Методика оценки эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ и статье 2 Федерального закона N 342-ФЗ, применяемая при осуществлении контроля за переданными полномочиями, приведена в Приложении N 2 к настоящему порядку.
38. К акту проверки прилагаются объяснения сотрудников органа государственной власти субъекта, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (при наличии).
39. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти субъекта, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в соответствующем деле Министерства.
При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
40. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю за переданными полномочиями, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти субъекта под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в соответствующем деле Министерства.
41. При проведении совместной проверки после подписания акта копии акта направляются органам государственного контроля (надзора), должностные лица которых принимали участие в проверке.
42. При проведении внеплановой выездной проверки копия акта такой проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
43. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Устранение нарушений, выявленных при проведении проверки
44. При выявлении нарушений в ходе проверки Министерство выдает предписание органу государственной власти субъекта об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, подлежащее обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок.
Предписание подписывается Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей).
45. Предписание вручается лично под расписку руководителю (уполномоченному представителю) органа государственной власти субъекта либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении руководителю (уполномоченному представителю) органа государственной власти субъекта, и является обязательным для исполнения.
46. О принятых мерах по результатам выполнения предписания Министерство уведомляется в письменной форме руководителем органом государственной власти субъекта или лицом, исполняющим его обязанности.
Министерство контролирует принятие мер по устранению и недопущению нарушений, выявленных при проведении проверки.
47. Отменить предписание или внести в него изменения может Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или лицо, исполняющее его обязанности. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
48. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта переданных полномочий Министерство по решению Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей) направляет в Правительство Российской Федерации предложение об изъятии переданных полномочий с указанием фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта переданных полномочий.
49. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого органа государственной власти субъекта в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить письменные возражения с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в целом или его отдельных положений.
Внесение информации о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в единый реестр проверок
50. По результатам проведения проверок Министерство вносит в единый реестр проверок в порядке, установленном Правилами N 415:
а) информацию о результатах проверки, содержащую:
дату, время и место составления акта проверки;
дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
наименование проверяемого органа государственной власти субъекта или фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа государственной власти субъекта;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица органа государственной власти субъекта, присутствовавших при проведении проверки;
сведения об ознакомлении или отказе от ознакомления с актом проверки руководителя органа государственной власти субъекта, должностного лица органа государственной власти субъекта, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
сведения о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения (с указанием положений правовых актов);
указание на отсутствие выявленных нарушений обязательных требований (в случае, если нарушений обязательных требований не выявлено);
сведения о причинах невозможности проведения проверки (в случае, если проверка не проведена);
б) информацию о мерах, принятых по результатам проверки, содержащую:
сведения о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания);
сведения о направлении материалов о выявленных нарушениях обязательных требований в государственные органы в соответствии с их компетенцией;
сведения о выполнении предписаний Министерства об устранении выявленных нарушений обязательных требований (с указанием реквизитов выданных предписаний);
сведения о фактах невыполнения предписаний Министерства об устранении выявленных нарушений обязательных требований (с указанием реквизитов выданных предписаний);
перечень примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц;
сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении;
сведения об обжаловании решений и действий (бездействия) Министерства либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования;
в) информацию об отмене результатов проверки (в случае, если такая отмена была произведена).
IV. Порядок внутреннего контроля за осуществлением контроля за переданными полномочиями и административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями
Порядок внутреннего контроля за осуществлением контроля за переданными полномочиями
51. Контроль за переданными полномочиями осуществляется заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) и уполномоченным Департаментом Министерства.
52. Внутренний контроль за осуществлением контроля за переданными полномочиями осуществляется в рамках текущего контроля в соответствии с настоящим порядком.
53. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий при проведении контроля за переданными полномочиями осуществляет заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) в текущей форме и по обращениям заинтересованных лиц.
54. В случае выявления ненадлежащего осуществления контроля за переданными полномочиями, в том числе нарушения состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения и совершения действий за пределами предоставленных полномочий, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по представлению заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) отменяет результаты контроля за переданными полномочиями.
55. Контроль за осуществлением контроля за переданными полномочиями со стороны граждан, их объединений и организаций является самостоятельной формой контроля и осуществляется путем направления обращений в Министерство, а также путем обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе проведения проверок в порядке, предусмотренном для административного обжалования.
Порядок административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями
56. Предметом административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями (далее - административное (ведомственное) обжалование) являются нарушение должностными лицами Министерства настоящего порядка, совершение действий за пределами предоставленных полномочий, а также законность и обоснованность решений, принятых в ходе контроля за переданными полномочиями.
57. В порядке административного (ведомственного) обжалования может быть подано обращение Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей) на действие (бездействие) и (или) решение должностного лица Министерства (далее - обращение).
58. Срок рассмотрения обращений органов государственной власти субъектов или должностных лиц органов государственной власти субъектов о нарушении установленного порядка осуществления контроля за переданными полномочиями составляет не более 30 календарных дней со дня поступления обращения.
59. Сведения о результатах рассмотрения обращений органов государственной власти субъектов или должностных лиц органов государственной власти субъектов о нарушении установленного порядка осуществления контроля за переданными полномочиями не позднее трех рабочих дней подлежат размещению в едином реестре проверок.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Уведомление о начале проведения проверки |
|
Содержание Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 апреля 2021 г. N 255/пр "Об утверждении... |