Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29 июня 2021 г. N 424 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов скрепи овец и коз"

 

В соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов скрепи овец и коз.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

 

Министр

Д.Н. Патрушев

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2021 г.

Регистрационный N 64492

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 29.06.2021 N 424

 

Ветеринарные правила
осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов скрепи овец и коз

 

I. Область применения

 

1. Настоящие Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов скрепи овец и коз (далее - Правила), устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов скрепи овец и коз 1 (далее - скрепи).

2. Правилами устанавливаются обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации, предотвращению возникновения и распространения на территории Российской Федерации скрепи, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага скрепи, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе к проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.

 

II. Общая характеристика скрепи

 

3. Скрепи - инфекционная нейродегенеративная болезнь овец, коз и муфлонов (далее - восприимчивые животные), характеризующаяся поражением центральной нервной системы и 100 процентной летальностью.

Клиническими признаками скрепи являются неврологические расстройства, нарушение координации движения, шаткость походки, тремор, параличи, зуд с расчесами, истощение, общая слабость.

4. Возбудителем скрепи является патологический прионный белок (PrPSc) (далее - возбудитель).

Инкубационный период болезни составляет от 10 месяцев до 6 лет.

5. Источниками возбудителя являются больные восприимчивые животные, в том числе в инкубационном периоде.

6. Передача возбудителя осуществляется алиментарным и контактным путями, возможна передача от матерей к потомству. Факторами передачи возбудителя являются вода, корма и кормовые добавки, контаминированные возбудителем.

 

III. Профилактические мероприятия

 

7. В целях предотвращения возникновения и распространения скрепи физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных (далее - владельцы восприимчивых животных), обязаны:

предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации 2 (далее - специалисты госветслужбы), восприимчивых животных для осмотра;

извещать в течение 24 часов специалистов госветслужбы обо всех случаях заболевания или гибели восприимчивых животных, а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание;

принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, а также обеспечить изоляцию трупов восприимчивых животных в том же помещении, в котором они находились;

обеспечивать изъятие абортированных плодов и плодных оболочек от восприимчивых животных;

выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, организациях, в которых содержатся восприимчивые животные (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных Правилами;

соблюдать условия, запреты, ограничения в связи со статусом региона, на территории которого расположено хозяйство, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации по скрепи в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635 (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41508), с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 8 декабря 2020 г. N 735 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62284);

не скармливать восприимчивым животным мясокостную, костную муку, белковые брикеты, а также иные корма для животных, содержащие мясокостную, костную муку и белковые брикеты (далее - корма, содержащие белки жвачных животных).

 

IV. Мероприятия при подозрении на скрепи

 

8. Основаниями для подозрения на скрепи являются:

наличие у восприимчивых животных клинических признаков, характерных для скрепи, перечисленных в пункте 3 Правил;

выявление скрепи в хозяйстве, из которого ввезены восприимчивые животные, корма для них в течение 6 лет после дня осуществления их ввоза;

выявление факта скармливания в хозяйстве восприимчивым животным кормов, содержащих белки жвачных животных;

наличие контакта здоровых восприимчивых животных с больными скрепи восприимчивыми животными.

9. При наличии оснований для подозрения на скрепи владельцы восприимчивых животных обязаны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на скрепи должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого содержатся восприимчивые животные), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб патологического материала от восприимчивых животных, указанного в пункте 16 Правил, и направлении проб в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации (далее - лаборатория), для исследования на скрепи 3;

предоставить специалисту госветслужбы сведения о численности имеющихся (имевшихся) в хозяйстве восприимчивых животных с указанием количества павших восприимчивых животных за последние 30 календарных дней.

10. До получения результатов диагностических исследований на скрепи владельцы восприимчивых животных обязаны:

прекратить все перемещения и перегруппировки восприимчивых животных внутри хозяйства;

прекратить вывоз восприимчивых животных и продуктов их убоя;

прекратить убой восприимчивых животных с целью получения от них продуктов убоя;

прекратить вывоз кормов и кормовых добавок, которые использовались для кормления восприимчивых животных;

запретить посещение хозяйств посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, и специалистов госветслужбы.

11. При возникновении подозрения на скрепи на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на скрепи должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

провести отбор проб патологического материала от восприимчивых животных, указанного в пункте 16 Правил, и направление проб в лабораторию.

В случае невозможности осуществления отбора проб патологического материала должностными лицами ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб органов, указанных в настоящем пункте, должностные лица указанных органов должны обеспечить проведение отбора проб патологического материала и направление проб в лабораторию иными специалистами госветслужбы.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые заключили охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2020, N 30, ст. 4756), при обнаружении на закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, при обнаружении в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление ООПТ федерального значения (далее - природоохранные учреждения), при обнаружении на ООПТ федерального значения диких восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для скрепи, перечисленными в пункте 3 Правил, либо трупов диких восприимчивых животных с наличием признаков, характерных для скрепи, должны:

сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на скрепи должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации;

содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб патологического материала от восприимчивых животных, указанного в пункте 16 Правил, и направлении проб в лабораторию.

13. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 9, 11 и 12 Правил, должно сообщить о подозрении на скрепи и принятых мерах руководителю указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случае угрозы распространения возбудителя на территории иных субъектов Российской Федерации должен сообщить руководителям органов исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, о подозрении на скрепи.

14. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении им информации о возникновении подозрения на скрепи в течение 24 часов должен обеспечить направление специалистов госветслужбы в место нахождения восприимчивых животных, подозреваемых в заболевании скрепи (далее - предполагаемый эпизоотический очаг), для:

клинического осмотра восприимчивых животных;

определения вероятных источников, факторов передачи и предположительного времени заноса возбудителя;

определения границ предполагаемого эпизоотического очага и возможных путей распространения скрепи, в том числе с реализованными (вывезенными) восприимчивыми животными, полученными от них продуктами и (или) кормами, кормовыми добавками для восприимчивых животных в течение 2 лет до получения информации о подозрении на скрепи;

отбора проб патологического материала от восприимчивых животных в соответствии с главой V Правил и направления указанных проб в лабораторию.

15. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации в течение 24 часов после получения информации, указанной в пунктах 9, 11 и 12 Правил, должно:

проинформировать о подозрении на скрепи главу муниципального образования, население муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, и владельцев восприимчивых животных о требованиях Правил;

определить количество восприимчивых животных в хозяйствах, расположенных на территории указанного муниципального образования, а также места и порядок уничтожения трупов восприимчивых животных на территории указанного муниципального образования.

 

V. Диагностические мероприятия

 

16. Специалистами госветслужбы от трупов подозреваемых в заболевании восприимчивых животных отбирается патологический материал (мозжечок и продолговатый мозг). Допускается направление в лабораторию головного мозга целиком или головы, отделенной по сочленению затылочной кости и атланта.

Пробы патологического материала охлаждаются и на период транспортирования помещаются в термос со льдом или охладителем, допускается их консервирование в 10-процентном растворе формалина или замораживание.

Упаковка и транспортирование проб патологического материала должны обеспечивать их сохранность и пригодность для исследований в течение срока транспортировки. Доставка проб патологического материала в лабораторию должна осуществляться специалистами госветслужбы в течение 24 часов с момента их отбора.

Утечка (рассеивание) патологического материала во внешнюю среду не допускается.

Контейнеры, емкости с пробами патологического материала должны быть упакованы и опечатаны.

В сопроводительном письме к пробам патологического материала должны быть указаны вид восприимчивого животного, дата, время отбора проб, адрес места отбора проб и (или) географические координаты в пределах места отбора проб, перечень проб, основания для подозрения на скрепи, адрес и телефон, а также электронная почта (при наличии) специалиста госветслужбы, осуществившего отбор проб.

17. Лабораторные исследования проб патологического материала должны проводиться с использованием следующих методов:

гистологический;

иммуногистохимический;

иммуноблотт;

иммуноферментный анализ.

18. Диагноз на скрепи считается установленным, если выявлен и идентифицирован возбудитель.

19. Руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований на скрепи должен в письменной форме проинформировать руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, специалиста госветслужбы, направившего патологический материал на исследования, о полученных результатах.

В случае установления диагноза на скрепи руководитель лаборатории в течение 12 часов после получения результатов лабораторных исследований в письменной форме должен проинформировать ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности в случае поступления проб патологического материала с объекта, подведомственного указанным органам.

20. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов после установления диагноза на скрепи должен направить в письменной форме информацию о возникновении скрепи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации) (далее - руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, в ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

21. При установлении диагноза на скрепи на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов должны взаимодействовать с должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации по вопросам осуществления на подведомственных объектах мероприятий, предусмотренных Правилами.

22. В случае если в результате проведенных лабораторных исследований диагноз на скрепи не был установлен, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов должен проинформировать об этом ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае если исследованные пробы патологического материала поступили с объекта, подведомственного указанным органам.

23. Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации должно проинформировать о неустановлении диагноза на скрепи владельцев восприимчивых животных, главу муниципального образования, на территории которого располагается предполагаемый эпизоотический очаг, в течение 24 часов с момента получения соответствующей информации.

 

VI. Установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов скрепи, а также на предотвращение ее распространения

 

24. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза на скрепи в течение 24 часов с момента установления диагноза на скрепи должен:

направить на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае установления диагноза на скрепи у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам;

разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на скрепи на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на скрепи в соответствии с пунктом 19 Правил;

разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага скрепи и предотвращению распространения возбудителя, и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на скрепи на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага скрепи и предотвращению распространения возбудителя осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на скрепи в соответствии с пунктом 19 Правил.

25. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии.

26. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определено место нахождения источника и факторов передачи возбудителя в тех границах, в которых возможна его передача восприимчивым животным (далее - эпизоотический очаг).

27. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.

28. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге.

29. В эпизоотическом очаге:

а) запрещается:

посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;

въезд и выезд транспортных средств (за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации эпизоотического очага и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей, проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства);

ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных (за исключением вывоза здоровых восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);

перегруппировка и перемещение восприимчивых животных внутри хозяйства;

доение подозреваемых в заболевании овец и коз;

использование баранов (козлов) и спермы баранов (козлов) для воспроизводства;

охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам 4, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; 5

заготовка и вывоз кормов, кормовых добавок с которыми могли иметь контакт подозреваемые в заболевании восприимчивые животные;

вывоз инвентаря и иных материально-технических средств с которыми могли иметь контакт подозреваемые в заболевании восприимчивые животные;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других мероприятий, связанных со скоплением восприимчивых животных;

б) осуществляется:

исключение возможности контакта персонала, обслуживающего подозреваемых в заболевании восприимчивых животных, с другими восприимчивыми животными, содержащимися в хозяйстве, и обслуживающим их персоналом;

поголовный клинический осмотр восприимчивых животных; санитарно-душевая обработка людей со сменой одежды и обуви при входе на территорию и выходе с территории эпизоотического очага;

дезинфекция транспортных средств при выезде с территории эпизоотического очага в соответствии с пунктом 30 Правил;

оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага; дезинсекция и дератизация;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев 6;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, путем регулирования численности 7;

убой восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для скрепи, перечисленными в пункте 3 Правил, и (или) имевших контакт с больными скрепи восприимчивыми животными, и (или) которым в хозяйстве скармливались корма, содержащие белки жвачных животных.

Убой восприимчивых животных осуществляется бескровным методом на территории эпизоотического очага. Трупы восприимчивых животных без снятия шкур, а также абортированные плоды и последы, уничтожаются путем сжигания в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

30. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат территории хозяйств, помещения по содержанию восприимчивых животных и другие объекты, с которыми контактировали восприимчивые животные, в том числе транспортные средства при выезде с территории эпизоотического очага.

Для дезинфекции должен применяться гипохлорит натрия с содержанием двух процентов активного хлора, или двух нормальный раствор гидроксида натрия, или другие способы дезинфекционной обработки, обеспечивающие инактивацию возбудителя.

Навоз от больных восприимчивых животных сжигается. Верхние слои бурта обрабатываются раствором гипохлорита натрия с содержанием двух процентов активного хлора, или 2-процентным раствором хлорамина, или другими хлорсодержащими препаратами, обеспечивающими инактивацию возбудителя, согласно инструкциям по их применению.

 

VII. Отмена карантина и последующие ограничения

 

31. Отмена карантина осуществляется через 24 месяца после уничтожения последнего трупа павшего восприимчивого животного и (или) убоя последнего восприимчивого животного, подлежащего убою в соответствии с пунктом 29 Правил, и проведения других мероприятий, предусмотренных Правилами.

32. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от должностного лица организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или от должностных лиц ветеринарной (ветеринарно-санитарной) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности (в случае, если эпизоотический очаг был выявлен на объектах, подведомственных указанным органам) заключения о выполнении мероприятий, предусмотренных Правилами, в течение 24 часов должен направить представление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг.

Решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации, в котором был зарегистрирован эпизоотический очаг, принимает руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии в случае принятия им решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).

33. После отмены карантина в течение 18 месяцев на территории эпизоотического очага запрещается:

вывод (вывоз) восприимчивых животных (за исключением вывоза восприимчивых животных на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты);

ввоз и использование баранов (козлов) и спермы баранов (козлов) для разведения восприимчивых животных.

 

------------------------------

1Приказ Минсельхоза России от 19 декабря 2011 г. N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2012 г., регистрационный N 23206) с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 20 июля 2016 г. N 317 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2016 г., регистрационный N 43179), от 30 января 2017 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2017 г., регистрационный N 45771), от 15 февраля 2017 г. N 67 (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 г., регистрационный N 45915), от 25 сентября 2020 г. N 565 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2020 г. регистрационный N 60518).

2Статья 5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

3Пункт 14 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденного приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 634 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2016 г., регистрационный N 41190).

4Статья 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

6Статья 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424).

7Статья 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Минсельхоз определил, какие профилактические, диагностические, ограничительные мероприятия реализуются для предотвращения распространения и ликвидации очагов скрепи овец и коз. Урегулированы вопросы установления и отмены карантина.

Указанное заболевание характеризуется поражением центральной нервной системы и 100-процентной летальностью. Клиническими признаками скрепи являются неврологические расстройства, нарушение координации движения, шаткость походки, тремор, параличи, зуд с расчесами, истощение, общая слабость.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.


Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 29 июня 2021 г. N 424 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов скрепи овец и коз"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2021 г.

Регистрационный N 64492


Вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2021 г. N 0001202107300051