Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 июля 2021 г. N 03-07-08/53097
Вопрос: ООО на основании заключенных договоров с авиакомпаниями оказывает услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, пассажиров, экипажей воздушных судов, обработке багажа, грузов и почты в Международном аэропорту.
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2019 N 749 утвержден перечень услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, при реализации которых налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов. К данным услугам, в частности, отнесены услуги, оказываемые в международном аэропорту, по прибытию и (или) вылету воздушного судна, совершающего международный рейс, предусмотренные договорами между организациями, оказывающими услуги по обслуживанию (или их агентами), и перевозчиками, зарегистрированными в Российской Федерации (или их агентами), относящиеся к наземному обслуживанию воздушных судов, пассажиров, экипажей воздушных судов, обработке багажа, грузов и почты.
В процессе оказания ООО услуг по наземному обслуживанию возникают ситуации, когда воздушное судно, совершающее международный рейс, выполняет промежуточную техническую посадку на территории Российской Федерации без изменения коммерческой загрузки.
В частности, при выполнении ООО-1 рейсов по маршруту Пекин (РЕЕ) - Москва (SVO) и по маршруту Шанхай (PVG) - Москва (SVO) была произведена промежуточная посадка воздушного судна в аэропорту г. Красноярска (KJA) с целью дозаправки воздушного судна топливом и смены экипажа. Факт совершения технической посадки и отсутствие изменений коммерческой загрузки ВС в аэропорту г. Красноярска подтверждается данными таможенной декларации. Таким образом, маршрут следования при осуществлении перевозки был разделен на два сегмента.
В соответствии со ст. 101 Воздушного кодекса РФ международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
В связи с вышеизложенным, просим направить разъяснение о порядке применения ставки НДС 0 процентов при выставлении счетов за услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, выполняющих международный рейс из/в Международный аэропорт, при условии совершения технической посадки в промежуточном аэропорту Российской Федерации с целью заправки воздушного судна топливом и/или смены экипажа без изменения коммерческой загрузки.
Ответ: В связи с письмом по вопросу отнесения к услугам, оказываемым при международной перевозке, услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, выполняющих международный рейс из/в Международный аэропорт, при условии совершения технической посадки в промежуточном аэропорту Российской Федерации с целью заправки воздушного судна топливом и/или смены экипажа без изменения коммерческой загрузки, Департамент налоговой политики с учетом позиции Минтранса России сообщает.
В соответствии с подпунктом 2.12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке в размере 0 процентов при реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, при реализации которых налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 749 "Об утверждении перечня услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, при реализации которых налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. N 588" (далее - перечень).
Пунктом 6.3 статьи 165 Кодекса установлено, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации вышеуказанных услуг и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор или контракт (копия договора или контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание услуг;
2) акт или иные документы (их копии), подтверждающие оказание услуг и содержащие указание на маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется при реализации предусмотренных перечнем услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации, при условии представления в налоговый орган документов, поименованных в пункте 6.3 статьи 165 Кодекса. В случае отсутствия вышеуказанных документов оснований для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации вышеуказанных услуг не имеется.
Минтрансом России отмечается (письмо от 24 июня 2021 г. N ИЧ-Д1-22/11068, направленное в адрес Минфина России), что согласно пункту 2 статьи 101 Воздушного кодекса Российской Федерации международная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:
- соответственно на территории двух государств;
- на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
Пунктом 75 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, предусмотрено, что перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее - маршрут перевозки).
Техническая посадка в промежуточном аэропорту Российской Федерации с целью заправки воздушного судна топливом и/или смены экипажа без изменения коммерческой загрузки маршрутом перевозки не предусмотрена.
Учитывая изложенное, услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, выполняющих международный рейс из/в Международный аэропорт, при условии совершения технической посадки в промежуточном аэропорту Российской Федерации с целью заправки воздушного судна топливом и/или смены экипажа без изменения коммерческой загрузки облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, выполняющих международный рейс из международного аэропорта или в международный аэропорт, при условии совершения технической посадки в промежуточном аэропорту России с целью заправки воздушного судна топливом и/или смены экипажа без изменения коммерческой загрузки облагаются НДС по ставке 20%.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 июля 2021 г. N 03-07-08/53097
Текст письма опубликован не был