Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 июля 2021 г. N 03-03-07/57963
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам в целях налогообложення прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной некоммерческой деятельности, по перечню таких поступлений, определенному данным пунктом.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким поступлениям отнесены, в частности, средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
Согласно статье 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под участниками благотворительной деятельности для целей Федерального закона N 135-ФЗ понимаются, в частности, граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Федеральным законом N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (статья 6 Федерального закона N 135-ФЗ).
Таким образом, именно благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ, вправе на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности, при выполнении условий о раздельном учете доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такой деятельности.
При этом обращаем внимание, что в силу нормы пункта 14 статьи 250 НК РФ целевые поступления, использованные не по целевому назначению, признаются внереализационными доходами.
Согласно абзацу первому подпункта 12 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.
Одновременно сообщаем, что вопросы применения положений Федерального закона N 135-ФЗ не относятся к компетенции Минфина России. По указанному вопросу необходимо обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Именно благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, вправе не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности, при раздельном учете доходов (расходов).
Целевые поступления, использованные не по целевому назначению, признаются внереализационными доходами.
От НДС освобождена передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров.
Вопросы применения Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях относятся к компетенции Минэкономразвития.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 июля 2021 г. N 03-03-07/57963
Текст письма опубликован не был