Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 июля 2021 г. N 03-07-14/59238
Вопрос: Просим дать пояснение по следующей ситуации. Заключен контракт с поставщиком из Чехии на поставку оборудования. Сумма контракта 512 900 Евро, которая включает стоимость оборудования 488 900 Евро и 24 000 Евро стоимость шеф-монтажных работ, которые будут осуществляться на территории РФ специалистами поставщика.
По условиям контракта стоимость шеф-монтажных работ будет оплачиваться после их выполнения.
При ввозе оборудования на таможне мною был уплачен НДС в размере 9 256 376,34 руб. В расчет Таможенной стоимости (ТС) таможенный инспектор взял следующие данные
ТС = (488 900 EUR (стоимость оборудования) + 24 000 EUR (стоимость шеф-монтажных работ)) * 88,9523 (курс) + 658 247,02 (транспортные расходы) = 46 281 881,69 руб.
Таким образом, со стоимости шеф-монтажных работ уже уплачен "ввозной" НДС.
Далее в соответствии с п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при оплате шеф-монтажных работ, осуществленных на территории РФ иностранному поставщику, я признаюсь налоговым агентом по НДС.
Прошу дать разъяснения:
1. С учетом того, что "ввозной" НДС со стоимости шеф-монтажных работ мною уже был уплачен на таможне, должна ли я платить НДС при оплате за услуги шеф-монтажа иностранному лицу как налоговый агент?
2. В случае если я должна платить НДС при оплате за услуги шеф-монтажа иностранному лицу как налоговый агент, могу ли я взять всю сумму "ввозного" НДС, уплаченного на таможне, в том числе и со стоимости шеф-монтажных работ, включенных в таможенную стоимость для целей исчисления "ввозного" НДС?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении выполняемых иностранной организацией работ, связанных с оборудованием, ранее ввезенным на территорию Российской Федерации, в случае, если стоимость таких работ включена в таможенную стоимость ввозимого оборудования Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, является территория этого государства.
Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российском налоговом органе, работ, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные работы у иностранного лица.
Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, работы, связанные с движимым имуществом, ввезенным на территорию Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог при перечислении доходов иностранному лицу.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные российской организацией при приобретении у иностранного лица работ, связанных с оборудованием, ранее ввезенным на территорию Российской Федерации, принимаются к вычету в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 3 статьи 171 Кодекса.
Что касается принятия к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации, то в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.A. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как быть с НДС в отношении выполняемых иностранной организацией работ, связанных с оборудованием, ранее ввезенным в Россию, если стоимость таких работ включена в таможенную стоимость ввозимого оборудования.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 июля 2021 г. N 03-07-14/59238
Текст письма опубликован не был