19 марта 2014 г. |
А14-7731/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2014.
Полный текст постановления изготовлен 19.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Шуровой Л.Ф. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Советскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2013 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 (судьи Скрынников В.А., Ольшанская Н.А., Осипова М.Б.) по делу N А14-7731/2013,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 резолютивной части решения ИФНС России по Советскому району г.Воронежа (далее - Инспекция) N 97 от 06.12.2012 в части отказа в праве на применение льготы, предусмотренной п.15 ст.381 НК РФ (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда от 19.09.2013 решение Инспекции N 97 от 06.12.2012 в оспариваемой части признано недействительным.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговый орган обратился с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправомерное использование предприятием льготы, установленной п. 15 ст. 381 НК РФ, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие указывает, что льгота по налогу на имущество организаций, установленная п.15 ст. 381 НК РФ, применена им правомерно, поскольку налогоплательщик был наделен статусом научно-производственного центра при его создании Постановлением Правительства РФ N 5 от 09.01.1994.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Предприятия, обсудив доводы жалобы и отзыва, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Из материалов дела следует, что Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008 год, представленной Предприятием (филиал "Воронежский механический завод") 23.03.2012, в которой заявлена льгота по налогу на имущество согласно п. 15 ст.381 НК РФ - код налоговой льготы 2010333 "имущество государственных научных центров".
По результатам проверки налоговым органом в отношении Предприятия был составлен акт камеральной налоговой проверки N 1641 от 08.11.2012 и принято решение N 97 от 06.12.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю отказано в применении льготы по п.15 ст. 381 НК РФ.
Решением УФНС России по Воронежской области N 15-1-18/02475 от 14.02.2013 решение Инспекции N 97 от 06.12.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции N 97 от 06.12.2012 в части отказа в праве на применение льготы, предусмотренной п.15 ст.381 НК РФ, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая заявленные Предприятием требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
В силу п. 15 ст. 381 НК РФ освобождается от налогообложения имущество государственных научных центров.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технической политике").
Согласно п. 2 ст. 5 данного Закона статус государственного научного центра может присваиваться научной организации, имеющей уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагающей научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.
Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ N 939 от 22.06.1993 "О государственных научных центрах Российской Федерации", которым установлено, что присвоение конкретному предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.
Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 983 от 09.10.1995 "О федеральных научно-производственных центрах" установлено, что отдельным предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним, может присваиваться статус федерального научно-производственного центра.
Присвоение статуса центра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального космического агентства и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации.
Судами установлено, что Предприятием при подаче в налоговый орган уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2008 год была заявлена льгота, предусмотренная п.15 ст.381 НК РФ.
В подтверждение права на льготу налогоплательщик представил в налоговый орган Постановление Правительства Российской Федерации N5 от 09.01.1994 о создании Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, из которого следует, что предприятие является федеральным научно-производственным центром, и указанный статус им приобретен при его создании.
Основными видами деятельности научно-производственного центра, в том числе, являются: проведение фундаментальных, поисковых и системных исследований по развитию ракетно-космической техники; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; разработка, изготовление и поставка космических аппаратов, ракет-носителей, орбитальных станций и других ракетно-космических систем; внешнеэкономическая деятельность. В Государственном космическом центре предусмотрено создание научно-технического совета.
Кроме того, в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации космической отрасли, развития научного потенциала страны в интересах реализации Федеральной космической программы России и государственного оборонного заказа в качестве государственной поддержки указанным Постановлением предусмотрено, начиная с 1994 года, приоритетное выделение отдельной строкой Предприятию централизованных капитальных вложений, а также право на гарантированное возмещение за счет средств федерального бюджета Российской Федерации убытков в случае прекращения контрактов с зарубежными организациями и фирмами, заключенных по решениям Правительства Российской федерации.
При рассмотрении спора судами обоснованно учтено, что согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N148 от 17.11.2011, льгота, предусмотренная п. 15 ст. 381 НК РФ, распространяется также на имущество федеральных научно-производственных центров.
Применяя данную льготу к федеральным научно-производственным центрам, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исходил из того, что положения п.15 ст. 381 НК РФ не содержат указания на то, что данная льгота распространяется только на те государственные научные центры, которые приобрели названный статус в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О государственных научных центрах Российской Федерации".
Согласно данной позиции эта льгота может быть установлена и другими нормативно-правовыми актами, например Постановлением Правительства Российской Федерации N 983 "О федеральных научно-производственных центрах".
Предприятие было создано на основании Постановления Правительства Российской Федерации, наделившего его статусом научно-производственного центра при создании, что подтверждено письмом Федерального космического агентства N Утп-7928 от 13.11.2012, в ведомственном подчинении которого налогоплательщик находится.
Присвоение Предприятию статуса федерального научно-производственного центра осуществлено на основании нормативного акта того же правового уровня.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод о том, что созданный на основании Постановления Правительства Российской Федерации и, обладая статусом федерального научно-производственного центра с момента своего создания, являясь научной организацией, Предприятие имеет право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 15 ст. 381 НК РФ.
Судами также правильно указано, что по смыслу п. 15 ст. 381 НК РФ, в целях применения льготы, доказыванию подлежит не включение Предприятия в перечень государственных научных или федеральных научно-производственных центров, составленный в порядке и по правилам определенного правового акта, а наличие собственно статуса государственного научного или федерального научно-производственного центра, который может быть присвоен иным нормативно-правовым актом того же уровня.
Суды обоснованно отметили, что Постановление Правительства N5 от 09.01.1994, на которое ссылается Предприятие, является документом одного правового уровня с изданным позднее Постановлением Правительства N 983 от 09.10.1995, в силу чего, является подтверждением статуса федерального научно-производственного центра с момента его создания на равных основаниях с установленным в последующем порядком подтверждения данного статуса.
При этом Инспекцией не оспаривается, что Предприятие является федеральным научно-производственным центром и соответствующий статус приобретен им на законных основаниях в соответствии с Постановлением Правительства N 5 от 09.01.1994.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, судами обоснованно признано недействительным решение Инспекции N 97 от 06.12.2012 в части отказа в праве на применение льготы, предусмотренной п.15 ст.381 НК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по делу N А14-7731/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Советскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.