г. Калуга |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А64-2177/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей
при участии в заседании: |
Гриднева А.Н. Сорокиной И.В. Нарусова М.М.
|
от истца: Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная индустрия "
от ответчика: Управление ФС Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
ФГБУ ФКП ФС Государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
от третьего лица: ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области
Администрация Тамбовского района Тамбовской области
Администрация Тамбовской области
|
Балакина Д.А. по доверенности б\н от 06.03.2014 (сроком до 31.12.2014)
Не явился, извещен надлежаще
Не явился, извещен надлежаще
Не явился, извещен надлежаще
Не явился, извещен надлежаще
Не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Тамбовского района Тамбовской области, г. Тамбов,
на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А64-2177/2012
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная индустрия" (далее - ООО "Инвестиционная индустрия", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и ФБУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:20:5607022:15, площадью 39219 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовская район, Бокинский промышленный узел, ул. Промышленная, стр. N 16, равной рыночной, составляющей 2 863 379 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.04.2012 ФБУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области" исключено из числа соответчиков по настоящему делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 производство по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2012 по делу N А64-2177/2012 прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2012 определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А64-2177/2012 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Администрации Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2012 по делу N А64-2177/2012 по существу.
Определением суда апелляционной инстанции от 14.02.2013 суд перешел к рассмотрению дела N А64-2177/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Тамбовской области.
Определением суда апелляционной инстанции от 31.05.2013 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Оценка+" (392000, г. Тамбов, ул. Студенецкая, 16а, корп. 1, оф. 302), экспертам - оценщикам Сутягину Владиславу Юрьевичу и Мамонтову Олегу Александровичу.
Определением от 10.10.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Росреестра" по Тамбовской области.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2012 по делу N А64-2177/2012 отменено, по делу вынесен новый судебный акт, которым постановлено установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:5607022:15 площадью 39219 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Бокинский промышленный узел, ул. Промышленная, стр. N 16 равной рыночной стоимости, составляющей 2 833 600 рублей.
В кассационной жалобе Администрация Тамбовского района Тамбовской области, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, приняв по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебной инстанцией, разрешившей спор, ООО "Инвестиционная индустрия" принадлежит на праве аренды земельный участок, с кадастровым номером 68:20:5607022:15, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения - вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания зданий силикатного завода, площадью 39 219 кв. м, адрес (местоположение): Тамбовская обл. Тамбовский р-н, Бокинский промышленный узел, ул. Промышленная, стр. N 16, что подтверждается договором аренды земельного участка находящегося в государственной собственности N 470 от 02.12.2011.
Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:5607022:15 составляет 19 873 443, 87 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению земельного налога, ООО "Инвестиционная индустрия" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, представив отчет об оценке рыночной стоимости данного земельного участка.
Из отчета N 10 от 11.02.2012 об определении рыночной стоимости имущества, выполненного независимым оценщиком ИП Путилиным В.В., следует, что по состоянию на 01.01.2011 год рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:5607022:15 составляет 2 863 379 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что заявленные требования (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений) соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 установлен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ) (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
Согласно имеющегося в материалах дела отчета независимого оценщика ИП Путилина В.В. о рыночной стоимости спорного земельного участка N 10 от 11.02.2012, следует, что по состоянию на 01.01.2011 год рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:5607022:15 составляет 2 863 379 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
В соответствии с отчетом N 22 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Тамбовской области, утвержденному Постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области", рыночная стоимость земель промышленного назначения определена по состоянию на 01.01.2009.
На основании выводов судебной экспертизы, изложенных в заключении эксперта N 005-13 от 16.10.2013, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 68:20:5607022:15, площадью 39219 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Бокинский промышленный узел, ул. Промышленная, стр. N 16, по состоянию на 1.01.2009 составила 2 833 600 рублей.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Вместе с тем, согласно ст. 86 АПК РФ, экспертное заключение является доказательством по делу, подлежащим оценке наряду с остальными доказательствами.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции оценил и обосновано принял результаты экспертизы, как надлежащее подтверждение кадастровой стоимости земельного участка равной ее рыночной стоимости.
Суд кассационной инстанции соглашается с вышеуказанными выводами суда апелляционной инстанции.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судом в основу принятого по делу судебного акта. Вместе с тем, переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены постановления не имеется.
руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А64-2177/2012, оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Гриднев |
Судьи |
И.В.Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.