Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства области
от 02.08.2021 N 877
(приложение 2)
Основные направления
долговой политики Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
I. Итоги реализации долговой политики в 2015 - 2021 годах
За период 2015 - 2020 годов государственный долг области сокращен на 19,2 млрд. рублей.
По итогам исполнения областного бюджета 2020 года Вологодская область по уровню государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов из 85 субъектов Российской Федерации заняла 20 место, поднявшись на 2 позиции по сравнению с уровнем 2019 года (в 2012 году регион из 83 субъектов Российской Федерации был на 81 месте, рост в рейтинге составил 61 позицию).
С 2017 года Правительство области стремилось досрочно погасить дорогие коммерческие кредиты, в 2019 году данный процесс был успешно завершен. По состоянию на 1 января 2020 года долговые обязательства перед кредитными организациями погашены в полном объеме. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в 2020 году, Правительству области удалось исполнить социальные обязательства перед гражданами и оказать поддержку бизнесу в полном объеме без привлечения банковских кредитов.
В 2020 году Вологодской областью с Министерством финансов Российской Федерации заключено дополнительное соглашение от 30 сентября 2020 года N 6/5/5/5/5/5/5/5 о продлении срока погашения реструктуризированных бюджетных кредитов из федерального бюджета с 7 до 12 лет. В соответствии с условиями данного соглашения обязательства в объеме 1,7 млрд. рублей, подлежащие уплате в 2020 году, перенесены равными платежами на 2025 - 2029 годы. Высвобождаемые средства областного бюджета в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам направлены на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции и на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов в сравнении с 2019 годом.
По итогам исполнения 2020 года государственный долг области составил 15,7 млрд. рублей или 24,7% от фактического объема поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. За январь - декабрь 2020 года объем государственного долга области сократился на 9,2 млн. рублей, за счет выполнения принципалом обязательств по кредитному договору, обеспеченному государственной гарантией области.
По состоянию на 1 января 2021 года в структуре государственного долга области коммерческие заимствования отсутствуют, задолженность по бюджетным кредитам из федерального бюджета составила 99,4% или 15,6 млрд. рублей, действующей является одна государственная гарантия области с объемом обязательств 98,1 млн. рублей или 0,6%.
По итогам исполнения областного бюджета 2021 года условия соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для рефинансирования долговых обязательств области с учетом условий реструктуризации бюджетных кредитов планируется исполнить в полном объеме.
II. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики области
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики области в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, являются:
необходимость выполнения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
ухудшение экономической ситуации, связанной с последствиями COVID-19, замедление темпов экономического роста;
необходимость в финансировании крупных инвестиционных проектов;
необходимость финансового обеспечения расходных обязательств области, принимаемых с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года";
необходимость увеличения расходов областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы;
необходимость сохранения позиции в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии с системой оценки Министерства финансов Российской Федерации.
III. Цели и задачи долговой политики области
По итогам исполнения областного бюджета в 2022 - 2024 годах условия соглашений, заключенных Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для рефинансирования долговых обязательств области с учетом условий реструктуризации бюджетных кредитов должны быть выполнены в полном объеме.
Долговая политика Вологодской области - управление государственным долгом области в целях сохранения объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основные цели долговой политики Вологодской области - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание размера и структуры государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.
Задачи долговой политики области:
обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета;
сохранение объема государственного долга области на экономически безопасном уровне;
обеспечение исполнения долговых обязательств области в полном объеме и в установленные сроки;
осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Вологодской области;
обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;
осуществление контроля за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области (предельными значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации);
обеспечение высокого уровня долговой устойчивости областного бюджета.
IV. Инструменты реализации долговой политики области
В структуре государственного долга области рыночные заимствования отсутствуют. Учитывая сложную экономическую ситуацию, вызванную распространением коронавирусной инфекции, в перспективе может возникнуть потребность в привлечении рыночных заимствований.
Инструментами реализации долговой политики области являются:
1) мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов и депозитных средств (контроль за состоянием финансовой сферы в целях увеличения поступлений доходов в областной бюджет от размещения временно свободных средств на банковских депозитах, мониторинг возможности привлечения прямых дешевых государственных заимствований);
2) поддержание текущей ликвидности областного бюджета через использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;
3) рассмотрение возможности привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета стоимостью не более 3% годовых и сроком погашения до 15 лет при реализации крупных инвестиционных проектов;
4) обеспечение высокого уровня долговой устойчивости областного бюджета:
объем государственного долга области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений - не более 50%;
годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - не более 13%;
доля расходов на обслуживание государственного долга области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - не более 5%;
5) проведение мероприятий по сокращению рисков по действующему условному обязательству области (за период 2014 - 2020 годов доля условных обязательств в структуре государственного долга области уменьшена на 15,2 процентных пункта - с 15,3% на 1 января 2014 года (4,9 млрд. рублей) до 0,1% (98,7 млн. рублей) на 1 января 2021 года. Действующей остается одна государственная гарантия области):
осуществление контроля за выполнением принципалом обязательств по кредитному договору, обеспеченному государственной гарантией области, в полном объеме и в установленные сроки;
не предоставление государственных гарантий области в 2022 - 2024 годах ввиду больших финансово-экономических рисков;
6) при возникновении острой кризисной ситуации с поступлением доходов в областной бюджет осуществление привлечения кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 1% годовых;
7) сохранение ограничения для муниципальных образований области, получающих бюджетные кредиты из областного бюджета, по привлечению в местный бюджет кредитов кредитных организаций исключительно по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
V. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом области
К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом области и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:
ухудшение экономической ситуации в Российской Федерации, в том числе снижение темпов экономического роста, повышение уровня инфляции, в том числе из-за последствий распространения коронавирусной инфекции;
риск недостижения планируемых объемов поступления доходов областного бюджета;
риск ликвидности - отсутствие на едином счете областного бюджета необходимого объема средств для исполнения расходных и долговых обязательств области в полном объеме в установленный срок;
риск роста государственного долга области.
Основной мерой, принимаемой для управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам внутреннего финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению рыночных заимствований для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственных долговых обязательств.
VI. Ожидаемые итоги реализации долговой политики области в 2022 - 2024 годах
Результатом реализации долговой политики в 2022 - 2024 годах должны стать выполнение в полном объеме условий соглашений о реструктуризации действующих обязательств по предоставленным бюджетным кредитам, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.
Планируется достижение следующих показателей долговой устойчивости:
по состоянию на 1 января 2023 года:
- объем государственного долга области не более 30% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций не более 16,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
по состоянию на 1 января 2024 года:
- объем государственного долга области не более 25% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций не более 18,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
по состоянию на 1 января 2025 года:
- объем государственного долга области не более 20% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
- доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций не более 19,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год.
Кроме того, реализация долговой политики направлена на обеспечение доступности информации о государственном долге области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.