г.Калуга |
|
04 апреля 2014 г. |
ДелоN А09-5018/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии: |
|
от товарищества собственников жилья "Десна" (ОГРН 1043266004979, г.Брянск, мкр. Московский, д.57-1, д.57, 241035) - председателя правления Миронцова В.А.;
от отдела надзорной деятельности по Бежицкому району города Брянска Главного управления МЧС России по Брянской области (г.Брянск, ул.Институцкая, д.26, 241035) - Ивченкова Ю.Н. доверенность от 22.01.2014 N 812-4-2;
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Дорониной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Десна" на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2013 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 (судьи Тиминская О.А., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А09-5018/2013,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Десна" (далее - ТСЖ "Десна", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности по Бежицкому району г. Брянска Главного управления МЧС России по Брянской области (далее - административный орган, управление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 06.06.2013 N 184.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с выводами судов, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе заявитель указывает, что ТСЖ "Десна" является некоммерческой организацией. Самостоятельно обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества многоквартирного дома, сбором денег с собственников жилых помещений не занимается. На счету товарищества денег нет. В целях обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества многоквартирного дома, товарищество заключало договора управления с управляющими организациями, в обязанность которых также входил вопрос по восстановлению системы пожарной сигнализации. По мнению заявителя, сумма штрафа в размере 150 000 рублей не соответствует ни тяжести правонарушения вмененного товариществу, ни степени его вины.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Десна" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ГУ МЧС по Брянской области в судебном заседании просил оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителя ТСЖ "Десна", суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ТСЖ "Десна" образовано на базе жилого дома N 57 микрорайона Московский, города Брянска, является объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
С целью контроля исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 24.05.2012 N 287/1/1-4, сроки исполнения которого установлены 27.11.2012, административным органом в период с 23.05.2013 по 31.05.2013 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Десна" по адресу: г. Брянск, м-н Московский, д. 57.
Административный орган установил, что ТСЖ "Десна" являясь объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, допустило нарушение п.53, п.55, п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее- Правила N 390), а именно: не проведена проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода здания; находится в неисправном состоянии система автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре в здании; не обеспечена исправность клапанов мусоропровода, клапана не имеют уплотнения в притворе.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.05.2013 N 195, протокол от 29.05.2013 N 184 об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ на основании которого вынесено постановление от 06.06.2013 N 184 о признании товарищества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывали следующее.
На основании части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации определены обязанности товарищества собственником жилья, в том числе, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
На основании пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Положениями п. п. 53, 55 ППР предусмотрены обязанности руководителей организаций по обеспечению исправности клапанов мусоропроводов, которые должны находиться в закрытом положении и иметь уплотнение в притворе, а также обеспечению исправности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организации проведения проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Диспозицией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Суды правильно указали, что в данном случае вменяемые ТСЖ "Десна" указанные выше нарушения не образуют состав административного правонарушения и не могут быть квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем, необоснованно включены административным органом в постановление N 184 по делу об административном правонарушении от 06.06.2013.
Жилой дом N 57 микрорайона Московский, города Брянска является высотным, в связи с чем при его эксплуатации применяются повышенные требования к пожарной безопасности. Собственниками помещений в данном жилом доме выбран в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, способ управления - ТСЖ "Десна".
На основании п. 1.1, 1.10 устава ТСЖ "Десна" является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений, создано в целях, совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Положением пункта 14 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, а также пунктом 6 раздела 1 Приложения к ним предусматривают обязательное оборудование жилых зданий повышенной этажности (более 28 метров) защитой автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Исходя из пункта 61 Правил противопожарного режима система автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты и оповещения людей о пожаре должны находится в исправном состоянии.
Как следует из материалов дела, товариществом не были соблюдены вышеуказанные требования, и неисправность системы автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре заявителем не оспаривается; при этом из материалов дела следует, что указанные системы в доме смонтированы; значит, возложение на товарищество обязанности по содержанию имущества не связано с возложением на него дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей.
Исходя из положений п. 2, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила) в состав общего имущества включаются в том числе - механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); внутридомовая система электроснабжения, электрические системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода.
Как указывалось выше, в силу ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Для этой цели ТСЖ вправе заключать договоры, обеспечивающие управление многоквартирным домом, а именно: содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устанавливать размер обязательных платежей и взносов, затрат на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме, и, в свою очередь, нести обязанности по осуществлению управления домом, в том числе осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме (ст. 138 ЖК РФ).
Положения пунктов 17, 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 возлагают обязанность разрешения вопросов о финансировании и восстановлении всех неработающих инженерных систем на собственников помещений (общим собранием).
Таким образом, управляющая компания без решения собственников не может самостоятельно разрешить данный вопрос, такие полномочия находятся в ведении товарищества. Следовательно, товарищество, являясь ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности и надлежащее и безопасное содержание общего имущества обязано было разрешить вопрос о восстановлении системы автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, составить смету необходимых расходов и обеспечить сбор средств, заключить договор подряда с соответствующим лицом, выполняющим такого рода работы либо поручить это управляющей компании. На момент обнаружения правонарушения указанные действия не произведены.
Поэтому довод кассационной жалобы о том, что обязанность по восстановлению системы пожарной сигнализации возложена на управляющую компанию, основана на неверном толковании норм материального права.
Довод жалобы о несоответствии суммы штрафа в размере 150 000 рублей тяжести правонарушения, вмененного товариществу, судами признан несостоятельным, так как несоблюдение норм пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии системы автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре в здании, является грубым правонарушением, поскольку многоквартирный высокоэтажный жилой дом является объектом повышенной пожароопасности, с массовым пребыванием людей.
Основания переоценки указанных обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ч.1 ст.286 АПК РФ
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств того, что ТСЖ "Десна" были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Порядок привлечения ТСЖ "Десна" к административной ответственности административным органом соблюден.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
Таким образом, судом первой и апелляционной инстанции правильно применены нормы права к установленным в деле обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 по делу N А09-5018/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.