Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 августа 2021 г. N 684-П
"О концепции проекта "Единая карта жителя Ямала"
В целях реализации проекта "Единая карта жителя Ямала" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую концепцию проекта "Единая карта жителя Ямала" (далее - концепция).
2. Определить департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа уполномоченным органом по реализации проекта "Единая карта жителя Ямала".
3. Исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющим реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки населению Ямало-Ненецкого автономного округа, руководствоваться концепцией при подготовке предложений по применению информационных технологий для совершенствования нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа, регламентирующих их предоставление.
4. Установить, что мероприятия по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и развитию сервисов проекта "Единая карта жителя Ямала" осуществляются в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1110-П.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 3 августа 2021 г. N 684-П
Концепция
проекта "Единая карта жителя Ямала"
I. Общие положения
Настоящая концепция определяет цели, задачи, принципы и основные положения реализации проекта "Единая карта жителя Ямала" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ, проект).
В рамках реализации проекта участники проекта действуют в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также антимонопольного законодательства Российской Федерации.
II. Идея проекта
В настоящее время сфера информационных и коммуникационных технологий является динамично развивающимся направлением и стала одним из ключевых инструментов принятия современных управленческих решений во всех отраслях экономики и сферах государственного управления.
Наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий.
Постоянное увеличение объема данных ставит задачи по формированию новых технологий их сбора, анализа, обмена и управления процессами.
Конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных. Такие технологии активно используются и в Российской Федерации, но сегодня находятся в большой степени зависимости от зарубежных разработок.
Использование иностранных информационных и коммуникационных технологий усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере.
В этой связи создание и развитие национальной платежной системы "Мир" позволяет сегодня на основе отечественных разработок удовлетворить текущие и перспективные потребности национальной экономики в платежных услугах, повысить качество, доступность и безопасность как платежных услуг, так и сервисов, реализуемых с использованием данной системы.
Одним из перспективных направлений, реализуемых многими субъектами Российской Федерации, является так называемый проект "карта жителя".
Данный проект объединяет в себе применение отечественных разработок в сфере платежей на основе использования национальной платежной системы "Мир" и современные подходы в решении вопросов совершенствования государственного и муниципального управления на основе реализации принципа адресности предоставления мер поддержки и услуг отдельным категориям граждан.
Реализация проектов "карта жителя" в регионах Российской Федерации позволяет решить вопросы учёта и контроля за целевым расходованием бюджетных средств, оперативной обработки данных, значительно сократить обмен информацией на бумажных носителях, позволяет аккумулировать учёт финансовых средств, направляемых в конкретную сферу и, как следствие, повысить эффективность их использования, в том числе за счёт снижения сопутствующих издержек на основе использования информационных технологий.
В рамках реализуемых сегодня проектов "карта жителя" национальная платежная система выступает прежде всего в качестве поставщика технологии платежного приложения "Мир", а также спецификаций и описаний принципов и вариантов построения нефинансовых сервисов с использованием данной технологии.
Реализация проекта является одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 24 июня 2021 года N 478.
III. Цели и задачи проекта
Целью проекта является создание условий для:
- получения жителями автономного округа мер социальной поддержки, определенных нормативными правовыми актами, с использованием банковских карт на базе национальной платежной системы "Мир";
- повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на социальную поддержку населения путем применения информационных технологий.
Задачи проекта:
- повышение удобства обслуживания и обеспечение информированности населения при получении мер социальной поддержки;
- усиление соблюдения принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки и контроля за целевым расходованием бюджетных средств;
- обеспечение эффективного взаимодействия всех участников проекта посредством автоматизации процессов, оперативного обмена информацией и технологической обработки данных;
- развитие инфраструктуры, обеспечивающей осуществление безналичных расчетов на территории автономного округа.
В ходе реализации проекта будут приняты нормативные правовые акты автономного округа и создана информационная инфраструктура, обеспечивающие достижение целей и решение задач проекта.
IV. Основания для реализации проекта
Законодательной базой для реализации проекта являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе";
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года N 203;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2035 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 24 июня 2021 года N 478.
V. Участники проекта
Основными участниками проекта являются:
уполномоченный орган по реализации проекта (обеспечивает нормативно-правовое, организационное, техническое сопровождение проекта);
оператор государственной информационной системы (оператор проекта) (участвует в создании, обеспечивает развитие и функционирование государственной информационной системы и осуществляет координацию участников проекта);
оператор платежной системы "Мир" (определяет правила платежной системы и обеспечивает бесперебойность, эффективность и доступность оказания услуг по переводу денежных средств, надежность, удобство и доступность платежных карт и иных электронных средств платежа для населения Российской Федерации, развитие и продвижение инновационных технологий и способов осуществления переводов денежных средств для широкого применения на территории Российской Федерации);
хозяйствующие субъекты (осуществляют продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг населению автономного округа);
кредитные организации (осуществляют обслуживание финансовых потоков и эмиссию банковских карт);
исполнительные органы государственной власти автономного округа, осуществляющие предоставление мер социальной поддержки населению автономного округа, подведомственные им государственные учреждения;
жители автономного округа - держатели Единой карты жителя Ямала.
Участие в проекте осуществляется на добровольной основе.
VI. Принципы реализации проекта
Проект реализуется на основе следующих принципов:
- использование банковских карт на базе национальной платежной системы "Мир";
- единая техническая и технологическая политика;
- совместимость информационных ресурсов;
- расширение состава участников проекта, услуг и сервисов;
- защита информации и персональных данных;
- приоритетное использование технических решений отечественных разработчиков программного обеспечения и производителей оборудования;
- добросовестная конкуренция в затрагиваемых проектом сферах.
VII. Единая карта жителя Ямала
Единая карта жителя Ямала - многофункциональная электронная именная карта, принадлежащая жителю автономного округа.
Единая карта жителя Ямала является идентификатором жителя в информационной инфраструктуре автономного округа и обеспечивает персональное предоставление мер социальной поддержки и информационных ресурсов держателю Единой карты жителя Ямала.
В проекте участвуют действующие банковские карты на базе национальной платежной системы "Мир", эмитированные любой кредитной организацией - участником национальной системы платежных карт, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе (далее - действующие банковские карты). Порядок предоставления статуса "Единая карта жителя Ямала" действующим банковским картам определяется законодательством автономного округа, регламентирующим предоставление мер социальной поддержки населения.
В ходе реализации проекта также могут выпускаться Единые карты жителя Ямала с унифицированными характеристиками. Порядок выпуска, выдачи и обслуживания таких карт, а также их унифицированные характеристики устанавливаются законодательством автономного округа.
В проекте могут участвовать программы лояльности национальной системы платежных карт, созданной в соответствии с законодательством о национальной платежной системе, а также программы лояльности хозяйствующих субъектов, реализующих товары, работы, услуги жителям автономного округа, в порядке, определенном уполномоченным органом по реализации проекта.
VIII. Нормативное правовое регулирование
В соответствии с частью 5.8 статьи 30.5 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" установлено, что в случае использования платежных карт в целях обеспечения физическим лицам возможности получения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в натуральной форме мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот, в том числе льгот при пользовании транспортными услугами, кредитные организации обязаны предоставлять клиентам - физическим лицам в указанных целях только национальные платежные инструменты.
В рамках действующих и запускаемых проектов "карт жителей" субъекты Российской Федерации, реализующие подобные проекты, самостоятельно формируют региональную нормативную правовую базу, регламентирующую использование "карт жителя".
В автономном округе в процессе реализации проекта будет создана нормативная правовая база, обеспечивающая внедрение и практическое применение Единой карты жителя Ямала.
IX. Финансовое обеспечение реализации проекта
Реализацию проекта планируется осуществлять за счет средств окружного бюджета и внебюджетных источников.
Реализация проекта за счет средств окружного бюджета планируется в рамках мероприятий государственной программы автономного округа "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1110-П, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об окружном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
X. Риски реализации проекта
Реализация проекта сопряжена со следующими рисками:
- отсутствие достаточных технических и программных ресурсов у участков проекта;
- необходимость доработки созданных информационных систем;
- необходимость выработки принципиально новых решений обмена информацией и создания системы юридически значимого документооборота;
- отсутствие соответствующего терминального оборудования у участников проекта;
- отсутствие достаточных финансовых ресурсов у участников проекта, необходимых для инвестирования в решение системных вопросов применения Единой карты жителя Ямала.
XI. Реализация проекта
Реализация проекта начинается в 2021 году. Первыми услугами, реализуемыми с использованием Единой карты жителя Ямала, будут социальные услуги, предоставляемые в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2014 года N 1087-П "О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг".
Основным инструментом реализации проекта будет являться государственная информационная система "Единая карта жителя Ямала".
Дальнейшее развитие проекта будет осуществляться на основе предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа, осуществляющих реализацию мер социальной поддержки населения, направляемых в адрес уполномоченного органа по реализации проекта.
XII. Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация проекта на территории автономного округа:
- повысит удобство обслуживания и обеспечит информированность населения автономного округа при получении мер социальной поддержки;
- сократит издержки обработки данных;
- повысит точность учета расходования бюджетных средств;
- обеспечит оперативность принятия управленческих решений;
- позволит формировать отчетность в разрезе конкретных получателей мер социальной поддержке;
- обеспечит эффективный контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 августа 2021 г. N 684-П "О концепции проекта "Единая карта жителя Ямала"
Вступает в силу с 3 августа 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 10 августа 2021 г. спецвыпуск N 63, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 3 августа 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 августа 2021 г. N 8900202108060005
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2022 г. N 722-П
Изменения вступают в силу с 25 июля 2022 г.