Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2021 г. N 677
"О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2023 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2023 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.05.2014 N 349, от 30.03.2015 N 198, от 24.03.2016 N 165, от 22.04.2017 N 238, от 09.04.2018 N 224, от 10.09.2018 N 766, от 22.03.2019 N 214, от 29.05.2019 N 455, от 13.02.2020 N 106, от 12.06.2020 N 484, от 23.03.2021 N 154) следующие изменения:
в наименовании цифры "2023" заменить цифрами "2024";
в пункте 1 цифры "2023" заменить цифрами "2024";
в государственной программе "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2023 годы", утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):
в наименовании Программы цифры "2023" заменить цифрами "2024";
в паспорте Программы:
в строке "Наименование программы" цифры "2023" заменить цифрами "2024";
в строке "Сроки и этапы реализации Программы" цифры "2023" заменить цифрами "2024";
строку "Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам" изложить в следующей редакции:
"Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 15189,33 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1016,48 млн. рублей; 2015 год - 3376,21 млн. рублей; 2016 год - 1886,84 млн. рублей; 2017 год - 1415,82 млн. рублей; 2018 год - 3734,22 млн. рублей; 2019 год - 2331,99 млн. рублей; 2020 год - 501,72 млн. рублей; 2021 год - 243,59 млн. рублей; 2022 год - 228,92 млн. рублей; 2023 год - 226,77 млн. рублей; 2024 год - 226,77 млн. рублей. Объем финансирования, выделяемый из бюджета Республики Татарстан для реализации Программы, будет ежегодно уточняться в соответствии с законами Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан"; |
в абзаце первом строки "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы" цифры "2023" заменить цифрами "2024";
в разделе I Программы:
в абзаце первом в наименовании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 после слов "эффективности государственных программ Республики Татарстан" дополнить словами "и ведомственных целевых программ";
пункты 1.1-1.5 изложить в следующей редакции:
"1.1. Обеспечение полного и достоверного учета государственного имущества и земельных участков Республики Татарстан
Обеспечение полного и достоверного учета государственного имущества - основа эффективного управления государственными активами Республики Татарстан.
Государственные активы Республики Татарстан на начало 2021 года составили 465,58 млрд. рублей, в том числе стоимость имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений, - 99,04 млрд. рублей, стоимость имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, - 6,17 млрд. рублей, стоимость государственного портфеля акций по номинальной стоимости - 153,47 млрд. рублей, стоимость объектов казны - 68,61 млрд. рублей, кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, - 138,29 млрд. рублей.
Общая площадь земель на территории Республики Татарстан на 01.01.2021 составила 6,8 млн. гектаров, из них в частной собственности и собственности юридических лиц находятся 3,25 млн. гектаров земель (48,5 процентов).
По праву распоряжения земельные участки распределяются следующим образом:
право распоряжения федеральных органов власти - 1,52 млн. гектаров,
право распоряжения муниципальных образований - 1,95 млн. гектаров,
право распоряжения Республики Татарстан - 0,06 млн. гектаров.
На 01.01.2021 в Реестре государственной собственности Республики Татарстан значатся 915 юридических лиц, в том числе 825 государственных учреждений, 12 унитарных предприятий, 78 хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале.
Динамика состава организаций государственного сектора Республики Татарстан за 2018-2020 годы
(единиц) | |||
|
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
на 01.01.2021 |
Количество организаций государственного сектора Республики Татарстан, всего |
942 |
924 |
915 |
в том числе: | |||
унитарные предприятия |
16 |
12*(1) |
12*(1) |
государственные учреждения |
837 |
828 |
825 |
хозяйственные общества с долей Республики Татарстан в уставном капитале |
89*(2) |
84*(3) |
78*(4) |
*(1) в базе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан учтено 14 государственных унитарных предприятий, в том числе 2 - не ведущие финансово-хозяйственную деятельность (Племптицесовхоз "Юдинский", Совхоз "Садовод" концерна "Татплодовощпром");
*(2) из них в 17 АО используется специальное право "Золотая акция" при отсутствии доли Республики Татарстан;
*(3) из них в 15 АО используется специальное право "Золотая акция" при отсутствии доли Республики Татарстан;
*(4) из них в 14 АО используется специальное право "Золотая акция" при отсутствии доли Республики Татарстан".
1.2. Обеспечение эффективного управления государственными предприятиями и акционерными обществами с долей Республики Татарстан в уставном капитале, профилактики их несостоятельности
На 01.01.2021 в собственности Республики Татарстан находятся акции 74 акционерных обществ, в том числе в 14 обществах, где отсутствует доля государства, используется специальное право "золотой акции".
Участие государства характеризуется следующими показателями:
100 процентов голосующих акций - в 23 обществах;
от 50 до 100 процентов - в 16 обществах;
от 25 до 50 процентов - в 11 обществах;
менее 25 процентов - в 24 обществах.
На 01.01.2021 в реестре государственной собственности числятся 12 государственных унитарных предприятий.
В рамках Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Минземимущество РТ) по запросам арбитражных управляющих проводится анализ наличия (отсутствия) государственного имущества, закрепленного за организациями и предприятиями, находящимися в процедуре несостоятельности (банкротстве).
Количество субъектов предпринимательской деятельности, переходящих в процессе своей экономической деятельности в процедуру банкротства, остается стабильно высоким. Также наблюдается увеличение количества физических лиц, находящихся в процедуре банкротства, связанное с изменениями в федеральном законодательстве в части банкротства физических лиц.
Минземимуществом РТ оказывается методическая помощь муниципальным образованиям Республики Татарстан в части проведения работ по предотвращению банкротства и недопущению вывода активов предприятий, находящихся в процедуре банкротства.
В рамках сохранения социально значимых объектов, участвующих в производственном цикле, продолжается совместная работа с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по организациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, находящимся в процедуре банкротства. В 2020 году указанная работа производилась в отношении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района".
Проводится мониторинг сайта Арбитражного суда Республики Татарстан на предмет возбуждения судебных процессов в отношении унитарных предприятий и акционерных обществ с долей Республики Татарстан и признания их несостоятельными (банкротами), последствия которых могут повлечь возможные взыскания из бюджета Республики Татарстан и муниципальных бюджетов. Данная работа проводится в целях уменьшения риска взысканий из бюджета Республики Татарстан, а также их предотвращения. В 2020 году признано несостоятельным (банкротом) АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Татарстан".
В целях недопущения перехода из процедуры ликвидации предприятий в процедуру банкротства, а также в отношении действующих предприятий Минземимуществом РТ совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан проводится анализ расходов ликвидационных комиссий предприятий и финансово-хозяйственной деятельности действующих предприятий.
Совместно с Министерством финансов Республики Татарстан и Министерством экономики Республики Татарстан проводится работа по включению в реестр требований кредиторов организаций, находящихся в процедуре несостоятельности (банкротства) и имеющих задолженность перед бюджетом Республики Татарстан, возникшую в результате получения займа.
1.3. Обеспечение эффективного распоряжения и использования государственного имущества и земельных участков
Контроль за использованием имущества государственными учреждениями
В новых условиях автономные и бюджетные учреждения наделяются большим объемом правомочий распоряжения имуществом в рамках права оперативного управления, при этом свобода такой имущественной деятельности компенсируется отменой субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения.
Вместе с тем по отношению к автономным и бюджетным учреждениям собственник законодательно сохраняет часть полномочий в области управления ими. Это определение государственных заданий для названных учреждений, согласование совершения определенных законом сделок, а также осуществление финансового обеспечения выполнения задач с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за названными учреждениями.
Поэтому Минземимуществом РТ введен систематический контроль за законностью, эффективностью и целевым использованием государственного имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан.
По состоянию на 01.01.2021 в Республике Татарстан насчитывается 825 государственных учреждений.
Распределение государственных учреждений Республики Татарстан по типам за 2018-2020 годы
(единиц) | |||
Тип государственного учреждения |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2020 |
на 01.01.2021 |
Автономные |
332 |
329 |
328 |
Бюджетные |
287 |
279 |
279 |
Казенные |
121 |
123 |
121 |
Органы государственной власти |
97 |
97 |
97 |
Итого |
837 |
828 |
825 |
Информация об автономных учреждениях Республики Татарстан за 2018-2020 годы
(единиц) | |||
Наименование министерства |
На 01.01.2019 |
На 01.01.2020 |
На 01.01.2021 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
139 |
134 |
133 |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
94 |
93 |
91 |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
66 |
68 |
69 |
Министерство культуры Республики Татарстан |
19 |
20 |
20 |
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
- |
- |
- |
Министерство по делам молодежи Республики Татарстан |
1 |
1 |
2 |
Министерство спорта Республики Татарстан |
8 |
9 |
9 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
1 |
0 |
0 |
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан |
2 |
- |
- |
Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан |
- |
2 |
2 |
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан |
1 |
1 |
1 |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
1 |
1 |
1 |
Итого |
332 |
329 |
328 |
В 2020 году Минземимуществом РТ проведено 88 выездных контрольных проверок по использованию государственного имущества и земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан и оперативном управлении государственных учреждений, а также в безвозмездном пользовании муниципальных организаций и отдельных государственных учреждений.
Динамика контрольных проверок использования государственного имущества за 2018-2020 годы
(единиц) | |||
|
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Количество проведенных проверок имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан |
89 |
93 |
88 |
Типичные нарушения, выявленные при использовании государственного имущества государственными учреждениями в 2018-2020 годах
Наименование нарушения |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Передача государственного имущества без согласия собственника иным организациям |
6 учреждений передали 505,32 кв. метра помещений, часть земельного участка площадью 3000,0 кв. метра |
6 учреждений передали 2071,11 кв. метра помещений, 2 учреждения передали 18 единиц движимого имущества, 2 учреждения передали 2 автомобиля |
1 учреждение передало помещения общей площадью 435,3 кв. метра |
Непредставление сведений для внесения в Реестр государственной собственности Республики Татарстан |
8 учреждений на 12 объектов |
8 учреждений на 10 объектов |
1 учреждение на 1 объект |
Отсутствие регистрации права оперативного управления по отдельным объектам |
19 учреждений на 53 объекта |
17 учреждений на 43 объекта |
11 учреждений на 57 объектов |
Наличие неиспользуемого или неэффективно используемого имущества |
93 объекта площадью 23208,14 кв. метра, 23 земельных участка площадью 16,22 га, 55 единиц автотехники |
58 объектов площадью 15720,93 кв. метра, 4 земельных участка площадью 2,93 га, 20 единиц автотехники |
21 объект недвижимости площадью 3441,1 кв. метра, 1 земельный участок площадью 1190 кв. метра, 14 единиц движимого имущества |
Инвентаризация неиспользуемых объектов недвижимости
По итогам инвентаризации, проведенной в 2020 году, выявлено следующее.
Информация о выявленных в результате инвентаризации неиспользуемых объектах недвижимости
N п/п |
Группы |
Собственность |
||||
|
Республики Татарстан |
муниципальная |
||||
количество объектов |
общая площадь, кв. метров |
количество объектов |
общая площадь, кв. метров |
|||
1. |
Объекты незавершенного строительства |
2 |
6410,2 |
24 |
55673,4 |
|
2. |
Незадействованные объекты, необходимые для развития отрасли |
88 |
43591,65 |
188 |
44418,4 |
|
3. |
Незадействованные объекты, пригодные для использования |
76 |
33551,84 |
525 |
148508,71 |
|
4. |
Незадействованные объекты, находящиеся в аварийном состоянии |
71 |
15234,5 |
234 |
52028,63 |
|
Итого |
237 |
98788,19 |
971 |
300629,14 |
По результатам проведенных мероприятий по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации неиспользуемых объектов недвижимости вовлечены в хозяйственный оборот:
1) из 24 объектов незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности, 3 объекта включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
Информация о проведенных мероприятиях с объектами незавершенного строительства, находящимися в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, в 2020 году
(единиц) | |||
N п/п |
Проведенные мероприятия |
Собственность |
|
Республики Татарстан |
муниципальная |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Переданы иным эксплуатирующим организациям |
0 |
0 |
2. |
Введены в эксплуатацию |
0 |
0 |
3. |
Включены в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах |
0 |
0 |
4. |
Включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства |
0 |
3 |
Итого |
0 |
3 |
2) из 88 незадействованных объектов, необходимых для развития отрасли, находящихся в собственности республики, 7 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, из 188 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 46 объектов вовлечены в хозяйственный оборот, 18 объектов включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
Информация о проведенных мероприятиях с незадействованными объектами, необходимыми для развития отрасли, использование которых возможно после дополнительных капитальных затрат на проведение ремонтных работ, находящимися в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, в 2020 году
(единиц) | |||
N п/п |
Проведенные мероприятия |
Собственность |
|
Республики Татарстан |
муниципальная |
||
1. |
Эксплуатируются балансодержателем |
2 |
0 |
2. |
Ведутся работы по разработке проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ |
3 |
0 |
3. |
Списано |
2 |
0 |
4. |
Ведутся строительно-монтажные работы |
37 |
4 |
5. |
Реализованы |
1 |
0 |
6. |
Переданы иным эксплуатирующим организациям |
6 |
1 |
7. |
Включены в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах |
0 |
20 |
8. |
Включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства |
0 |
18 |
9. |
Заключено концессионное соглашение |
0 |
0 |
10. |
Переданы по договору аренды |
0 |
45 |
Итого |
51 |
88 |
3) из 76 незадействованных объектов, пригодных для использования в иных отраслях, находящихся в собственности Республики Татарстан, вовлечены в хозяйственный оборот 32 объекта, из 525 объектов, находящихся в муниципальной собственности, 203 объекта включены в перечень объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц и предназначенных для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
Информация о проведенных мероприятиях с незадействованными объектами, пригодными для использования в иных отраслях, находящимися в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, в 2020 году
(единиц) | |||
N п/п |
Проведенные мероприятия |
Собственность |
|
Республики Татарстан |
муниципальная |
||
1. |
Переданы иным эксплуатирующим организациям |
0 |
0 |
2. |
Включены в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах |
0 |
70 |
3. |
Признаны непригодными к использованию и подлежат списанию |
1 |
0 |
4. |
Ведутся работы по разработке проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ |
0 |
0 |
5. |
Реализованы |
1 |
0 |
6. |
Включены в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства |
0 |
203 |
7. |
Переданы в муниципальную собственность |
31 |
4 |
8. |
Списано |
0 |
0 |
Итого |
33 |
277 |
4) из 71 незадействованного объекта, подлежащего списанию и находящегося в собственности Республики Татарстан, списано 11 объектов.
Информация о проведенных мероприятиях с незадействованными объектами, отнесенными к аварийным, которые не пригодны к использованию и подлежат списанию, находящимися в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, в 2020 году
(единиц) | |||
N п/п |
Проведенные мероприятия |
Собственность |
|
Республики Татарстан |
муниципальная |
||
1. |
Списаны |
11 |
0 |
2. |
Переданы иным эксплуатирующим организациям |
2 |
1 |
3. |
Включены в план приватизации для реализации на открытых аукционных торгах |
0 |
3 |
Итого |
13 |
4 |
Таким образом, с целью вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества требуется проведение дополнительных мероприятий с участием профильных министерств, в том числе по определению затрат на приведение объектов в нормативное состояние.
Практика применения государственно-частного партнерства в управлении государственным имуществом
С целью эффективного использования государственного имущества Минземимуществом РТ проводится работа по привлечению инвестиций в государственные объекты недвижимости в рамках использования механизма концессионных соглашений.
В августе 2020 года по результатам проведенного открытого конкурса Минземимуществом РТ с обществом с ограниченной ответственностью "Фармацевтический медицинский полис Республики Татарстан" подписано концессионное соглашение о передаче помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, с. Большие Кабаны, ул. Выставочная, д. 1, Кластер В, для организации работы Медицинского промышленного парка Республики Татарстан, представляющего собой имущественный комплекс в области медицины и здравоохранения для организации производств по выпуску медицинских изделий и лекарственных средств, их хранения и иных этапов обращения, осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг сроком на 15 лет.
Информация о заключенных концессионных соглашениях в отношении государственного имущества за 2011-2020 годы
N концессионного соглашения |
Дата заключения соглашения |
Срок действия соглашения |
Объем инвестиций, тыс. рублей |
Площадь объекта, кв. метров |
Адрес объекта |
Инвестор |
Предоставляемая услуга |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
б/н |
15.03.2011 |
10 лет |
40000 |
697,4 |
г. Казань, ул. Гвардейская, д. 52/2 |
ООО "АВА-ПЕТЕР" |
Оказание услуг в области охраны и восстановления репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) |
б/н |
26.06.2013 |
15 лет |
15000 |
714,4 |
г. Казань, ул. Х. Такташ, д. 115 |
ООО "Медицинское объединение "Спасение" |
Оказание бесплатной медицинской помощи населению Вахитовского и Приволжского районов г. Казани |
1 |
03.10.2014 |
7 лет |
100000 |
4745,7 |
г. Набережные Челны, ул. Мира, д. 12 |
ООО "Клиника современной медицины HD" |
Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан |
2 |
03.10.2014 |
7 лет |
60000 |
2731,5 |
г. Нижнекамск, ул. Менделеева, д. 46 |
ООО "Клиника современной медицины HD" |
Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан |
3 |
14.11.2014 |
7 лет |
50000 |
598,9 |
г. Бугульма, ул. 14 Павших, д. 11, пом.1 |
ООО "Клиника современной медицины HD" |
Оказание услуг амбулаторного гемодиализа населению Республики Татарстан |
4 |
24.03.2017 |
10 лет |
318000 |
193,8 |
г. Казань, ул. Сибирский тракт, д. 29, пом.10, нежилое помещение, кадастровый номер 16:50:130101:1059 |
Общество с ограниченной ответственностью "Приволжский центр томотерапии "Сакнур" |
Оказание услуг томотерапии (лучевой терапии) |
099-129 |
18.01.2018 |
20 лет |
33000 |
1135,90 |
г. Казань, пр. Победы, д. 142, помещение N 1205, кадастровый номер 16:50:150306:5976 |
Автономная некоммерческая организация "Казанский центр развития реабилитации и абилитации" |
Деятельность по социальной реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом |
099-203 |
19.04.2019 |
10 лет |
50000 |
1027,5 |
г. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский тракт, д. 140, корп. 8, помещение N 1007, кадастровый номер 16:50:171201:1009 |
Акционерное общество "Департамент продовольствия и социального питания г. Казани" |
Оказание услуг лечебного питания в государственном автономном учреждении здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" |
099-284 |
11.08.2020 |
15 лет |
150000 |
35943,2 |
Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, с. Большие Кабаны, ул. Выставочная, д. 1, Кластер В |
Общество с ограниченной ответственностью "Фармацевтический медицинский полис Республики Татарстан" |
Организация работы Медицинского промышленного парка Республики Татарстан, представляющего собой имущественный комплекс в области медицины и здравоохранения для организации производств по выпуску медицинских изделий и лекарственных средств, их хранения и иных этапов обращения, осуществления деятельности по оказанию медицинских услуг |
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан по развитию малого и среднего бизнеса. Статья 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусматривает утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечней государственного имущества для предоставления субъектам МСП в аренду, в том числе на льготных условиях.
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП будет способствовать вовлечению государственного имущества в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса и в то же время повысит доходность бюджета за счет поступления арендных платежей, а также последующего выкупа имущества арендаторами.
Одной из целей Программы является стимулирование развития малого и среднего бизнеса на территории Республики Татарстан, в том числе за счет использования имущественного потенциала объектов казны.
Задачами Программы в части имущественной поддержки МСП являются:
1. Увеличение количества государственного имущества Республики Татарстан в Перечне имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП (далее - Перечень).
2. Совершенствование льготного порядка предоставления имущества в аренду.
3. Упрощение и повышение прозрачности процедур предоставления имущества во владение (пользование).
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП в Республике Татарстан осуществляется на следующих принципах:
информационная открытость (транспарентность): размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об имуществе, включенном в реестр государственного имущества Республики Татарстан, об имуществе, включенном в Перечень, о правовых актах, регулирующих оказание имущественной поддержки;
равный доступ субъектов МСП к получению имущественной поддержки: соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в процессе подготовки, принятия и исполнения решений о предоставлении имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП;
приоритетность включения в Перечень имущества, поступившего в государственную (муниципальную) собственность, вновь выявленного, а также неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению, за исключением случаев, если использование такого имущества необходимо для размещения органов государственной власти или государственных организаций для решения государственных задач;
ежегодное дополнение Перечня новыми объектами с целью замещения имущества, в отношении которого реализовано преимущественное право субъектов МСП на выкуп арендуемого государственного имущества;
востребованность имущества, включенного в Перечень: недопустимость включения в Перечень имущества, которое не может быть предоставлено субъектам МСП в долгосрочную аренду либо не может быть использовано ими для ведения предпринимательской деятельности.
В 2020 году Минземимуществом РТ организовано 17 аукционов в отношении имущества казны, в том числе 7 аукционов - для субъектов МСП.
Кроме того, в целях достижения показателей целевой модели "Поддержка малого и среднего предпринимательства" Минземимуществом РТ продолжается консультативная и информационная работа с исполнительными органами муниципальных районов Республики Татарстан. В результате наблюдается положительная динамика в муниципальных районах Республики Татарстан по утверждению, а также расширению состава имущества в перечнях муниципального имущества, предназначенного для предоставления в пользование субъектам МСП.
Приобретение помещений для офисов врачей общей практики
Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.11.2013 N 2303-р, в целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению Республики Татарстан в 2014 году, Минземимущество РТ определено государственным заказчиком приобретения помещений на первых этажах новостроек для офисов врачей общей практики.
Оценочная деятельность при управлении государственной собственностью
Оценочная деятельность при управлении государственными активами продолжает быть одним из важных направлений. Республика Татарстан в лице Минземимущества РТ остается крупным потребителем оценочных услуг, поскольку оценка стоимости объектов государственного имущества является обязательной при их вовлечении в оборот, на основании результатов рыночной оценки принимаются управленческие решения в отношении государственного имущества.
Экспертиза отчетов об оценке государственного имущества
Несмотря на предпринимаемые меры, отчеты об оценке не всегда соответствуют нормам законодательства, оценщики часто допускают грубые ошибки в отчетах, что в большинстве случаев существенно влияет на итоговую стоимость объекта оценки.
За 2020 год специалистами Минземимущества РТ произведена экспертиза более 1050 отчетов об оценке государственного имущества, имущества государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале для совершения сделок на общую сумму более 17,71 млрд. рублей, в том числе об оценке рыночной стоимости:
арендной платы помещений, оборудования - 1008 объектов;
объектов недвижимости - 70 единиц;
сооружений, оборудования - 11493 объекта;
автотранспорта - 428 единиц;
пакетов акций - 14 единиц;
земельных участков - 58 единиц.
По результатам производимой специалистами Минземимущества РТ экспертизы 25-30 процентов отчетов об оценке возвращаются на доработку ввиду несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, что свидетельствует о низком качестве представляемых отчетов. При этом выделены следующие основные нарушения:
ошибки в расчетах методологического и арифметического характера;
нарушение обязательных требований к составлению отчетов (отсутствие ссылок на источники используемой информации, материалов фотофиксации);
необоснованное введение корректировок, приводящих к искажению итоговой рыночной стоимости;
занижение стоимости арендной платы и рыночной стоимости реализации объектов;
оценка объектов недвижимости без учета занимаемых ими земельных участков;
оценка земельных участков без учета стоимости расположенных на них объектов недвижимости;
предоставление отчетов об оценке не в полном объеме, без приложений;
неактуальная дата оценки.
При неоднократных ошибках отчеты направляются в Экспертный совет некоммерческого партнерства "Союз оценщиков Республики Татарстан" для проведения независимой экспертизы.
После рассмотрения экспертами отчетов об оценке и принятия коллегиального профессионального решения с выводом об их соответствии либо несоответствии действующему законодательству об оценочной деятельности выстроена схема дальнейшего взаимодействия экспертов с оценщиками, направленная на повышение качества оценки, а именно: при неоднократном выполнении оценщиком некачественных работ и неисполнении рекомендаций экспертов принято решение направлять мотивированную жалобу на оценочную организацию в саморегулируемую организацию оценщиков и Управление Росреестра по Республике Татарстан для принятия в отношении данной организации мер дисциплинарного взыскания.
Обеспечение государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на земельные участки. Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан
В 2020 году осуществлена государственная регистрация права собственности Республики Татарстан и включено в Реестр государственной собственности Республики Татарстан 92 земельных участка площадью 253,1 гектара.
Минземимуществом РТ предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование 146 земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, общей площадью более 535,50 гектара.
В муниципальную собственность Минземимуществом РТ передано 22 земельных участка общей площадью более 38,97 гектара.
Реализация государственной политики по предоставлению земель под промышленное производство
Реализуя государственную политику по предоставлению земель под промышленное производство, в том числе под объекты нефтедобычи, Минземимущество РТ ведет активную работу по изменению категории земельных участков. Особенно большое значение эта работа имеет для развития нефтедобывающей отрасли.
Информация о переводе земельных участков из одной категории в другую, пригодную для строительства, за 2018-2020 годы
Вид отвода |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||
Количество, единиц |
Площадь, га |
Количество, единиц |
Площадь, га |
Количество, единиц |
Площадь, га |
||||
земельных участков |
постановлений КМ РТ |
земельных участков |
постановлений КМ РТ |
земельных участков |
постановлений КМ РТ |
||||
Под объекты нефтедобычи |
415 |
130 |
824,20 |
518 |
76 |
802,98 |
540 |
27 |
568,7 |
Под разработку карьеров |
7 |
3 |
29,30 |
9 |
3 |
50,24 |
26 |
11 |
182,1 |
Под объекты связи, в т.ч. базовые станции сотовой связи |
3 |
2 |
0,10 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
0 |
0,00 |
Под строительство автодорог |
3 |
1 |
7,60 |
1 |
1 |
12,90 |
73 |
5 |
236,7 |
Под строительство АЗС и других объектов дорожного сервиса |
21 |
9 |
75,10 |
3 |
3 |
5,20 |
12 |
5 |
24,0 |
Под иные промышленные объекты |
191 |
76 |
184,10 |
320 |
63 |
725,33 |
1295 |
41 |
1160,7 |
В земли особо охраняемых территорий и объектов |
7 |
5 |
9,80 |
4 |
1 |
5,99 |
1 |
1 |
1,0 |
В земли лесного фонда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
28,0 |
Итого |
647 |
226 |
1130,20 |
855 |
147 |
1602,64 |
1949 |
91 |
2201,25 |
Деятельность в области кадастровых отношений
Проведение государственной кадастровой оценки
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Распоряжениями Минземимущества РТ утверждены результаты государственной кадастровой оценки:
объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан (распоряжение от 24.11.2014 N 2572-р);
земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (вне населенных пунктов), расположенных на территории Республики Татарстан (распоряжение от 24.11.2014 N 2573-р);
земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани) (распоряжение от 25.11.2015 N 2846-р);
земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Татарстан (распоряжение от 30.10.2018 N 3647-р);
земель водного фонда, лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Республики Татарстан (распоряжение от 01.10.2019 N 3087-р);
земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан (распоряжение от 01.10.2020 N 2920-р).
Также постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани.
В настоящее время в соответствии с распоряжением Минземимущества РТ от 21.07.2020 N 2221-р "О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан" государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ "ЦГКО") проводится кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан. В рамках подготовительного этапа, проведенного в 2020 году, в ГБУ "ЦГКО" поступило 33 декларации о характеристиках земельных участков категории земель населенных пунктов.
Утверждение перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" в отношении отдельных торговых центров (комплексов) налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях определения фактического использования здания во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2016 N 977 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и Положения о комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и внесения изменения в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 N 407 "Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан" при Минземимуществе РТ действует комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, созданная распоряжением Минземимущества РТ от 29.09.2017 N 2196-р "О создании комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения".
Распоряжением Минземимущества РТ от 16.11.2020 N 3495-р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. В соответствующий перечень включено 459 объектов недвижимости.
Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости
Действующий порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости предусматривает возможность обращения заинтересованных лиц в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан или в суд.
По итогам 2020 года указанной Комиссией принято к рассмотрению 274 заявления физических и юридических лиц.
По результатам рассмотрения большинство заявлений о пересмотре кадастровой стоимости отклонены по причине предоставления заявителями отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, не соответствующих требованиям законодательства, и неподтверждения фактов использования недостоверных сведений при проведении кадастровой оценки объектов недвижимости.
Динамика количества заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, рассмотренных Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за 2018-2020 годы
Год |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество заявлений, единиц |
354 |
345 |
274 |
В Верховный Суд Республики Татарстан в 2020 году подано и принято к рассмотрению 507 административных исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости 1046 земельных участков и 299 объектов капитального строительства.
Динамика количества заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2018-2020 годы, рассмотренных Верховным Судом Республики Татарстан
Год |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество заявлений, единиц |
557 |
649 |
507 |
Анализ административных дел по пересмотру кадастровой стоимости объектов недвижимости, рассмотренных Верховным Судом Республики Татарстан, показывает, что сохраняется практика представления заявителями в качестве доказательств рыночной стоимости отчетов об оценке объектов недвижимости, не соответствующих требованиям законодательства, вследствие чего возникает необходимость проведения по делу судебной экспертизы.
По результатам судебных экспертиз, проведенных за 2020 год, из 451 проанализированного отчета 412 отчетов признаны не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Проведение вышеуказанных судебных экспертиз позволило предотвратить налоговые потери от оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости на сумму более 59 млн. рублей в год.
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющих осуществить налоговый перерасчет при пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости за три года, предшествующих году обращения, сумма предотвращенных налоговых потерь за трехлетний период составила более 179 млн. рублей.
1.4. Оптимизация состава и структуры государственного имущества
Передача имущества между уровнями власти и его реализация
Информация о передаче имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, в федеральную собственность за 2017-2020 годы
Год |
Движимое имущество |
Недвижимое имущество |
2017 |
68 единиц автотранспортных средств и другого движимого имущества общей стоимостью более 122,00 млн. рублей в рамках реализации Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" |
31 объект недвижимости, в том числе 25 зданий (помещений) площадью 29551,20 кв. метра; 6 земельных участков площадью 2,90 гектара |
2018 |
212 единиц автотранспортных средств и другого движимого имущества общей стоимостью более 113,00 млрд. рублей |
6 объектов недвижимости общей площадью 3176,90 кв. метра |
2019 |
108 единиц автотранспортных средств общей стоимостью 84,10 млн. рублей и другого движимого имущества общей стоимостью 208,60 млн. рублей |
5 объектов недвижимого имущества общей площадью 1926,60 кв. метра общей стоимостью 14,54 млн. рублей |
2020 |
221 единица автотранспортных средств общей стоимостью 187,45 млн. рублей и другого движимого имущества общей стоимостью 650,85 млн. рублей |
4 объекта недвижимого имущества общей площадью 5458,70 кв. метра общей стоимостью 167,50 млн. рублей |
Информация о передаче имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, в муниципальную собственность за 2006-2019 годы
Наименование вида имущества |
Количество переданного имущества |
Объекты недвижимости, закрепленные за государственными учреждениями и предприятиями |
98958 |
Информация о передаче в муниципальную собственность вновь введенных в эксплуатацию объектов, построенных государственным казенным учреждением "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", за 2019-2020 годы
Наименование объекта |
Количество, единиц |
Стоимость, тыс. рублей |
Дошкольные образовательные учреждения |
26 |
1195117,48 |
Образовательные учреждения |
17 |
5403996,27 |
Фельдшерско-акушерские пункты |
6 |
21526,05 |
Врачебные амбулатории |
14 |
119913,69 |
Многофункциональные центры |
38 |
405578,06 |
Универсальные спортивные площадки |
118 |
463856,57 |
Административные здания исполнительных комитетов (советов поселений) |
3 |
13796,5 |
Блочно-модульные лыжные базы |
11 |
76722,99 |
Общественные пространства |
44 |
2341523,49 |
Итого |
277 |
10042031,1 |
Сокращение количества государственных унитарных предприятий
Минземимущество РТ продолжает активную работу по выявлению и исключению из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих предприятий. Так, за последние 11 лет количество государственных унитарных предприятий Республики Татарстан сократилось более чем в 18 раз.
Динамика количества унитарных предприятий в Республике Татарстан за 2010-2020 годы
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции", устанавливающим запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.10.2020 N 966 "О Плане мероприятий Республики Татарстан на период до 1 января 2025 года по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий" утвержден План мероприятий Республики Татарстан на период до 1 января 2025 года по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее - План мероприятий).
Муниципальным образованиям Республики Татарстан при реорганизации муниципальных унитарных предприятий рекомендовано руководствоваться указанным Планом мероприятий.
В соответствии с Планом мероприятий, разработанным с учетом предложений муниципальных образований, подлежат:
сохранению в текущей организационно-правовой форме - 2 государственных и 16 муниципальных унитарных предприятий;
реорганизации в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы в срок до 01.01.2025 - 8 государственных и 85 муниципальных унитарных предприятий;
ликвидации - 4 государственных и 40 муниципальных унитарных предприятий.
1.5. Организация обеспечения имущественных прав граждан, определенных действующим законодательством
Предоставление земельных участков многодетным семьям и взаимодействие с Акционерным обществом "ДОМ.РФ"
В Республике Татарстан продолжается работа по формированию земельных участков и предоставлению их многодетным семьям.
Возможность безвозмездного получения земельного участка, наряду с материнским капиталом, является важной стимулирующей мерой для многих семей и, несомненно, способствует развитию института семьи и повышению рождаемости.
Динамика обеспечения многодетных семей земельными участками за 2012-2020 годы
(единиц) | ||||
Год |
Количество многодетных семей, имеющих и имевших право на получение земельных участков |
Прирост многодетных семей, имеющих и имевших право на получение земельных участков, за год |
Количество многодетных семей, обеспеченных участками |
Количество многодетных семей, обеспеченных участками за год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2012 |
24817 |
- |
14749 |
- |
2013 |
29131 |
4314 |
19549 |
4800 |
2014 |
33371 |
4240 |
22854 |
3305 |
2015 |
38514 |
5143 |
24160 |
1306 |
2016 |
43955 |
5441 |
27067 |
2907 |
2017 |
49929 |
5974 |
28684 |
1617 |
2018 |
54632 |
4703 |
32514 |
3830 |
2019 |
60300 |
5668 |
35167 |
2653 |
2020 |
66174 |
5874 |
38523 |
3356 |
По данным органов местного самоуправления, на 01.01.2021 всего в Республике Татарстан насчитывается более 66,17 тысячи многодетных семей, из них включены в списки на получение участков 60,58 тысячи семей. Органами местного самоуправления Республики Татарстан совместно с Минземимуществом РТ ведется работа по организации процесса предоставления земельных участков многодетным гражданам, в результате которой 38,52 тысячи многодетных семей получили в собственность земельные участки.
Информация о ходе предоставления земельных участков многодетным семьям в муниципальных образованиях Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2021
(единиц) | |||
Показатель |
Всего по Республике Татарстан |
В том числе: |
|
г. Казань |
г. Набережные Челны |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество многодетных семей |
66174 |
18505 |
8033 |
Принято решений о включении в списки |
60583 |
14889 |
7753 |
Поставлено на кадастровый учет земельных участков |
43176 |
7240 |
3405 |
Предоставлено в общую долевую собственность земельных участков |
38523 |
6166 |
3060 |
В ряде районов работа по предоставлению земельных участков была приостановлена в связи с поиском дополнительных земельных участков и проведением процедуры межевания. Актуальным остается вопрос финансирования проведения работ по формированию дополнительных земельных участков для многодетных семей.
В настоящее время имеется значительный дефицит земельных участков, остро стоит вопрос их выделения многодетным семьям г. Казани и г. Набережные Челны.
Минземимуществом РТ осуществляется сотрудничество с акционерным обществом "ДОМ.РФ" в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Участие в реализации жилищной политики государства
В рамках реализации Программы социального ипотечного жилищного строительства по состоянию на 01.01.2021 в республиканский бюджет поступило 17419,58 млн. рублей. Плановое задание на 2020 год установлено в размере более 7649,12 млн. рублей.
Кроме того, в отчетном году продолжена работа по включению земельных участков в государственный резерв земель Республики Татарстан в целях строительства жилья по социальной ипотеке. На основании подготовленных Минземимуществом РТ документов в 2020 году Кабинетом Министров Республики Татарстан принято 5 распоряжений о включении в государственный резерв земель Республики Татарстан 12 земельных участков на территории г. Казани общей площадью 177,41 гектара.";
в разделе II Программы:
в абзаце тридцать пятом цифры "2023" заменить цифрами "2024";
в абзаце сорок первом цифры "107" заменить цифрами "130";
в абзаце сорок четвертом цифры "71" заменить цифрами "69";
в абзаце сорок шестом цифры "2023" заменить цифрами "2024";
раздел III Программы изложить в следующей редакции:
"III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 15189,33 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 1016,48 млн. рублей;
2015 год - 3376,21 млн. рублей;
2016 год - 1886,84 млн. рублей;
2017 год - 1415,82 млн. рублей;
2018 год - 3734,22 млн. рублей;
2019 год - 2331,99 млн. рублей;
2020 год - 501,72 млн. рублей;
2021 год - 243,59 млн. рублей;
2022 год - 228,92 млн. рублей;
2023 год - 226,77 млн. рублей;
2024 год - 226,77 млн. рублей.
Объем финансирования, выделяемый из бюджета Республики Татарстан для реализации Программы, будет ежегодно уточняться в соответствии с законами Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан.";
в разделе IV Программы:
в абзаце четвертом после слов "эффективности государственных программ Республики Татарстан" дополнить словами "и ведомственных целевых программ";
приложение к Программе изложить в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 августа 2021 г. N 677 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2023 годы"
Вступает в силу с 3 августа 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 3 августа 2021 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 61, 17 августа 2021 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 2023 г. N 1129 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.